Заседание Совета по межнациональным отношениям
Источник: сайт «Президент России» 22 октября 2013 года, 18:00
Президент проводит в Уфе заседание Совета по межнациональным отношениям. Главная тема заседания – реализация государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации.
На повестке дня также вопросы совершенствования региональных законодательных баз, систем кадрового обеспечения, этнологического мониторинга, социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов.
Встреча с муфтиями духовных управлений мусульман России
В ходе поездки в Уфу Владимир Путин провел встречу с муфтиями духовных управлений мусульман России, на которой обсуждались актуальные проблемы взаимодействия государства и мусульманских религиозных организаций.
По окончании встречи Президент принял участие в торжественном мероприятии, посвящённом 225-летию основания Центрального духовного управления мусульман России.
Выступление на торжественном собрании, посвящённом 225-летию Центрального духовного управления мусульман России
В.ПУТИН: Дорогие друзья!
Сегодня мы собрались, чтобы вместе отметить одно из знаменательных событий в истории нашей страны. Но вы знаете, что вчера в Волгограде было совершено преступление. Мы хорошо знаем почерк таких людей, этих преступников, террористов, от рук которых погибло уже много людей в нашей стране, в том числе представителей исламского духовенства. На этот раз в результате этого преступления тоже есть жертвы. И я прошу вас минутой молчания почтить их память.
(Минута молчания.)
Спасибо.
Дорогие друзья, уважаемые гости! Я вижу в зале много представителей различных государств мира, представителей ислама из разных государств мира. Спасибо большое, что вы сегодня вместе с нами в этот торжественный день.
225 лет назад указом российской императрицы Екатерины II здесь, в Уфе, было учреждено духовное собрание магометанского закона. По сути ислам на государственном, официальном уровне был признан одной из традиционных религий России.
Россия, большинство населения которой составляли православные христиане, показала тогда всему миру, показала Европе пример веротерпимости и мудрости. Это решение было продиктовано всей нашей национальной историей, которая никогда не знала религиозных войн и конфликтов. Это было продиктовано нашим опытом строительства многонационального и многоконфессионального государства как уникальной цивилизации, соединяющей Восток и Запад, Азию и Европу.
Общими усилиями людей разных национальностей созидалось огромное великое государство, и при этом каждый народ, каждый этнос сохранил свою самобытность.
Глубокое взаимопонимание и взаимопроникновение культур и в огромной степени уважительный диалог представителей традиционных религиозных конфессий сформировали наше духовное единство, в основе которого – общие нравственные ценности, такие как справедливость, правда, трудолюбие, уважение к близким, патриотизм и любовь к общему Отечеству, которое одно для всех.
Ислам – это яркий элемент российского культурного кода, неотъемлемая, органичная часть российской истории. Мы знаем и помним много имён последователей ислама, составивших славу нашего общего Отечества, – государственных и общественных деятелей, учёных, предпринимателей, представителей культуры и искусства, доблестных воинов.
В тяжёлые годы Великой Отечественной войны здесь, в Уфе, на съезде мусульманского духовенства муфтий Габдурахман Расулев говорил о святом долге защищать свою Родину. Он сказал: «Ибо мусульмане хорошо помнят слова Пророка: “Любовь к Родине – это часть твоей веры”». И мусульмане были верны и этим священным заповедям, и своей любви к родному Отечеству. С первых дней войны они были в рядах защитников нашей общей Родины, нашей земли – начиная с Брестской крепости, вместе с народами других национальностей прошли военными дорогами до самого Берлина.
Всё это наша общая история, которую мы должны хранить как святыню, обязаны сберечь перед памятью наших отцов и дедов, которые были вместе и на полях сражений, и в мирном созидательном труде, и никогда не делили своих товарищей ни по национальности, ни по вере. Они ценили взаимное уважение, поддерживали друг друга и в беде, и в радости и оставили нам в наследие пример своей великой, всепобеждающей дружбы, разрушить и очернить которую мы не позволим никому.
