В своем выступлении министр иностранных дел Сергей Лавров на пресс-конференции по итогам переговоров с министром иностранных дел Республики Кипр Э. Козаку-Маркули 25 июля ответил на ряд вопросов относительно сирийской проблемы.
Вопрос: Сергей Викторович, как Вы могли бы прокомментировать информацию о готовящемся ЛАГ новом плане урегулирования в Сирии, смысл которого сводится к тому, что Б. Асад должен уйти взамен на гарантии собственной безопасности и безопасности своей семьи?
С. В. Лавров: Хотел бы прояснить ситуацию. Нам очень часто говорят – и недавно это вновь повторила официальный представитель Госдепа США В. Нуланд – о непонимании позиции России и Китая.
Это, конечно, «от лукавого», потому что наша позиция была еще раз предельно ясно и четко изложена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным на пресс-конференции с Премьер-министром Италии М. Монти 23 июля с. г.
Она заключается в том, что все, кто стреляет друг в друга в Сирии, должны прекратить это делать, отвести тяжелые вооружения и вооруженных людей из населенных пунктов, а все представители сирийских сторон (правительства и оппозиции) должны сесть за стол переговоров и начать договариваться о том, как обеспечить в Сирии права всех без исключения этнических, конфессиональных и прочих групп, включая арабов, в целом мусульман, курдов, друзов, христиан и др.
Когда станет ясно, к чему пришли сами сирийцы, и что это устойчивая схема будет работать, надо создавать правовые инструменты для проведения выборов и формирования переходного правительства.
Не знаю, что в этой российской позиции не понятно. По-моему, все предельно ясно.
Когда те, кто задают нам такой вопрос, излагают собственные подходы, у нас возникает желание многое прояснить.
В решении ЛАГ, принятом в Дохе 22 июля с. г., содержатся тезис о том, что Б. Асад должен уйти в обмен на гарантии безопасности, а также положение о формировании переходного правительства. Причем одни говорят, что переходное правительство должно формироваться только оппозиционными группами, другие – что, помимо оппозиции в нем должны участвовать представители нынешнего режима. Вот здесь как раз появляется неясность.
Замечу, что решение Лиги арабских государств об уходе Б. Асада с гарантиями безопасности было принято не единогласно.
В свою очередь Госсекретарь США Х. Клинтон на днях сказала, что пока есть время для мирной передачи власти.
В то же время глава внешнеполитического ведомства Франции Л. Фабиус говорит, что каким бы образом не произошел переход власти в Сирии, Б. Асаду не уйти от ответственности.
Возникают вопросы о том, какие сигналы посылаются и какие цели ими преследуются? Показать наличие возможности безопасного ухода? Загнать ситуацию окончательно в угол?
У нас гораздо больше вопросов к тем, кто задает вопросы нам. Вразумительного ответа мы не получаем.
Мы также не понимаем отказа наших западных партнеров осудить в СБ ООН террористический акт, совершенный в Дамаске 18 июля с. г., в результате которого погибли некоторые высшие руководители силовых структур САР.
Наши западные партнеры отказались это делать. Более того, постоянный представитель США при ООН С. Райс сослалась на этот теракт как на свидетельство того, что Совету Безопасности больше нельзя медлить с принятием резолюции по Главе VII Устава ООН.
Иными словами, это означало – мы, мол, будем продолжать поддерживать подобные террористические действия, пока СБ ООН не сделает того, чего мы хотим.
Это – жуткая позиция, и я не могу найти слов, чтобы описать наше к ней отношение!
Примерно то же самое заявила официальный представитель Госдепа США В. Нуланд: в условиях, когда режим Б. Асада так себя ведет и СБ ООН не может принять то, чего хотят США и Западная Европа, неудивительно, что в Дамаске и в Сирии в целом происходят акты насилия, и оппозиция прибегает к подобным мерам. Но это же прямое оправдание терроризма. Как это понять?
Недавно г-жа Х. Клинтон заявила, что нужно тесно работать с оппозицией, поскольку она завоевывает новые территории в САР, откуда готовит акции по противостоянию правительственным силам.
Это – звенья одной цепи...
Но самым главным является то, что российская позиция предельно подробно изложена в женевском коммюнике «Группы действий». Мы подписались под каждым словом и запятой этого документа и отстаивали эту позицию в Совете Безопасности ООН.
Наши западные партнеры хотели переиграть женевские договоренности и внесли в СБ ООН такие идеи, которые в Женеве все договорились не включать в коллективную позицию «Группы действий».
В схеме, предлагаемой ЛАГ, много противоречий, и мы хотели бы понять, о чем идет речь.
Вопрос: Не могли бы Вы подтвердить или опровергнуть информацию о приезде в Россию генерального секретаря ЛАГ Н. Араби и Премьер-министра, Министра иностранных дел Катара Хамад Бен Джасема для презентации нового плана сирийского урегулирования?
С. В. Лавров: Российская сторона заинтересована в том, чтобы получить разъяснения от представителей ЛАГ. Мы читали, что представители этой Организации хотят посетить некоторые столицы для разъяснения своих подходов.
Каких-либо предложений на этот счет напрямую к нам не поступало. Возможно, об этом считают более целесообразным говорить на публику, не обращаясь к стране, в которую собираются приехать. Подождем и посмотрим, что будет дальше.
Решать свое будущее должны сами сирийцы в рамках подхода, согласованного в Женеве на заседании министров иностранных дел стран-участниц «Группы действий». Это относится и к схеме (какой бы она ни оказалась), предлагаемой ЛАГ.
В этой связи не могу не упомянуть еще один поразивший меня момент.
После заседания Совета Евросоюза Высокий представитель ЕС К. Эштон, поясняя в ходе общения с прессой достигнутые договоренности, сказала, в частности, примерно следующее: Б. Асад должен задуматься над тем, как обеспечить сирийскому народу такое будущее, которое мы, Европейский союз, считаем правильным для Сирии. Полагаю, комментарии здесь излишни.
|