Оригинал http://www.proektnoegosudarstvo.ru/publications/razvorot-v-centr-asii/ 04.05.2013
Разворот в Центральной Азии
Автор: Юрий Царик, политический аналитик, руководитель Белорусской группы развития [1]
В апреле 2013 года в России произошли два события, которые вызвали интерес преимущественно среди экспертов, работающих по проблемам геополитики Центральной Азии и российского присутствия в этом регионе. Однако на деле стратегические последствия этих инициатив могут иметь всеобщее значение не только для России, но и, как минимум, для всего постсоветского пространства.
Первое событие – это международная конференция « Афганистан после 2014 года: вероятные сценарии развития региональной обстановки и стратегия России [2] », прошедшая в Российском институте стратегических исследований 3 апреля. Организаторами мероприятия стали РИСИ и Институт демографии, миграции и регионального развития при поддержке Организации Договора о коллективной безопасности и Научно-исследовательского центра ФСКН России.
Конференция в РИСИ была примечательна не только высоким уровнем ее участников (директор Госнаркоконтроля Виктор Иванов, генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, посол Исламской Республики Иран в России Саджари Сейед Махмуд Реза, личный представитель командующего Сухопутными войсками Пакистана генерал-майор Риаз Амера), но и содержанием обсуждавшихся концептов. На фоне уже общеизвестной российской позиции относительно необходимости вывода иностранных войск из Афганистана и организации индустриализации этой страны, тон которой задает именно глава ФСКН, была обозначена и та геополитическая конструкция, опираясь на которую Москва рассчитывает реализовать данную стратегию.
Такой конструкцией, по мнению руководителя ИДМРР Юрия Крупнова [3] , может стать союз региональных держав, прежде всего, России, Ирана и Пакистана с самим Афганистаном, созданный в интересах обеспечения нейтралитета и экономического развития этой страны. Интрига, связанная с заявлением самой концепции подобного союза, состоит не только в том, что его создание очевидным образом противоречит военно-стратегическим интересам США, но и в том, что концепция эта как бы оставляет «за бортом» Индию и Китай, чье соперничество в последнее время стало мощным фактором напряженности в регионе.
Заявленная концепция союза региональных держав в интересах нейтралитета и экономического развития Афганистана была поддержана как Послом Ирана, так и, с определенными оговорками, касающимися участия в процессе КНР, высоким представителем Пакистана. В целом же было очевидно, что при всем различии конкретных интересов региональные субъекты заинтересованы в новой, более активной позиции России в регионе.
Второе ключевое событие прошедшего месяца – это не обделенная вниманием СМИ новость о том, что правительственная комиссия по разработке и реализации антинаркотических программ, обеспечивающих интересы Российской Федерации в Центральной Азии, одобрила идею создания [4] Российской корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии. Как сообщили средства массовой информации [5] , целью такой организации станет развитие экономики стран региона и создание в них новых рабочих мест. По мнению директора Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктора Иванова, создание в Таджикистане, Киргизии и других странах новых, достойно оплачиваемых рабочих мест позволит отвлечь местное население от участия в контрабанде афганских наркотиков. Предполагается, что на стартовом этапе уставный фонд корпорации будет сформирован в объеме 2 млрд. руб.
Решение о создании РКССЦА является важным шагом в реализации проекта № 169 «Корпорация развития Центральной Азии» [6] , продвигавшегося Движением развития с 2011 года [7] . Концепция проекта основывается на базовых положениях проектно-аналитического доклада « Путь к миру и согласию в Афганистане определяется позицией, которую займет Россия [8] », подготовленного Институтом демографии, миграции и регионального развития в 2008 году.
Смысл создания Корпорации развития Центральной Азии состоит в том, чтобы получить инструмент [9] интеграции этой части постсоветского пространства на основе принципа совместного развития [10] , создать экономические и геополитические условия для первичной индустриализации [11] Афганистана, вторичной индустриализации [12] стран Центральной Азии и на этой основе сделать Россию центром третичной индустриализации [13] . Заодно финансовые вложения с российской стороны при применении жесткого проектного подхода и эффективном управлении инвестиционной деятельностью позволят и самой Москве стать собственником активов (преимущественно вновь созданных предприятий), играющих ключевую роль в экономике Центральной Азии, и государствам региона в совместной хозяйственной деятельности с Корпорацией существенно нарастить собственные активы и общественное богатство.
Безусловно, такая стратегия прямо противоречит американским планам по реализации в регионе Центральноазиатской антинаркотической инициативы либо расширению военного присутствия США под другими лозунгами. Вот здесь и начинается самое интересное.
Продолжение следует…
Ссылки
[1] – | Белорусская группа развития | Идеология и теория развития
http://bgr.by/
|
[2] – | 3 апреля в Российском институте стратегических исследований состоялась международная конференция "Афганистан после 2014 года"
http://www.proektnoegosudarstvo.ru/news/konf_afgan/
|
[3] – | krupnov: Афганистан -России срочно пересмотреть свою политику, создать Тройку: Россия, Пакистан и Иран | LiveJournal.com
http://krupnov.livejournal.com/534713.html
|
[4] – | Корпорации быть! Правительственная комиссия приняла предложение о создании Российской корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии
http://www.proektnoegosudarstvo.ru/news/rksza_prav_kommissiya/
|
[5] – | Ъ-Газета - Центральную Азию подсадят на труд
http://www.kommersant.ru/doc/2178976/print
|
[6] – | Корпорация развития Центральной Азии | Материалы по проекту
http://www.proektnoegosudarstvo.ru/project/korporatciya_razvitiya_tcentralnoj_azii/
|
[7] – | 1 декабря состоялась проектная сессия по теме: "Определение матрицы проектов совместного развития России и Центральной Азии и самоопределение к реализации проектов"
http://www.proektnoegosudarstvo.ru/news/proektnaya_sessia_krca/
|
[8] – | "ПУТЬ К МИРУ И СОГЛАСИЮ В АФГАНИСТАНЕ" | ПУТЬ К МИРУ И СОГЛАСИЮ В АФГАНИСТАНЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПОЗИЦИЕЙ, КОТОРУЮ ЗАЙМЁТ РОССИЯ
http://afghan.idmrr.ru/index.ru.html
|
[9] – | Путинский инструмент строительства Евразийского союза
http://www.proektnoegosudarstvo.ru/publications/putinskiy_instrument_stroitelstva_evraziyskogo_souza/
|
[10] – | Соразвитие | Материалы по проекту
http://www.proektnoegosudarstvo.ru/project/sorazvitie/
|
[11] – | Индустриализация Афганистана выгодна России. Выступление Юрия Крупнова в эфире радио "Маяк"
http://www.proektnoegosudarstvo.ru/news/indust_afgan_vugod_rossii/
|
[12] – | 18 апреля состоялась проектная сессия по теме: «Технология разработки и реализации стратегических инвестиционных проектов - на примере Таджикистана и Центральной Азии» | Участники проектной сессии:
http://www.proektnoegosudarstvo.ru/news/ps_technologiya_realiz_sip/
|
[13] – | 11 апреля состоялся проектный семинар по теме: «Феномен третичной индустриализации передовых стран мира» | АУДИОЗАПИСЬ СЕМИНАРА
http://www.proektnoegosudarstvo.ru/news/pr_sem_fenomen_tretichnoy_industry/
|
|