Евгений Чернышёв , «НАКАНУНЕ.RU» – nakanune.ru 14.01.2025, 06:00

IQ россиян вырос, но образование рушится
В начале января появился обновленный рейтинг[1] стран мира по среднему коэффициенту интеллекта (IQ), составленный по итогам теста, которые люди прошли в 2024 году. Кто его составляет, не вполне понятно, это некий "Международный реестр IQ". Несмотря на условность рейтинга, он тоже свидетельствует о том, что Запад утратил свое интеллектуальное лидерство в мире. А вот России не стоит обольщаться — высокое место явно не соответствуют сильно просевшему уровню образования и обусловлено скорее природной сообразительностью русских людей. Подробнее — в материале Накануне.RU.
Азиатские IQ-тигры
Первая пятерка стран по уровню IQ сплошь из Азии:
- Китай (107,43 балла),
- Иран (106,63),
- Южная Корея (106,57),
- Япония (106,54),
- Сингапур (105,25).
Почти все эти страны стали мировыми индустриальными центрами в последние десятилетия и делают серьезные вложения в науку. При этом также примечательно, что четыре из этих стран имеют один из самых низких уровней рождаемости мире — около 1 ребенка на женщину или даже меньше. Совпадение? Возможно. Но это полностью соответствует идеологии "устойчивого развития", которая отодвигается на уровне ООН. Согласно ей, повышение уровня образования (прежде всего женщин) почти напрямую связано со снижением рождаемости. То есть женщины должны получать образование и строить карьеру. К этому, помимо самой идеологии, их подталкивают и социально-экономические обстоятельства. Найти в 20 лет хорошего мужа, который сможет и захочет содержать не только себя, но и семью с детьми, — задача не из легких. Тем более при современной инфантильности. Но это отдельная тема.
На шестом же месте рейтинга — Россия. И это как будто повод для гордости. Однако, положа руку на сердце, точно ли россияне умнеют? Вряд ли. Это только добавляет вопросов к качеству рейтинга. Тем более что в России зафиксирован один из самых больших скачков IQ в мире — почти 3 балла (всего 103). Мы сильно поумнели? Не очень заметно, судя хотя бы по тому, что уже половина россиян не знают[2], куда впадает Волга, и чем люди младше, тем эта доля больше.
Что касается страна Запада, то США заняли 27-е место (100 баллов), Германия, Франция, Британия — примерно там же. А вот о падении умственного уровня европейских школьников известно и без рейтинга IQ. В конце 2024 года Еврокомиссия обнародовала доклад, из которого следует, что почти треть 15-летних европейцев не достигают даже минимального уровня знаний в математике, а каждый четвертый учащийся испытывает серьезные затруднения в чтении и естественных науках. Проще говоря, не менее четверти молодого поколения в Европе попросту тупы. Это списывается на массовое закрытие школ в 2020-2021 гг. под предлогом ковида, но вряд ли причина только в этом.
Еврокомиссия признает, что ЕС еще больше отдаляется от цели, чтобы к 2030 году не более 15% 15-летних учащихся были по своему уровню ниже плинтуса (а именно так можно охарактеризовать отсутствие базовых навыков в чтении, письме и счете). Сейчас уровень базовых знаний по математике у детей в Европе снизился на 7% по сравнению с 2018 годом, причем падение наблюдается по всем направлениям. В России же, согласно собственным исследованиям, показатели только растут. Только доверия к ним нет. Слишком уж завирально все выглядит. Министр просвещения Сергей Кравцов может сколько угодно отчитываться об успехах[3], у Минпроса средние баллы по ЕГЭ растут, доля неуспевающих снижается, но реальность совсем иная[4].
Повальная гаджетизация
Ни для кого не секрет, что гаджетизация жизни, которая для многих подростков стала наркотиком, приводит к отупению. И не только в России. Исследование канадских ученых, опубликованное в журнале Frontiers in Psychology, выявило заметное поглупение студентов[5] за последние 70 лет. Если раньше IQ студентов был заметно выше IQ населения в целом, то сейчас это уже не так. В вузы берут почти всех подряд, а окончание университета сегодня встречается чаще, чем окончание средней школы в 1940-х годах. То есть фактически университеты по своей доступности опустились до уровня школы. Но только ли по доступности? Опыт подсказывает, что и по своему уровню тоже, по крайней мере во многих вузах это так. Об этом открыто говорят и пишут те же преподаватели.
