Иван Лизан на www.odnako.org 16 июня 2013
В начале июня в крымском Симферополе под чёрными знаменами с арабской вязью состоялся митинг сторонников незарегистрированной, но активно действующей на Украине исламской партии «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». Выход на улицы строителей Халифата, пожалуй, стал шоком для простого обывателя, но не для экспертов. Последние, к слову, неоднократно заявляли о росте исламского радикализма на Юге Украины.
Что же за ростки салафизма взошли в Крыму и являются ли они угрозой стабильности на полуострове и в регионе?
Вилайет Крым: как всё начиналось
Идеи радикального ислама незаметно проникли на полуостров в начале 80-х, когда в Симферопольском медицинском институте начали обучаться студенты-арабы. Им разрешили открыть небольшую молельню. Вполне вероятно, что именно тогда на полуостров завезли первые экземпляры экстремистской литературы на арабском языке. Студенты, отучившись, Крым покинули, а книги остались. В конце 80-х начали массово возвращаться депортированные в 1944-м году в Узбекистан крымские татары. Уезжая с насиженных мест, репатрианты с головой погружались в водоворот бытовой неустроенности и хаоса 90-х, а потому теряли контроль над своими подрастающими чадами, пока занимались вопросами выживания. Именно молодое поколение является основным мобилизационным резервом, поддерживающим идеи халифатизации и введения законов шариата.
Пригодились татары и украинской власти, опасавшейся превращения Крыма в независимое государство с последующим вхождением в состав Российской Федерации, а потому крымским татарам был дан «зелёный свет» на реализацию русофобской политики украинских властей. И татары успешно справляются [1] с отведенной им ролью.
Учитывая, что крымско-татарское население Крыма являлось тактическим, но не стратегическим союзником республиканских властей, ведь опирались татары на Турцию и страны Запада, то активность украинских спецслужб снизилась (они переключились на более прозаичные задачи, связанные с перераспределением собственности и первичным накоплением капитала). Именно русофобия была заложена в основу фундамента актуализирующейся проблемы радикального ислама в Крыму.
Крымско-татарский Меджлис, фактически являющийся параллельной властью в республике, стал силой, работающей на ослабление русских в регионе, параллельно отстаивая интересы крымско-татарской общины. Однако Меджлис постепенно стал терять контроль над умами своего народа, а народ неспешно начал вникать в идеи Халифата. Благо после распада Союза в царившем на Украине хаосе появились первые эмиссары из Катара и Саудовской Аравии. Вначале их поездки носили ознакомительный характер, однако далее, убедившись в том, что почва для взращивания радикальных идей в Крыму плодородна, а овчинка явно стоит выделки, в регион стали засылать деньги на строительство мечетей. Плацдармом для расширения идей радикального ислама был избран центр Крыма — город Симферополь. Из среды завербованных и вновь обращённых стали назначать ответственных за реализацию указаний из Саудовской Аравии, а с целью обеспечения финансовой самостоятельности ваххабитские общины обрели поддержку среди бизнесменов. Следующим шагом стало налаживание активной пропаганды через исламские культурные центры.
Поле битвы — религия
В 1991 году было восстановлено функционировавшее до 1927 года Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК). К 1993 году Меджлис стал контролировать деятельность ДУМК, впрочем, не слишком успешно: в Крыму традиционный ислам начал терять свои позиции.
Адепты Саида Нурси и Фетхуллаха Гюлена из Турции стали ослабевать, проигрывая битву за умы конкурентам из монархий Персидского залива. Параллельно действующим с начала 90-х нурсистам развернули кипучую деятельность ваххабиты. Постепенно стала расширяться сеть культурных и религиозных центров. Сейчас под руководством Всеукраинской ассоциации общественных организаций «Альраид» функционируют исламские культурные центры (ИКЦ) в Киеве, Симферополе, Одессе, Донецке, Луганске, Виннице, Запорожье и Харькове. Официально в центрах «Альраида» занимаются «удовлетворением духовных, культурных, национальных, спортивных, научных интересов людей, исповедующих Ислам, защитой гражданских, социальных и других общих прав, разрешением спорных вопросов среди прихожан».
