МАРКСИЗМ КАК КРАСНАЯ ТРЯПКА ДЛЯ БЫКА
Недавно посмотрел в камерном театре «Среда 21», который арендует сцену в московском парке им. Баумана, спектакль под названием «Капитал» по известному произведению К. Маркса. Спектакль заинтриговал меня по двум причинам.

Во-первых, как лояльный советский гражданин я уделил немало времени чтению марксистской литературы и, особенно, «Капиталу» Маркса. Я открыл в нем не только основы теории трудовой стоимости, но и занимательный исторический экскурс, позволивший понять, что история это не просто цепочка деяний выдающихся личностей или любопытных эпизодов из их жизни, но процесс развития человечества, детерминированный объективными законами природы и общества, в частности, законами экономики.
Припоминаю любопытный эпизод. Был жаркий летний день в Симферополе в середине 60-х, когда обывателям свойственно стремиться к прохладе, купанию в любом водоеме, тем более, в прибрежных морских водах. Ко мне в гости приезжает мой керченский приятель, с которым мы вместе учились в ЛГУ, правда, на разных факультетах. Он застает меня, занятым чтением и конспектированием «Капитала», причем уже второго тома из четырех.
Приятель воспринимает это как кощунство, насилие над здоровой человеческой природой и предлагает мне погостить у него в Керчи, где можно провести время с большей пользой для своего здоровья и удовольствия. Я быстро соглашаюсь, поскольку озаботился Марксом не по необходимости, но из праздного интереса. Впрочем, я не могу назвать этот интерес полностью праздным. Все-таки, как и любой диванный мыслитель, я искал в «Капитале» некую формулу, которая разом откроет мне сущность бытия и снабдит путеводителем по жизни.
Произведение Маркса = это научный труд, дающий ощущение удовлетворенности, близкое к эстетическому наслаждению, именно через интерес к науке. Удовольствие от художественного творчества – это нечто другое. Правда, «Капитал» можно оценивать и с точки зрения литературного стиля. В ряду предисловий к своему труду Маркс полемизирует с критиками, упрекающими его в тяжеловесности изложения. Он цитирует других критиков, которые отмечают как раз простоту и ясность изложения им сложных экономических реалий.
Для художника, актера, артиста стиль это все, он определяет своеобразие, индивидуальность его творчества. Для ученого это всего лишь инструмент донесения да сознания людей научной истины, скрытой не в нем самом, но в природе и обществе. На стыке науки и искусства кроется загадка: можно ли раскрыть сущность научного труда через актерское лицедейство? И, вообще, откуда рождается идея придать сугубо научному труду художественное воплощение? Нет ли здесь вырождения реалистичного художественного творчества в формализм, абстракционизм, авангардизм и прочие измы?
В авторском фильме «Обыкновенный фашизм» режиссер картины Михаил Ромм показывает пример такого вырождения в послевоенной Европе. Некто организует на холсте мини-взрыв, затем бросает исковерканный загоревшийся холст в воду. После охлаждения помещает холст в рамку и выставляет на просмотр в художественной галерее. У картины появляются ценители, комментирует Ромм. Вот один из них. Что его заинтересовало? Может, дырка? Я подумал, не получится ли, что-либо подобное со спектаклем «Капитал».
Другой причиной моего интереса к спектаклю «Среды 21» явился мой личный опыт. Я ведь начал трудовую жизнь в конце 50-х годов в качестве рабочего сцены Крымского русского драматического театра имени Горького. Стало быть, знаком с театром, что называется, изнутри. Но театр как все в жизни не стоит на месте, развивается. Не отстал ли я от жизни в своем пристрастии к классическому театральному искусству, а, может, понимание модернизма мне уже не доступно?
Небольшой зрительный зал, не разделенный со сценой, состоял, кажется из шести-семи рядов, каждый из которых пронумерован с первого по десятое место. Все места были заполнены зрителями разных возрастов. Я, наверное, был самым старым среди них, но были и девушки совсем юные. Перед походом в театр я познакомился в сети с отзывом о нем одной девицы. Она сетовала, что на спектакле, который она смотрела, соседями были одни старики. О своем впечатлении от спектакля она не проронила ни слова.
Очевидно, эта девица пришла на спектакль не только и не столько из интереса к искусству, сколько для «выхода в свет», связанного с ожиданием чего-нибудь необыкновенного. А мои соседи? Какие ожидания были у них? Насколько они знакомы с «Капиталом» Маркса? И, вообще, знакома ли современная публика с содержанием произведения ученого-мыслителя, живущая в эпоху замалчивания или компрометации теории и практики социалистического обновления планеты?
И все же марксистско-ленинское учение воздействует на сегодняшний социум как красная тряпка на быка. Это образное выражение, как вы сами понимаете, является эвфемизмом слова раздражитель, которое имеет негативное и позитивное значение в смысле побуждения. Марксизм раздражает антикоммунистов сохраняющейся популярностью несмотря на то, что они похоронили его после развала СССР. Между тем, он возбуждает интерес широкой публики своей глубиной и всеобъемлемостью.
Мне показалось, что эмоциональность восприятия пьесы по «Капиталу» зависела как раз от уровня знания подлинного «Капитала». Знание понаслышке или вовсе незнание побуждало некоторых зрителей, особенно, молодых, живо реагировать на чисто театральные приемы подачи материала. На сумбурное поведение безумного профессора, разъясняющего азы теории прибавочной стоимости (его роль вдохновенно играет актер Александр Николаев). На рефрен, который звучал в его устах на всем протяжении спектакля: «Если вы поняли это, то вы поняли в Марксе все, или почти все, но не все». На желание профессора войти в непосредственный контакт со зрительской аудиторией посредством игры в угадайку изречений, рекламирующих известные товарные бренды.
Безумный профессор неоднократно подчеркивает в спектакле отождествление актера с товаром в капиталистическом обществе. Стоит ли грустить по этому поводу или радоваться? Высокооплачиваемые футболисты, например, Криштиану Роналду, этому радуются. Наверное, радовался Иосиф Бродский, когда получал Нобелевскую премию. Во время церемониальной встречи он даже пустился в рассуждения о политико-экономической сущности таланта. Дескать, талант - моя частная собственность, а это «священная корова» капитализма. Кому-то везет в лотерею, но подавляющее большинство выступает в роли наивных лохов. В целом же капиталистическая система убивает живое чувство, талант и индивидуальность. Видимо поэтому в голосе Николаева, играющего безумного профессора, звучат грустные нотки.
Почему, собственно, профессор безумен? Если он безумен, то его бред должен затрагивать содержание теории Маркса. Однако в ее изложении безумец не допускает ни ошибок, ни искажений. Значит ли это, что сама теория носит бредовый характер? Антикоммунисты старались внушить это легковерным людям в течение позапрошлого и всего прошлого века. Этим они занимаются и теперь, хотя опыт Китая и других стран доказывают поразительную силу и жизнеспособность марксистской теории, которая существует по закону сохранения материи, не исчезающей никуда и не появляющейся из ничего, но изменяющейся и переходящей из одной формы в другую.
Может, авторы пьесы льют воду на мельницу антикоммунизма? Такого впечатления у меня не сложилось. Ибо безумие профессора похоже больше на буффонаду, чем на зубоскальство и сарказм. Безумие поэтому выглядит превращенной формой «нормальности» капиталистической действительности. То есть, безумие профессора становится зеркалом безумия капитализма. Откуда у авторов пьесы, вообще, родилась идея спектакля? Порывшись в своей памяти, я вспомнил, что в наших СМИ некогда публиковалось сообщение о театральных экспериментах на Западе с использованием «Капитала» Маркса.
Побродив по сети, обнаружил сообщение Викиеовости от 06.11.2006 года о постановке спектакля по работе Маркса немецкой авангардистской группой Rimini Protokoll. Пьеса, имеющая название "Капитал: том первый", была поставлена в форме рассказа восьми человек, которые прочитали до конца этот труд Карла Маркса. Участники пьесы представляют собой смешанную группу из людей разных убеждений. Сцена театра Duesseldorfer Schauspielhaus украшается книжными шкафами и бюстом Маркса. В результате создается особая поэтика, соединяющая современное общество с анализом социальной и экономической жизни, разработанный Марксом. Спектакль несколько раз прерывается для общего чтения отрывков из этой книги.