Большое значение имеет деятельность мусульманских общин, работа мусульманских религиозных деятелей. Наша задача – воспитать молодёжь в духе взаимного уважения, которое основывается на чувствах согражданства, патриотизма и общенационального самосознания.
Дорогие друзья! Совсем недавно в России, как и во всём мусульманском мире, праздновали Курбан-байрам – самый высокочтимый праздник в исламе. Отмечая его, истинные мусульмане проявляют уважительное и доброе отношение к своим близким, родным, коллегам, соседям. Для мусульманина сосед – всё равно что брат. И такие искренние чувства ценят все народы нашей многонациональной Родины. Там, где добрососедство и сотрудничество народов, религий и конфессий, там всегда будет торжествовать мир. А согласие и стабильность в нашем обществе – залог успешного и благополучного развития нашей Родины.
Желаю вам всем успехов и доброго здоровья. Поздравляю.
Выступление на встрече с муфтиями духовных управлений мусульман России
В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые священнослужители, уважаемые муфтии!
Считаю важным, что мы с вами встречаемся регулярно, обсуждаем вопросы, которые представляют интерес и для мусульман России, и для других конфессий, вообще для всех граждан нашей страны.
Сегодня здесь, в Уфе, отмечается 225-летие учреждения императорским указом Духовного собрания магометанского закона. Тогда, в конце XVIII века, ислам был официально признан традиционной религией России, что способствовало, конечно, становлению мусульман как верных патриотов нашей страны.
Ислам стал значимым фактором общественно-политической жизни и внёс неоценимый вклад в духовное и культурное развитие нашего общества. Ещё раз поздравляю вас с этой исторической датой.
Хотел бы поблагодарить вас за вашу работу и поговорить с вами о современных глобальных тенденциях, в том числе и в религиозной жизни. Сегодня в мире идёт активный, далеко не всегда позитивный процесс политизации религии, причем по разным направлениям и разных религий, но в том числе ислама. В этих условиях у власти и российского мусульманского сообщества возникают новые проблемы и новые задачи. Конечно, и мы с вами об этом много раз говорили, решить их можно только совместно.
Некоторые политические силы используют ислам, а точнее его радикальные течения, кстати сказать, исторически не характерные для российских мусульман, в целях ослабления нашего государства, для создания на российской территории зон «управляемых извне конфликтов», внесения раскола между различными этническими группами, внутри самой мусульманской общины, для разжигания в регионах сепаратистских настроений.
Убеждён, что таким попыткам разделения необходимо противопоставить верность российских мусульман своим историческим традициям, партнёрские отношения с представителями других религий, прежде всего с Русской православной церковью.
Да, разумеется, для ислама, впрочем, откровенно говоря, также как и для других мировых религий, характерно многообразие различных школ и течений, ему, конечно, чужда иерархическая унификация. Однако в служении обществу и своему государству мусульмане России всегда были едины, как защищая его от внешних врагов, так и от любых проявлений экстремизма. Уверен, это единство может быть сохранено и укреплено даже и сегодня.
Новая «социализация» ислама должна рассматриваться как развитие традиционного мусульманского образа жизни, мышления, взглядов в соответствии с современной социальной действительностью, в противовес идеологии радикалов, сталкивающих верующих в средневековье. Здесь важны и новые формы работы – через мусульманские культурные центры, исламские научно-просветительские центры, молодёжные, женские клубы.
Я убеждён, что может быть значим и ваш, большой ваш вклад в социальную адаптацию людей, которые приезжают в Россию жить и работать. Многие из них – это ваши единоверцы. Они должны слышать ваш голос, чувствовать ваше участие, в противном случае они становятся объектом пропаганды различных фундаменталистских структур.
Считаю также, что голос российских мусульманских деятелей должен громче звучать и на международной арене, в мировом исламском сообществе. Сегодня усиливается напряжённость между Западом и исламским миром. Кое-кто на этой теме пытается играть, подбрасывать дровишек в этот костер. Я хочу вам сказать сразу: мы в этом не заинтересованы.