«Альраид» имеет связи с Министерством вакуфов, призыва и ориентации Саудовской Аравии, ответственным за пропаганду ваххабизма.
Очевидно, что активная деятельность таких центров и организаций должна быть под контролем спецслужб. Однако те не спешат вникать в догматику ислама и аспекты деятельности исламских культурных центров.
Впрочем, силовики за годы независимости пресекали деятельность не только медресе, готовящего молодую поросль к отправке в Сирию [2] в качестве пушечного мяса для вооружённых бандформирований, находили схроны с оружием в Крыму и даже разгоняли тренировочные лагеря чеченских боевиков [3] .
Чеченская и палестинская эмиграции в Крым
С началом первой чеченской войны в Крым, на лечение в санаториях Сак и Евпатории, начали прибывать чеченские боевики. Часть из них вернулась в Чечню, а часть осела в Крыму и обзавелась собственностью [3] . По некоторым сообщениям, сейчас чеченцы контролируют [4] санатории вокруг грязевых лиманов и морского побережья Сакского региона, а также торговлю нефтепродуктами и овощами.
Следом на полуостров стали проникать палестинцы [5] , сбежавшие из Палестинской автономии. Пользуясь тотальной коррупцией, палестинцы становились гражданами Украины, предоставляя для регистрации поддельные документы. Получив гражданство, часть эмигрантов осела на территории Украины, а часть обрела возможность беспрепятственно совершать вояжи по всему миру через Турцию.
Выводы
Исламисты в Крыму усиливают позиции. И июньский митинг «тахрировцев» в Симферополе тому доказательство. Запрещённый в судебном порядке митинг незарегистрированной партии всё же состоялся и собрал около двух тысяч человек.
По минимальным подсчётам количество сторонников партии уже превысило шесть тысяч человек, по максимальным — приближается к десяти тысячам. Так же разнятся оценки численности мусульман: от 450 тысяч до 1.5 миллионов человек.
Обстановку в Крыму можно охарактеризовать как сложную, но поддающуюся исправлению. Хотя надо признать, что Меджлис и Духовное управление мусульман Крыма, к сожалению, не в состоянии сдерживать распространение ваххабизма.
И пока традиционный ислам терпит поражение на всех фронтах и теряет позиции, — государство Украина занимает пассивную позицию наблюдателя, лишь изредка вмешиваясь в ситуацию.
Украинские элиты продолжают использовать крымских татар как средство для уменьшения влияния Российской Федерации в регионе. Преступным является и фактическое самоустранение властей от решения проблемы распространения идей радикального ислама, и использование крымских татар как орудия в реализации русофобской политики.
Решать проблему, по всей видимости, придётся как так и последующим элитам Украины, так и соседним государствам. Происходящее в Крыму не может не иметь последствий.
Ссылки
[3] – | Леонид ГРАЧ: "Чеченские боевики превратили Крым в свой форпост" - Известия | Леонид Грач, бывший спикер парламента Крыма, а сейчас - член комитета Верховной рады по борьбе с организованной преступностью, бьет тревогу. По его данным, в Крым съезжаются боевики из Чечни. Полуостров становится для них форпостом - здесь скупают жилье, проводят учения, проповедуют ваххабизм и призывают к джихаду. - Ваххабизм проник в Крым еще три года назад. Сначала это была ползучая интервенция, теперь - ярко выраженное течение, прочно закрепившееся на полуострове. Здесь долго считали, что ваххабизм - это чеченская, российская проблема. Теперь поняли: он уже у нас дома.- Боевики спокойно попадают в Крым - иногда официально, иногда в обход пограничных постов
|
|