Оказывается, группа Rimini Protokoll побывала со своим спектаклем и в РФ, собрав немалую аудиторию. Я посмотрел этот спектакль с титрами на русском языке, выложенный в сети. В немецкой пьесе, как и в пьесе «Среды-21», упор делается на иллюстрации положения Маркса о двояком значении стоимости товара примерами из житейской практики. Только в немецкой версии гораздо больше профанации марксовой идеи и изобилие откровенного антикоммунизма.
От имени студента исторического факультета латвийского университета, который «изучал Маркса не с большой охоты», авторы немецкой пьесы сочиняют гнусные истории об условиях товарного обмена в советской и гэдээровской действительности. С другой стороны, я согласен с мнением газеты Sueddeutsche Zeitung о том, что "в значительной мере в пьесе остается что-то от лекции, которая, как любая лекция, временами суха и скучна».
По-моему, авторам пьесы (Надя Кубайлат и Алексей Цветков), которую я посмотрел в камерном театре «Среда-21», удалось справиться со сложным экспериментом инсценировки «Капитала» Маркса, в целом, лучше, чем группе Rimini Protokoll. Им удалось избежать пороков немецкой постановки, а, значит, уберечь искусство театра от компрометации теми, кто считает, что он условен до пошлости. Нет, театр - это то, что говорит о нем известная актриса Татьяна Доронина в фильме "Старшая сестра". Помните?

"Театр. Вы любите театр? Вы любите театр, как люблю его я? То есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому способна только пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, вы можете не любить театра больше всего на свете кроме блага и истины? Является ли он постоянным возбудителем ваших чувств? Способный во всякое время, при любых обстоятельствах волновать, возбуждать их, как вздымает ураган песчаные метели в безбрежных степях Аравии?
Театр - это храм, это подлинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли, забываете о житейских отношениях, здесь ваше холодное «я» исчезает, растворяется в пламенном эфире любви. Если вас мучит мысль о трудном подвиге вашей жизни и о слабости ваших сил, здесь вы её забудете. Если когда-нибудь ваше душа жаждала любви и упоения, в театре это жажда вспыхнет в вас с новой неукротимой силой. Если когда-нибудь в ваших мечтах мелькал пленительный образ, забытый теперь вами, забытый как мечта несбыточная, в театре этот образ явится вновь и вы увидите его глаза, устремлённые на вас с тоской и любовью..
Ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нём, если можете..!"
|