Все-таки уж как то очень двусмысленно смотрится натиск Минобразования на хиджабы. Ведь в школьных учебниках есть рисунки национальных костюмов. Учителя обязательно и справедливо подчеркивают, что национальные костюмы прекрасны... Но тех, кто в этих прекрасных одеждах придет в класс, выгонят из школы. Где логика?
И как называется госвласть, запрещающая населению ходить в национальных одеждах?
Если мы, русские и православные много наших традиций потеряли – такими же калеками мы теперь хотим видеть и мусульман? Раз мне выкололи глаз, то окружающее пространство должно быть превращено в страну слепых?
***
Газета “Взгляд” :
«Если речь идет о запрете хиджаба, то введение формы юридически эту проблему не решит. Начнутся новые тяжбы, родители девочек будут ссылаться на то, что раз запрета нет, стало быть, носить можно. Что не запрещено – то разрешено», – сказал газете ВЗГЛЯД автор учебника «Основы православной культуры», протодиакон Андрей Кураев.
«А если будет прописан прямой запрет на ношение хиджабов, то тогда возникнет напряженность в межрелигиозных отношениях, скажут, что православным свои предписания выполнять можно – носить нательные кресты, а мусульманам – нельзя», – предупредил он.
«Государство не должно требовать от граждан разрыва со своей религиозной и этнической идентичностью более, чем это требуется для исполнения обязанностей по отношению к государству», – убежден отец Андрей. «Мы ведь говорим о необходимости даже в армии дать возможность выполнять предписанные религией обязанности, а в школе – запрещаем?» – задается он вопросом.
По мнению священнослужителя, государство сейчас заняло странную и непоследовательную позицию в отношении религиозного воспитания.
«В школах вводится курс основ религиозных культур, в учебниках фотографии национальных костюмов, но носить их детям государство запрещает? Я этого не понимаю», – говорит протодиакон. «Кроме того, где же толерантность?» – задается он вопросом. Отец Андрей считает, что ссылки на французский опыт в вопросе о хиджабе неуместны. «Во Франции мусульмане – приезжие, эмигранты. А в России – коренные народы, и даже название того села, где произошел конфликт, звучит как-то не по- славянски», – заметил Кураев.
И наконец, он недоумевает, отчего власти так озабочены угрозой светскости школе от ношения хиджабов, но никак не отреагировали на назначение в Чечне имамов завучами. «Что-то я не слышал по этому поводу комментариев из Кремля», – заметил отец Андрей.
Со своей стороны, глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин поддерживает введение формы как средства «снять социальное расслоение в классах и избежать ситуаций, когда школьницы выглядят полуодетыми или одетыми вульгарно», передает «Интерфакс».
Но что касается религиозности, то тут представитель РПЦ призывает разработать форму с учетом требований веры. «Даже в советское время не удалось заставить силой всех христиан снять нательные крестики, мусульманок – платки, а мусульман – сбрить бороды. То, что для верующего человека эти установления являются высшим авторитетом, современное общество должно понять.
Но в то же время всегда есть возможности для договоренностей и компромиссов», – заявил он. Протоиерей Всеволод Чаплин привел в пример Великобританию, где есть сикхи-полицейские и госслужащие-мусульманки, которые в первом случае носят тюрбаны, а во втором – платки.
Вместе с тем протоиерей РПЦ подчеркнул, что школьная форма не должна мешать учащимся соблюдать религиозные предписания. "То, что для верующего человека эти установления являются высшим авторитетом, современное общество должно понять, – заявил Чаплин. – Но в то же время всегда есть возможности для договоренностей и компромиссов". В частности, протоиерей надеется, что удастся разработать такой вариант региональной или общероссийской формы, который бы ориентировался на деловой стиль, но при этом допускал ношение платка или, например, "иудейские особенности одежды".
«Сомневаюсь, что с введением школьной формы девушки в Чечне и Дагестане откажутся от хиджабов», – заявил газете ВЗГЛЯД заместитель председателя духовного управления мусульман Европейской части России Дамир-хазрат Мухетдинов. Но, по его словам, государству следует определиться со своим отношением к религии в учебных заведениях. «Хиджаб – это только начало. А дальше возникнет вопрос о халяльном (разрешенном для мусульман) питании, о выделении молельных комнат для совершения намаза, раздельном обучении мальчиков и девочек, отношению к тому, что преподают на уроках биологии, химии, и как это сочетается с религиозным видением сотворения мира», – предполагает он.
По его мнению, выходом из ситуации могло бы стать финансирование государством частных религиозных школ. «Тогда верующие могли бы отправить своих детей в школы, где ни хиджабы, ни исполнение других установлений религии никому бы не мешали и не сотрясали бы светскость государственных учебных заведений», – сказал он.
Сейчас же действительно складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, власти активно выступают за защиту чувств верующих, ужесточение наказания за их оскорбление, возрождают религиозность и тратят средства на строительство культовых зданий, вводят в школьный курс религиозные предметы, назначают в воинские части капелланов. И вдруг решительно начинают бороться за светский характер школ.
Протодиакон Кураев считает, что кампания по защите светскости школ предназначается «западному адресату, где идет повсеместное вытеснение религии из образовательного пространства». «И власти хотят показать, что и мы в тренде», – предполагает священнослужитель.
Но если это так, то внутри страны явно возникает когнитивный диссонанс. Потому что – либо возрождение религиозности и духовности, либо светская школа, но тогда никаких основ религии, молебнов, духовных краеведений и священнослужителей. Должно быть что-то одно. Упаковать религиозное содержание в светскую форму невозможно.
Автор: Борис Новощукин
|