Что же произошло за 70 лет? Ответ неутешителен: повсеместное разрушение системы образования. Вкупе с подсадкой на гаджеты это приводит к еще большему падению. Накануне.RU писало о таких исследованиях[6]. И почти все родители соглашаются с тем, что гаджеты мешают умственному развитию детей.
Специалист в области ИИ, президент компании "Крибрум", член СПЧ Игорь Ашманов говорит, что гаджеты стали выносным мозгом для многих людей. Но это значит, что свой мозг уже не работает или работает так плохо, что им с трудом можно пользоваться. Разрушительные последствия гаджетизации жизни детей мы еще ощутим в будущем, но уже сейчас ясно, что они будут крайне неприятными, уверен эксперт.

Что происходит в России
В России на эту разрушительность накладываются и разрушительные тенденции в образовании.
Так, система ЕГЭ приучила к тому, что никакие предметы можно вообще не учить, кроме тех двух-трех, по которым нужно сдать ЕГЭ, да и по ним все типы заданий заранее известны (спасибо Минпросу с его демонстрационными версиями). В результате уровень знаний российских школьников никого не интересует, а сам уровень непрерывно снижается, как признают почти все эксперты, да и сами власти, уже давно признающие, что предприятиям не найти грамотных инженеров. И при этом сам система — словно священная корова. Как и ЕГЭ. Трогать их нельзя. Лучше уже подкрутить шкалу, чтобы она показала рост результатов.
Доходит и до легенд, рассчитанных на идиотов, по-другому не скажешь. Перед началом текущего учебного года ректор ВШЭ Никита Анисимов заявил, что ЕГЭ отменять нельзя, иначе многие регионы лишатся студентов.
"Если у нас уйдет ЕГЭ, то ни на Дальний Восток, ни в регионы Донбасса не поедет никто, кроме студентов из этих регионов. То есть мы отсечем доступность этих регионов, потому что нужно будет проводить экзамены, собственные университетские экзамены, на территории этих регионов. В Луганске, во Владивостоке, в Якутске. Вы представляете себе людей, которые поедут сдавать экзамены в Якутск, чтобы учиться дальше в Якутске? А по единому государственному экзамену можно поступить", — рассказал Анисимов.
То есть, по версии Анисимова, в Якутск или Луганск мечтают поступить со всей России. И едут благодаря ЕГЭ со всей России!
Проблема и в том, что система образования насквозь пропитана ложью, считает учитель математики из Санкт-Петербурга Диана Назирова. Например, это массовое списывание взамен самостоятельного выполнения заданий. И это соответствует сложившейся системе, которая тоже нацелена на формальные показатели. А что за ними стоит — неважно.
"Правила игры поменялись. Теперь если школьник списал — он предоставил документ, подтверждающий наличие знаний. Если учитель возмущен таким порядком вещей — он не прав, он всего лишь должен предоставить руководству и родителям документ, подтверждающий, что ему предоставили документ, подтверждающий знания. А еще выше чиновники предоставляют куда надо документы, подтверждающие… ну вы поняли", — пишет учительница.
И так происходит не только в области образования. Современные выпускники школ отлично обучены имитировать выполнение работы и документально подтверждать результаты отсутствующего труда. У всех есть коллеги, которые не делают ничего, но слывут у начальства отличными сотрудниками, потому что умеют идеально имитировать кипучую деятельность. Разве она не права?
"У нас в стране, пожалуй, остался лишь краткий перечень профессий, представители которых занимаются не оформлением подтверждающих документов, а реальной работой. Кстати, работники сферы обслуживания и курьеры — это одни из реально работающих профессий, и их высокие зарплаты обоснованы тем, что эти ребята не имеют возможности имитировать. Попробуй предоставь отчет о доставке пятидесяти заказов, или стрижке десяти клиентов, не выполнив эти заказы", — резонно отмечает Диана Назирова.
Власти падение уровня образования признают. Планируется повышать уровень математического и естественно-научного образования. Но как? Созданием нескольких передовых школ[7], то есть для немногих "избранных". Потому что на всех не хватит ни денег, ни учителей, да и столько способных учеников нет. Как признал[8] министр цифрового развития Максут Шадаев, для этого образование и переводится на цифровые рельсы.
