Виктор Медведчук на Общественное движение «Украинский выбор» – vybor.ua
Некоторые стараются представить, что добрососедство украинцев и русских висит на волоске, но этот волосок – канат, сплетенный из миллионов нитей.
Украина, Россия и Беларусь в эти дни празднуют 1025-летие со дня Крещения Руси. Поскольку обсуждать роль и значение христианства можно бесконечно, в данном случае я бы хотел сделать акцент лишь на той объединяющей роли, которое православие сыграло в истории наших стран.
Понятно, что история христианства на наших землях началась задолго до того момента, когда Владимиром Великим был сделан окончательный выбор. Еще в I веке нашей эры в Крыму проповедовал святой Климент, четвертый Папа Римский, по легенде рукоположенный самим апостолом Петром. Здесь же он принял мученическую смерть, а впоследствии его мощи, вывезенные княжеской дружиной из Херсонеса, стали нашей первой и главной христианской реликвией. В IV столетии так называемые «готские апостолы» крестили живших в Северном Причерноморье германцев. В IX веке появляются церкви в Киеве и на Закарпатье.
То есть наш народ не вдруг обратился к христианству, однако именно с 988 года мы заявили о себе как о народе историческом. Со времен святого Владимира Русь становится в один ряд с цивилизованными государствами той эпохи. Союз племен превращается в страну, а с появлением здесь письменности, началом литературы и летописания обретает свой культурный стержень. Ни один христианин, конечно, не будет приветствовать церковный раскол XI века, породивший католичество и православие, однако факт в том, что это событие подтолкнуло наш народ к поиску своего пути и к созданию своей цивилизации. Родственной, но не тождественной западноевропейской.
Да, мы стали другими. Мы что-то заимствовали у своих западноевропейских соседей, что-то отвергали, оставаясь самими собой. На столетия православие стало хранителем самоидентификации народа, источником надежды в наиболее трудные времена истории. Между Батыем и Богданом Хмельницким – четыреста лет, и все эти годы православная церковь хранила историческую память о единстве восточнославянских народов, отводя Киеву роль духовного центра и «Богохранимого града».
С тех пор многое изменилось, в том числе и роль церкви. Она уже не столько направляющая сила общества, сколько спокойный и ненавязчивый советчик. Никто никого не будет учить вере и жизни: хочешь – возьмешь сам. Сам знаешь где. Общество может не признаваться в том, что нуждается в духовной поддержке, однако это действительно так. Кризис имеет место, причем не только в духовной сфере. Его экономические и культурные последствия грозят свести наше историческое существование к африканскому уровню, а позиционирование Украинской державы как противника России и Белоруссии грозит, к сожалению, не только потерей очевидных экономических выгод от сотрудничества.
Православие в этих условиях остается одной из важнейших культурных основ, которые нейтрализуют попытки представить украинцев и русских как народы исторически чуждые, враждебные друг другу. Да, некоторые стараются представить, что добрососедство наших народов висит на волоске. Но этот волосок – общая многовековая культура и история, общая вера, наши общие родовые корни – канат, сплетённый из миллионов и миллионов нитей. Не так-то просто его оборвать. Нам небезразлична наша общая история и наша общая судьба, которая не может не быть общей только потому, что кто-то очень хочет разорвать по живому те миллионы нитей, что нас связывают. Я, как и многие украинцы, верю в то, что, несмотря на все старания вбить клин между братскими народами, наша судьба и наша история останутся общими. Потому что мы – РУСЬ! И нынешняя годовщина, наш общий праздник – Крещение Руси – дает мне все основания говорить, что эта вера и надежда небеспочвенны.
|