Но в то же время сегодня и на Ближнем Востоке, и в исламском мире в целом растёт востребованность в российском присутствии. И мы должны действовать более активно, развенчивая губительные для человечества проекты манипулирования странами и народами, информацией и общественным сознанием.
Россия не только не заинтересована в расколе либо в перекройке исламского мира, но, напротив, проводит последовательную, твёрдую линию по укреплению его единства.
Для успешного противостояния вызовам современности необходимо, в первую очередь, обеспечить высокий авторитет отечественного мусульманского духовенства и российской исламской богословской школы.
Вот об этом, уважаемые друзья, я бы хотел сказать отдельно.
Сегодня в России насчитывается 82 зарегистрированные исламские централизованные религиозные организации. Мусульмане хорошо знают первую суру Корана, согласно которой нет другого пророка на земле, кроме Мухаммеда. Но мы с вами в то же время понимаем: нельзя забывать о том, что сами священнослужители – это прежде всего люди с моральным авторитетом, который должен быть использован в самых благих целях. Священнослужители должны быть людьми образованными и просвещенными, способными дать чёткую и канонически безупречную оценку острым современным вызовам и угрозам.
Инициатива должна перейти к вам, нельзя ее упускать в руки неформальных лидеров, ведущих активную работу среди верующих. Эти лица, являясь представителями как правило чуждых нашей стране богословских школ и сторонниками экстремистских идей, стремятся к подрыву позиций традиционного ислама в нашей стране, к подрыву единства российского общества и развалу в конечном итоге нашей страны.
Российский ислам имеет все возможности, опираясь на многовековой отечественный опыт в системе религиозного образования и богатейшее богословское наследие, сказать свое слово в развитии. Поэтому одна из важнейших задач – воссоздание собственной исламской богословской школы, которая обеспечит суверенитет российского духовного пространства. И, что принципиально важно, будет признана большинством мусульманских учёных мира. Эта школа должна откликаться на самые актуальные события и в России, и в мире в целом, давать свои оценки, которые будут понятными и авторитетными для верующих. Уверен, что если мы все это будем делать, то это поможет вам давать чёткую нравственную оценку и благим, и преступным деяниям.
Всё это в том числе позволит решать проблемы, связанные с переводом на русский язык богословских и популярных изданий зарубежных авторов, обеспечить научный перевод на русский язык ключевых мусульманских вероучительных текстов.
Необходимо также создавать религиозно-правовые общественные институты, способные дать компетентную оценку того или другого текста. Эти структуры должны быть открыты и для исламских духовных лидеров, и для экспертов в вопросах права, лингвистики. Я считаю, что, безусловно, можно и нужно привлекать для этой работы и мировых экспертов в этой сфере. Таким образом, российское исламское сообщество само сумеет предотвратить распространение изданий, имеющих деструктивный, экстремистский характер.
Сегодня же, вы тоже об этом знаете, главным образом государство вынуждено применять запретительные меры в отношении подобной литературы, что, на самом деле, далеко не всегда результативно, а чаще даже наоборот. Запреты работают слабо или имеют противоположный ожидаемому эффект. Нужно убеждать людей, разъяснять им, где правда и добро, а где ложь и ненависть.
Считаю также, что приоритетом в публичной деятельности самих мусульманских организаций должны быть не внутренние дискуссии и споры о верховенстве, такое тоже случается, а все-таки главное – это выработка положительного образа традиционного ислама как важной духовной составляющей общероссийской идентичности.
Это имеет огромное значение для воспитания молодёжи, что крайне важно как для мусульман, так и для всей страны, крайне важно для российской мусульманской молодёжи, которая давно, к сожалению, стала целевой аудиторией для наших недоброжелателей.
У российских мусульманских религиозных организаций есть все возможности для своего широкого позиционирования в современных средствах массовой информации. И, уважаемые друзья, я прошу вас пользоваться этими возможностями для решения многих задач, которые были мною сейчас названы, о которых вы хорошо знаете и которые мы с вами неоднократно поднимали и обсуждали на таких или даже более широких встречах.
|