Steve Suppan, "Post Globalization Initiative" – "Инициатива Постглобализация" – pglobal.ru
Видеоканал Постглобализация
России должна решительно противостоять внешним и внутренним инициативам и политике превращения ее в зависимый от сырьевого экспорта союз государств. Россия обладает мощным интеллектуальным капиталом, который должен быть направлен на диверсификацию экономики и внутреннего рынка, используя для этого экспортную выручку.
По словам Генерального секретаря Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) Супачаи Панитчпакди, прямые иностранные инвестиции в развивающиеся страны сейчас на 700 млрд. долларов ниже уровня 2007 г., несмотря на массовые инвестиции со стороны Китая и Бразилии. Для привлечения инвестиций на справедливых условиях, развивающиеся страны должны развивать свой институциональный и аналитический потенциал для диверсификации своей экономики и снижения зависимости от доходов от экспорта товаров.
А вот для предотвращения присвоения инвестиционных средств правительственными чиновниками и деятелями самопровозглашенных государств, правительства и гражданское общество должны разработать и обеспечить исполнение строгих мер фидуциарного контроля и оценки эффективности капиталовложений. Часто займы, финансируемые из частных или международных источников, предоставляются на условиях сокращения базовых социальных и государственных услуг населению, продажи финансируемых государством активов частным компаниям, а также принятия прочих мер жесткой экономии.
Гражданское общество не только в России, но и во всём мире должно бросить вызов сторонникам мер жесткой экономии, потребовав привести примеры стран, где годы жесткой экономии и выплаты огромных процентов по займам привели к экономическому росту и диверсификации и сократили разницу в доходах и социальное неравенство.
Кроме того России следует высказаться в поддержку бюджетных и стратегических полномочий ЮНКТАД по анализу и расчету финансовых результатов товарных рынков и предложению вариантов политики по предотвращению волатильности рынка в результате спекуляций финансовых институтов, не связанных с рыночными принципами. Россия может и должна занять более активную позицию в Совете по финансовой стабильности, Международной организации комиссий по ценным бумагам, Банке международных расчетов и прочих институтах, где финансовое регулирование влияет на рыночные цены и структуру.
Ведь достоверно известно, что невыполнение сторонами своих обязательств на нерегулируемых и/или либерализованных рынках внебиржевых деривативов США и Европы положило начало кризису финансовых рынков. Согласно данным Института экономики Леви, в период с 2007 по 2010 гг. стабилизационные кредиты Федерального резервного банка США, предоставленные американским и иностранным частным и центральным банкам, составил 30 трлн. долларов. Тем не менее, как говорилось в статье Банка международных расчетов за сентябрь 2012 г., банки, получившие стабилизационный кредит, вместо долгосрочных инвестиций в реальные секторы экономики продолжили торговлю рискованными финансовыми продуктами.
Но стоит отметить, что гражданское общество должно тщательно следить за действиями российского правительства в вышеназванных институтах, таких как Совет по финансовой стабильности, к примеру.
Тем более, что на ошибках учатся. Системы раннего предупреждения Всемирного банка и Международного валютного фонда не смогли предсказать кризис. МВФ и Всемирный банк продолжают свою обычную практику предоставления займов при условии соблюдения заемщиками мер строгой экономии, не прибегая к серьезному анализу роли рыночной либерализации в продолжающемся по сей день кризисе. Рабочая группа по внутреннему регулированию ВТО в Генеральном соглашении о торговле услугами подчинила недискриминационное регулирование финансовых услуг процессу ВТО по урегулированию споров. Развитые страны-члены ВТО заблокировали даже общественные дебаты о роли либерализации финансовых услуг в снижении торгового финансирования и доходов от торговли.
Но и это не единственный рецепт в условиях современного мира. По моему глубокому убеждению, Россия может значительно выиграть от создания инфраструктурного банка, который бы финансировал адаптацию российских государственных и частных активов к изменениям климата. Россия, особенно ее лесное и сельское хозяйство, могут испытать серьезное негативное влияние от изменения климата в результате противодействия финансируемым государством программам адаптации и смягчения негативного воздействия, напрасно ожидая долгосрочных дивидендов от весьма краткосрочной торговли квотами на выбросы углерода и нереализованными квотами в рамках европейской схемы торговли квотами на выбросы.
Напомним, что природный климат меняется гораздо быстрее, чем климат инвестиционный – будь то для государственного или частного финансирования. Государственные средства, которые могли бы с большей пользой быть использованы для адаптации развивающихся стран к изменениям климата, вместо этого отвлекаются на поддержку терпящего крах рынка производных финансовых инструментов по выбросам углерода в качестве ненадежного базисного актива, на поддержание «готовности рынка» в развивающихся странах, нередко оборачивающейся его провалом. Вместо того, чтобы использовать финансированную государством рекапитализацию для смягчения денежно-кредитной политики в целях развития, к чему призывал Генеральный секретарь ЮНКТАД г-н Панитчпакди, регулирующие органы обращения ценных бумаг и инвестиций тратят миллионы долларов на лоббирование смягчения регулирования финансового и товарного рынков. Так называемые инновации, такие, как высокочастотный трейдинг, являются полным антиподом долгосрочному финансированию, необходимому социально значимым инвестициям для защиты планеты от разрушительных последствий изменения климата.
|