В результате грязной истории о беспределе и насилии в Гдланской тюрьме наказание грозит не только непосредственным участникам преступления, но и высшим чинам системы исполнения наказаний Грузии. Министр по исполнению наказаний в Грузии взяла на себя ответственность за происшествие в местной тюрьме и подала в отставку. Глава системы исполнения наказаний Грузии Хатуна Калмахелидзе отметила, что "происшедший в Глданской тюрьме факт ужаснул ее, и в связи с этим она обратилась к премьер-министру страны с заявлением об отставке". – сказала министр. http://www.rg.ru/2012/09/19/otstavka-anons.html
Как известно, в России скандалы с пытками не приводили к отставкам министров... Почему? Многие нажимают на то, что "Путин своих не сдает". С одной стороны, такая причина безусловно имеет быть, но всему есть передел. Есть и объективные основания почему в России НИКОГДА министр не будет отправлен в отставку из-за частного скандала в одном из подразделений его министерства.
Причина проста – РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ. Напомню, что ВСЕ население Грузии составляет 4,5 млн – это меньше трети количества людей, постоянно находящихся только в Москве! Что это значит с точки зрения иерархии управления? То, что грузинский министр находит несравнимо ближе по иерархии управления к подразделению, которое подчинено его ведомству. Фактически, по количеству подчиненных, грузинский министр несет ответственность за количество людей, которое в России находятся на уровне регионального управления и то не самого большого. Это почти уровень даже не региона, а города России!
Потому в России при событии, подобном скандаул в Гдланской тюрьме министр просто по причинам здравого смысла НЕ МОЖЕТ нести ответсвенность – слишком велико его удаление от места событий. За такого рода частные ЧП в России несет ответсвенность глава регионального управления. И это происходит постоянно. Например в результате ЧП с пытками в ОВД "Дальнее" подал в отставку глава МВД Татарстана http://www.neva24.ru/a/2012/04/05/Glava_MVD_Tatarstana_poda/ Также были наказаны все непоседственные и прямые начальники лиц, совершивших преступление.
По делу майора Евсюкова, МВД Москвы также подвергалась чисткам. Президент России Дмитрий Медведев подписал указ об освобождении от занимаемой должности начальника ГУВД Москвы Владимира Пронина, а также начальника УВД по ЮАО города Москвы генерал-майора Виктора Агеева. Помимо этого, главой МВД Нургалиевым в отставку были отправлены три заместителя начальника УВД по Южному округу: первый заместитель Валерий Барышников, начальник штаба Владимир Смирнов и заместитель по кадрам Евгений Афанасьев.
Еще раз подчеркну: в России тоже несут ответсвенность за допущенные в подчиненных подразделениях преступления! От отставок и увольнений, до реальных уголовных обвинений. Интересующиеся могут погуглить любые громкие происшествия в армии, полиции и др. ведомствах и можно увидеть что как правило региональные узлы управления подвергались серьезным чисткам и репрессиям. Просто этот уровень из-за размеров системы находится на более низком уровне – региональном. И это логично.
Немедленно увольнять министра в России за ЧП... это знаете немногим умнее, чем требовать отставки главы ООН при чревычайных происшествиях в любой из стран. Это натяжка конечно немного, но суть думаю понятна.
Основанием для отставки министра в России может служить только неправильная стратегия развития министерства, непонимание ситуации в министерстве, резкое падение результатов работы министерства, систематические ЧП и т.д., причина которых в системе, а не в частных характеристиках отдельных людей.
Также существует и другая причина. Она не так очевидна. Дело в том, что основы власти Саакашвили лежат не в Грузии. Основа его власти – это расположение Вашингтона, который весьма трепетно относится к законности действий и соответствию из американским принципам. Саакашвили создал совершенно уникальную систему БЕЗРАЗДЕЛЬНОЙ личной власти, которая зиждется не на мнении народа Грузии, и даже не на т. н. элитах, а только лишь на потоке душевного расположения и финансирования из Вашингтона. В России все не так. Россия настолько огромна, что хочешь не хочешь, а учитывать мнение народа придется, да и мнения т. н. элит весьма важны для руководства страны. Именно поэтому Саакашвили может хоть каждый месяц менять ВСЕХ министров, а Путин этого делать не может, ибо уже через 2-3 итерации полностью потеряет все ниточки управления. И не только Путин между прочим, ЛЮБОЙ Президент РФ устроивший кадровую чехарду, сколь бы благи не были ее цели очень скоро просто потеряет способность управлять чем-либо.
Все вышесказанное не является индульгенцией для высших чинов российской власти. Их есть за что ругать и есть причины недовольства их работой, но все-таки надо учитывать размеры того чем они управляют – это огромная инерция и большие сложности с контролем. Приводить в пример Грузию с ее тотальным увольнением просто смешно – там человек отвечает за смешной по российским меркам участок работы. Необходимо понимать, что калька с Грузии для России НЕПРИМЕНИМА в первую очередь просто из-за размеров страны и количества населения. Опыт Грузии необходимо конечно учитывать, там есть и весьма положительные черты, но именно УЧИТЫВАТЬ а не КОПИРОВАТЬ.
Вместе с тем, в силу невероятной удаленности российского министра от того чем он управляет, встает очень серьезный вопрос – об оценке критериев его работы, который совершенно непонятен общественности. Лично мне понятно, что за частное происшествие министр не должен немедленно увольняться, иначе министр не просидит и недели не своем посту. Но ведь ответственность должна быть! А ее нет. И это плохо. Это говорит о БЕССИСТЕМНОСТИ управления министерствами и ведомствами. Именно с этим и нужно бороться. Тогда будет четко понятно и за что министров увольнять... А пока да, есть отвратительный ФАКТ того, что министр в Росиии это некий божок, который все плюсы приписывает себе, а минусы списывает на те причины, которые я описал выше.
Какой я вижу выход из создавшегося положения? Тут я согласен с Навальным. Необходимо более дифференцированно подходить к решению имеющихся проблем, не пугаться исключений из общих правил и т. п. Необходимо проводить реформы на региональных уровнях. Делать эксперименты на малых множествах так сказать, а потом экстраполировать на бОльшие. У нас же думают об общей универсальной модели для всей России – это невероятно сложная задача, которая сопряжена с учетом такого кол-ва факторов, что проанализировать их почти невозможно. Доходит до смешного, вместо того чтобы в Москве ввести выделенную полосу на ОДНОМ шоссе, разрисовали сразу ВСЮ Москву, не убедившись в эффективности принимаемых мер. Результат: город еще сильнее увяз в пробках, потрачены огромные средства, многие по уши повязли в ошибочном решении именно из-за затраченных средств и теперь НИКОГДА не откажутся от него, даже понимая его ошибочность... Необходима ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ, но это наталкивается на фундаментальные проблемы типа "одинаковости закона для всех", а также естественно в пресловутую вертикаль власти. Несомненно, дифференциация несколько ослабит ее. Но это нужно делать. С умом только. Не торопясь, но и не откладывая в долгий ящик.
По теме: О коррупции в Грузии
|