xommep.livejournal.com 03.12.2015 16:27
Вчера побывал на концерте наших друзей из Читы, фольклорного ансамбля "Читинская слобода[1] ", есть что показать, рассказать, и немного, как обычно, набрехать. :))
Со "Слободой" мы познакомились в ходе прошлогодней экспедиции в Забайкалье, в Красном Чикое – даже фоточка совместная есть[2] . :) В этот раз так получилось, что их приезд к нам в Новосибирск совпал с нашей поездкой в Забайкалье[3] - то есть они к нам, а мы почти что к ним, совпадение почти полное, и по месту и по времени. :) Удалось пересечься только на их концерте в арт-кафе "Агарта":

Несколько фоточек с концерта:

Единственное фото, которое у меня получилось в смешанном составе коллектива

Зал оказался забит под завязку

Мужская часть ансамбля – преимущественно забайкальские казаки, что заметно :)

Руководитель ансамбля – Наталья Рюмкина, семейская[4] , уроженка Чикойского края
И в костюме она тоже семейском, причём этнографическом – с. Дакитуй Чикойского района
(наша Оксана выдала на концерт :))

Совместное фото - "Читинская слобода" и " Полынь " (в гражданском)
Приложу пару видеороликов с выступления "Слободы" - правда, увы, самое главное – звук - мой Фуджик[5] пишет откровенно плохо:
youtu.be/lLAYbk1zANA
И на инструментах играют читинцы – балалайка-гармошка-дудки, и вот скрипка ещё.
Казачья песня "на злобу дня" - про турецкие войны. За прошедшие лет 150 актуальности она не потеряла.
youtu.be/Abq7wpJFruo
"Гуляй моя дочь" - семейская песня[6] из Красночикойского района; исполняют уроженки тех краёв Наталья и Арина, а казачки – на подпевках. ;))
А теперь разрешите немного понудить, как обычно. "Читинская слобода" - коллектив профессиональный и концертный, и это, по большому счёту, ни хорошо и ни плохо. Часто пишу на культурные темы, и недавно как раз поднимал тему - сохранение или популяризация традиции?[7] В этом разрезе "Слобода" - чистой воды популяризаторы народной культуры, которые тем не менее достаточно бережно относятся к ней.
Сама по себе народная культура нуждается и в "консерваторах", то есть в людях, "консервирующих" традицию в первозданном виде, дабы не терялся культурный базис, основные кирпичики собственно традиции. Сравнивать "консерваторов" с популяризаторами не стоит – у них разные функции. Безусловно, сценическое творчество более яркое и впечатляющее – но без опоры на "законсервированную" традицию оно может выродиться в "Золотое кольцо" или аналогичную похабщину, не имеющую никакого отношения к оригиналу.
Но вообще-то, на мой взгляд, и те и другие должны основной своей задачей иметь распространение культуры – то есть буквальную передачу традиции от себя людям. Не поражать окружающих мастерством, и не радоваться побитовому копированию старушечьих голосов, а призывать окружающих делать то же самое, то есть переманивать людей из культуры общечеловеков в русскую традицию.
И у обоих крайностей народной культуры с этим проблемы - "консерваторы"-традиционалисты по сути призывают людей заниматься исторической реконструкцией[8] , что, безусловно, прикольно и полезно для общего развития, но массовым занятием не будет никогда; а популяризаторы уповают на внешние эффекты и сценические приёмы, которые бессмысленны с точки зрения традиции – кого поражать в узком семейном или дружеском кругу?..
Как-то всё в серёдку надо сводить, чтобы снова завести моторчик русской традиции, придавленной масс-культурой, изначально направленной на манипуляцию массами – и тут даже неважно, в хороших или плохих целях. Слушаешь музычку по радио Шансон - и русского в тебе становится меньше, а общечеловеческого – больше. А обратного набраться-то и негде. А надо бы уже давно переходить в режим "Где стоишь, там и поле Куликово".
"Читинская слобода" - хороший пример распространения русской культуры и традиции, но не стоит отдавать и то и другое на откуп профессионалам – надо самим подхватывать и нести, дабы оставаться русскими.
Ссылки
|