Оригинал "Центр научной политической мысли и идеологии" – rusrand.ru 31 июля 2015
Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Сергей Александрович Балашов
Как хочет изменить статус и полномочия Банка России депутат от ЛДПР С.М.Катасонов? Нужны ли предлагаемые изменения? Будет ли инициатива депутата поддержана?
На днях в Государственную Думу был внесен законопроект, которым предусматривается изменить Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации».
Законопроектом предлагается статью 3, в которой перечислены цели Банка России, дополнить тремя целями:
- поддержание баланса между интересами банковской системы Российской Федерации и общенациональными интересами;
- формирование денежно-кредитных условий для сбалансированного и устойчивого экономического роста Российской Федерации;
- защита кредитных прав потребителей.
Предлагается установить, что ЦБ будет подотчетен не только Государственной Думе, но и Президенту. Проектом закона также предусматривается, что ЦБ будет осуществлять эффективное управление золотовалютными резервами, устанавливать формы, порядок, условия рефинансирования только по согласованию с Правительством РФ.
Государственную Думу автор законопроекта хочет наделить правом по итогам рассмотрения годового отчета Банка России направлять Президенту Российской Федерации предложение об освобождении Председателя Банка России. Проектом закона также предлагается исключить статью 22 ФЗ «О ЦБ», которая устанавливает, что ЦБ не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Положения, которые содержатся в законопроекте, неоднозначны, а порой не имеют достаточного юридического оформления.
Во-первых, представляется, что цель, касающаяся балансов интересов, не точно сформулирована. Согласно ФЗ «О банках и банковской деятельности» банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков. В связи с чем четко выделить и обозначить «интересы банковской системы» не представляется возможным.
Во-вторых, инициатива закрепления в качестве цели требования достижения экономического роста не является бесспорной.
С одной стороны, деятельность любого органа государственной власти должна быть направлена в конечном счете на развитие страны. В качестве примера стоит привести статью 4 Закона СССР от 11.12.1990 №1828-1 «О Государственном банке СССР», где было установлено, что одной из основных задач Госбанка Союза ССР являлось содействие развитию экономики.
С другой стороны, мировая практика показывает, что «законы о центральных банках многих стран не содержат прямых положений об обеспечении экономического роста как цели деятельности банка либо содержат нормы о поддержании банками экономического роста в той мере, в которой это не противоречит достижению цели по поддержанию ценовой стабильности»[1]. Скорее всего именно по этой официальной причине в России с 2 декабря 1990 года[2] Федеральные законы, посвященные ЦБ, в качестве цели развитие экономики не называют.
Представляется, что закрепление в качестве цели функционирования Банка России требования развития экономики России необходимо.
Законопроект нарушает существующий баланс ветвей власти. Обходит стороной несколько важных вопросов. Во-первых, в чем выражается подотчетность ЦБ Президенту РФ? Этот вопрос необходимо раскрыть по примеру статьи 5 ФЗ «О ЦБ», в которой устанавливается положение об отчетности Банка России перед Государственной Думой, а потом названы конкретные механизмы контроля со стороны ГД; Во-вторых, какие возможны после отчета решения относительно ЦБ?
На самом деле это проблема даже существующего законодательного регулирования. Так в статье 25 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» установлено, что Государственная Дума рассматривает годовой отчет Банка России и принимает решение. Какие решения может принять ГД? Правового ответа на этот вопрос нет. На практике ГД всегда принимает постановление, следующего содержания: «Принять к сведению годовой отчет Центрального банка Российской Федерации».
Стоит отдать должное и сказать, что в законопроекте есть попытка дать ответ на последний вопрос, но она представляется неудачной. Так положение о том, что по итогам рассмотрения годового отчета Банка России ГД может направить Президенту Российской Федерации предложение об освобождении Председателя Банка России, стоило, во-первых, ввести не в статью, которая посвящена Председателю ЦБ, а в статью 25, которая посвящена годовой отчетности ЦБ, во-вторых, указать по какому основанию предлагается освободить от должности, так как остается непонятным по какому из оснований из закрытого списка будет освобожден от должности Председатель ЦБ.
Так как законопроектом Правительство наделяется новыми полномочиями в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, то следует также параллельно изменять статью 15 ФКЗ «О правительстве», которая устанавливает закрытый перечень полномочий Правительства в данной сфере.
Насчет инициативы исключить из ФЗ «О ЦБ» статью 22, которая устанавливает, что Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ, стоит сказать, что инициатива провальная по нескольким причинам.
Во-первых, остается статья 92.1 Бюджетного Кодекса РФ, где установлено, что кредиты ЦБ или приобретение Банком России государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита соответствующего бюджета.
Во-вторых, с экономической точки зрения снятие запрета на кредитование Правительства РФ может привести к неконтролируемому росту государственных расходов и инфляции[3].
В-третьих, необходимо читать норму до конца. Банк России предоставит кредит Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета или купит государственные ценные бумаги при их первичном размещении, если такие действия будут предусматриваться федеральном законом о федеральном бюджете. Так, например, в 1999 году Банк России дал Правительству РФ кредит для выплаты внешнего долга на сумму около 4,5 миллиарда долларов.
Отменить эту статью пытаются уже не раз. Однако поддержки такие инициативы не получали. Этот вопрос обсуждался в Государственной Думе еще в 2001 году. Представитель бюджетного комитета ГД М.М.Задорнов тогда обозначил в чем опасность отмены этого положения: «Всегда будет возникать стремление, если бюджет как-то не балансируется, привлечь ресурсы Центрального банка. Если Центральный банк кредитует Правительство, все-таки он печатает дополнительные деньги. А это означает больший рост цен, большую нагрузку на самом деле на наименее обеспеченные слои населения». Он также сообщил, что кредитование Правительства не применяется нигде, кроме Белоруссии, которая в свою очередь на основе соглашения с Россией от этой практики будет уходить.
Согласно части 9 статьи 7 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» законопроект должен быть отправлен на заключение в Банк России, так как касается вопросов выполнения ЦБ своих функций. Скорее всего заключение Банка России по поводу этого законопроекта будет отрицательным.
Представляется, что законопроект не будет поддержан и депутатами в силу своей непроработанности, в силу того, что нарушает положение Конституции о «независимом» статусе ЦБ, в силу того, что еще больше разбалансирует систему разделения властей.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Официальный отзыв Правительства на проект федерального закона №376591-5 «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», внесенный депутатами Государственной Думы А.В.Багаряковым и Б.С.Кашиным;
[2] Закон РСФСР от 2 декабря 1990 г. №394-1 «О Центральном Банке РСФСР»;
[3] Заключение Правительства РФ на проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», вносимый в Государственную Думу депутатом Е.А.Федоровым.
ЕЩЁ ПО ТЕМЕ
17.11.14 Сулакшин-центр: Отчего обвалился рубль? И кому это выгодно? 11.12.14 Сулакшин-центр: Центральный Банк России и Уголовный Кодекс 15.12.14 Сулакшин-центр: Центральный Банк для России: друг или враг? Степан Сулакшин на московском экономическом форуме 23.12.14 Сулакшин-центр: Политика ЦБ РФ: глупость или измена? 15.04.15 Сулакшин-центр: Почему у Центробанка нет лицензии?
|