Председатель общественного движения "Родители Москвы" Илона Менькова вообще говорит, что главным итогом 2024 года можно считать фактическую ликвидацию системы школьного образования. Учебные заведения превращаются в электронные школы. Детей просто не учат, перекладывая ответственность на родителей и репетиторов. А хороших педагогов выдавливают из школ нищенской зарплатой и условиями труда. В полном соответствии с форсайт-проектом "Образование-2030".
На днях профессор Евгений Белый, которого в 2022 году вынудили уволиться из УлГУ за освещение проблем образования, провел опрос о причинах падения уровня школьного образования. Среди главных причин указаны: общее изменение отношения к образованию (59%), невысокий уровень учителей (50%), изменение программ и учебников (48%), а также изменение роли учителя в обществе, школьная бюрократия, отсутствие воспитания, нацеленность исключительно на сдачу ОГЭ/ЕГЭ, перегруженность школы различными "активностями", переполненность классов, бесконечные эксперименты в образовании, обилие "мусорной" информации, которая транслируется школьникам. Список можно продолжать, но ясно, что над школой просто издеваются.
Глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов заявил, что ЕГЭ "убил интегральность, убил комплексный подход, убил возможность многогранной оценки знаний, глубины знаний, возможности мыслить". Но в сложившихся условиях отказ от ЕГЭ способен ли что-то изменить? Евгений Чернышёв
Ссылки
[2] – | Уже половина россиян не знают, куда впадает Волга : Новости Накануне.RU
20.12.2024
Половина россиян не смогли ответить на вопрос, куда впадает Волга , свидетельствуют результаты опроса, опубликованные ВЦИОМ. Причем большей частью это молодые поколения.
www.nakanune.ru/news/2024/12/20/22800911/
|
[3] – | Минпрос отчитался об успехах в школьном образовании : Новости Накануне.RU
27.12.2024
Минпросвещения РФ в очередной раз отчиталось об успехах в своей работе, подведя итоги за 2024 год.
www.nakanune.ru/news/2024/12/27/22801921/
|
[4] – | Тихий ужас. Учителя оценили математический уровень детей 5 класса : Новости Накануне.RU
24.12.2024
Движение "Родная школа" провело опрос учителей математики , которые учат или недавно учили пятиклассников, чтобы они оценили уровень знаний детей после начальной школы. В нем приняли участие 88 учителей из разных регионов России. Хотя этого количества недостаточно для однозначных выводов в масштабах всей страны, результаты свидетельствуют о катастрофе в образовании . Дети в 11 лет не умеют толком считать.
www.nakanune.ru/news/2024/12/24/22801345/
|
[5] – | Исследование выявило заметное поглупение студентов за последние 70 лет : Новости Накануне.RU
18.01.2024
За последние 70 лет интеллектуальный уровень студентов заметно снизился. Такой вывод делается в исследовании канадских ученых, опубликованных в журнале Frontiers in Psychology .
www.nakanune.ru/news/2024/01/18/22753205/
|
[6] – | Гаджеты замедляют развитие детей - исследование : Новости Накануне.RU
26.05.2021
Чем больше дети используют гаджеты , тем ниже их успеваемость из-за замедления умственного развития. Об этом свидетельствует исследование, проведенное Детским исследовательским институтом Мердока в Австралии.
www.nakanune.ru/news/2021/05/26/22602685/
|
[7] – | Власти хотят создать в стране несколько "передовых школ" : Новости Накануне.RU
29.10.2024
В России будет создан Координационный совет по созданию передовых школ . Соответствующее постановление подписал премьер-министр Михаил Мишустин . Состав совета будет утвержден позже.
www.nakanune.ru/news/2024/10/29/22793767/
|
[8] – | Министр цифрового развития: Денег на школы нет, поэтому проводится цифровизация : Новости Накануне.RU
28.05.2021
Денег на финансирование "лишних" школ нет, поэтому и навязывается цифровизация образования . Такое сенсационное признание сделал министр цифрового развития РФ Максут Шадаев на расширенном заседании комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, которое было посвящено введению в школах уроков "цифровой грамотности".
www.nakanune.ru/news/2021/05/28/22602993/
|
|