www.odnako.org 19 апреля 2013
Заместитель генерального директора Центра по изучению стран СНГ при МГУ Александр Караваев – о запрете на въезд в Россию без загранпаспортов для жителей СНГ:
– Это решение надо очистить от известной доли популистских налётов. У нас часть экспертов даже не в курсе, что выехать из многих наших стран-партнёров СНГ можно только по загранпаспорту.
Соответственно, люди, которые прилетают к нам из Еревана, Баку, Душанбе, Алма-Аты и прочих столиц, они уже въезжают по своим загранпаспортам. То есть значительная доля наших мигрантов из постсоветского пространства, уже находится в России со своими заграничными документами. Другое дело, что они без виз, но это не тема данного решения. Практически все в России находятся легально, другое дело, что они работают нелегально.
Граждане же Казахстана, как члена Таможенного союза и страны-участницы ЕврАзЭС, находятся у нас действительно по своим внутренним паспортам. Хотя я знаю, что многие используют и загранпаспорта. Но Казахстан – это исключение из тех стран, с которыми мы соединены по южным границам.
Украина – исключительный случай. У нас отдельное соглашение с Украиной, которое даёт украинским гастарбайтерам, и вообще украинским гражданам, такой же статус, какой имеют граждане стран Таможенного союза и ЕврАзЭС. То есть украинцы имеют такие же льготы, как и белорусы, но если с белорусами мы являемся гражданами одного государственного образования, которое называется Союзное, то с Украиной у нас два основных соглашения. Первое регламентирует возможность отсутствия регистрации в течение 90 дней (такая же норма, как и с Казахстаном). Второе связано с тем, что мы в поездках из России на Украину и обратно можем использовать внутренние паспорта. Это никаким образом не ограничивается. И введение этого нового закона изменит административный порядок. Я бы не назвал это препоном или ограничением, это, скорее, дисциплинарно-административная мера. Я думаю, что при нормальном анализе у наших партнёров это не вызовет какого-то возмущения или острых комментариев, связанных с тем, что Россия предпринимает какие-то карательные меры.
На мой взгляд, было два внешних мотива для этого решения, помимо вещей, связанных с миграционной политикой, и с тем, чтобы ограничить возможность для нелегальной миграции. Один момент – это то, что мы ведём переговоры с Евросоюзом, чтобы вообще снять визовые ограничения. И это шаг к тому, чтобы доказать, что с территории новых постсоветских интеграционных объединений в Евросоюз не будет просачиваться миграция из стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и прочее.
Второй момент. Мы до сих пор не определили льготы для граждан Таможенного союза и ЕврАзЭС. Они въезжают к нам на таких же основаниях, как и граждане других стран. Эта мысль вообще появлялась относительно российско-узбекских отношений, ведь известно, что Узбекистан не играет активной роли в интеграционных объединениях. Тем не менее, граждане Узбекистана въезжают к нам на тех же основаниях, что и, например, граждане Киргизии, которая активна, и у которой, можно сказать, есть маршрутная карта по присоединению к Таможенному союзу. Возникает вопрос – а до конца ли этот новый порядок сегрегирует одну и другую категории.
На мой взгляд, дальнейшим развитием этой политики должно стать, во-первых, передвижение паспортно-визового контроля с российско-казахстанской границы на казахстанско-узбекскую, то есть на внешнюю границу Таможенного союза. До сих пор граждане Казахстана должны показывать паспорта на границе с Россией. И как раз от этого в принципе нам надо отказаться в отношении с Казахстаном и членами нового Евразийского объединения (договор подпишут к 2015 году). В то же время Казахстан в отношении других партнёров по СНГ должен ввести как раз-таки те ограничения, которые мы все вместе будем вводить к третьим странам.
Пока же получается интересный нюанс. У нас с Грузией визовое ограничение, и вообще нет возможности сейчас получать визу, потому что до сих пор не налажены дипломатические отношения. Здесь целый букет проблем, несмотря на то, что возвращаются вина и минеральная вода. Зато в Белоруссию граждане Грузии въезжают безвизово – это до сих пор действует. То есть нам надо унифицировать эту практику именно внутри нашего ядра интеграции. Этот пример с Грузией показывает, что мы вообще не работаем над созданием двух групп внешней и внутренней (в евразийской тройке) миграции. Получается, что если вы въехали в одну из стран тройки, то можете въезжать на всю территорию, независимо от того, какие отношения у второй страны из этой тройки.Вот этот момент нужно привязать к теме с загранпаспортами.
Если нам дальше продолжать эту линию, то мы должны создать представление о том, что мы делаем две группы стран. Первая – это наши прямые союзники по ядру интеграции, и для этих граждан максимальные преференции, вплоть до того, что мы отменяем вообще паспортно-визовый контроль на внутренних границах. С Белоруссией этих вопросов вообще нет – здесь всё нормально, а казахи должны иметь полное право приезжать к нам без всяких документов, как французы въезжают в Германию. И вместе с тем в Казахстан узбеки, таджики не должны уже въезжать, не имея загранпаспортов, и вообще, по-хорошему, должны иметь визы. Вот к этому надо двигаться. Насколько реально воплощение в таком сценарии – сказать трудно.
Беседовала Елена Гладкова
|