Михаил Леонтьев на "Однако" – www.odnako.org
Назначение Александра Хлопонина полпредом нового округа — по сути, новым российским наместником на Кавказе (оставшейся у России его половины), что подчеркивается его особыми полномочиями, — и вправду оказалось неожиданностью. Хотя и само учреждение начетничества было обещано, и логика, стоящая за назначением, совершенно очевидна (если выставить за скобки известные конспирологическо-кадровые фантазии). В регион предполагается влить большие бюджетные деньги. Они и раньше были не совсем маленькие, да и кризис явно не способствует избыточной щедрости. Однако умиротворение Кавказа невозможно без его развития. А единственный известный природе способ развития Кавказа — это прямое государственное участие: организационное, материальное, техническое и военное. Военным Хлопонин заниматься, скорее всего, не будет, однако и без этого забот хватит. Предполагается, что эффективный контроль над деньгами, если его удастся достичь, — достаточно мощный на Кавказе инструмент. На сегодня единственной работающей отраслью народного хозяйства в северокавказских республиках (помимо натурального хозяйства и поступлений от уехавших на заработки) является дележ федеральных трансфертов. Ввести этот дележ в какое-то вменяемое, менее криминализованное, чем сегодня, русло — это уже задача грандиозная. А если еще удастся добиться эффективности использования средств на развитие промышленной и всякой другой инфраструктуры — это вообще подвиг.
Что касается умиротворения и развития. Кавказ не был вполне спокоен никогда, за последние лет 300 во всяком случае. Кроме, возможно, короткого периода, приходящегося уже практически на время «развитого социализма». Как бы кому ни было противно, но единственным средством развития Кавказа является по большому счету тот самый «социализм». Идея о том, что крупные частные инвестиции (еще, скажите, высокотехнологические) придут на Кавказ сами в расконвоированном виде, — бредовая. Частный бизнес, в первую очередь местный, безусловно, присосется к госинвестициям, и в принципе ничего дурного в этом нет. Есть ли другие способы умиротворения-развития Северного Кавказа, кроме вышеуказанных? В конце концов, абстрактно можно предположить, что, оставь Россия регин в покое, оно бы там все равно так или иначе устроилось без нас. Эта либеральная модель в применении к Кавказу выглядит еще более садистской, чем в применении к постсоветскому народному хозяйству. Не говоря уже о смертельной угрозе безопасности и существования самой России, перспектива самоорганизации Кавказа представляет собой таких масштабов резню, что не факт, что после этого там было бы кому «устраиваться».
В принципе административный подход к назначению Хлопонина напоминает, с той или иной спецификой, подобную же логику в отношении всех других сфер деятельности, куда начинали направляться более или менее значимые деньги, что вызывало необходимость поставить над ними человека, обладавшего в глазах политического руководства безусловными менеджерскими качествами. Именно этим, кстати, скорее всего, и руководствовались, назначая Анатолия Сердюкова министром обороны: не хотелось, чтобы весьма серьезные средства, которые начали выделяться на армию, бесследно ухнули в черную дыру. Другое дело, что навыки и способности «чистильщика», присущие Сердюкову, вряд ли были бы столь востребованны на Кавказе. Силой расчищать «авгиевы конюшни» в собственной армии все-таки безопаснее, чем среди гордых кавказских горцев. Из этого следует, что позиция Хлопонина предполагает необходимость договариваться. Но договариваться, имея в руках такой всегда дефицитный ресурс, как деньги.
Все бы хорошо. Однако есть одно обстоятельство, находящееся вне воли и сознания полпреда Хлопонина. Россия появилась на Северном Кавказе потому, что пришла в Закавказье. Пришла по слезным просьбам армян и грузин, чтобы спасти их от физического истребления и гарантировать им жизнь на родной земле. Кавказские горцы оказались помимо своей воли смертельно опасным тылом, что имело для них во многом трагические последствия. Известна дагестанская шутка: «Мы в Россию добровольно не вступали и добровольно из нее не выйдем». Так вот, обеспечивать мир, стабильность и процветание на Кавказе, имея враждебную границу по Большому Кавказскому хребту, противоестественно, а в стратегической перспективе просто невозможно. Стоит напомнить, что все предыдущие начетничества на Кавказе располагались в Тифлисе. А в Пятигорск ездили отдыхать и лечиться «на водах».
|