Оригинал Алексей Анпилогов , газета «ЗАВТРА» , zavtra.ru 02.02.2016
Как выбраться из украинского тупика
В понедельник, 1 февраля, президент Украины Петр Порошенко и канцлер Германии Ангела Меркель провели переговоры в Берлине.
Как сообщил перед началом переговоров представитель президента Украины в парламенте Степан Кубив, в ходе встречи должны были обсуждаться возможности интенсификации выполнения минских соглашений, «особенно полного прекращения огня боевиками, отвода Россией тяжелого вооружения и освобождения всех заложников», цитирует «Интерфакс».
Помимо глав двух государств в переговорах принимал участие советник президента Франции Франсуа Олланда по вопросу урегулирования в Донбассе Жак Одибер.
Экспертные оценки:
Алексей Анпилогов
Киев за прошлый год по сути не предпринял никаких значимых шагов для выполнения своей части Минских соглашений. Здесь стоит, как это ни парадоксально, вспомнить опыт Российской Федерации, связанный с войной в Чечне. На Западе любят сравнивать Чечню с Донбассом, ставить Россию в ситуацию оправдывающейся стороны: мол, у вас была Чечня, вы её в итоге интегрировали в Российскую Федерацию, почему же не позволяете Украине сделать то же самое. Но как шла интеграция Чеченской республики – масса оговорок, допущений по выборам. Русские националисты до сих пор ругают власть, что Россия непозволительно много тратит на поддержание достаточно высокого уровня жизни в Чеченской республике. То есть Российская Федерация заплатила и продолжает платить достаточно серьёзную цену за то, чтобы Чечня осталась в составе единого государства.
Давайте сравним по этому параметру исторический процесс возвращения Чечни в состав Российского государства и то, что нынче предлагаются Донбассу в куда более простой ситуации. Всё-таки в Донбассе в меньшей степени выражен религиозный, этнический фактор. По факту речь идёт о том, что люди на Донбассе боролись за свои конституционные права. Первые выступления, которые и привели к вооружённому восстанию, проходили под лозунгами федерализации, защиты конституционных прав. И происходило это до какого-либо узаконения киевской хунты, которая тогда была в статусе столь же непризнанного правительства, как ЛНР и ДНР. В дальнейшем лишь позиция Российской Федерации, которая посчитала возможным скорее опереться на существующие границы государства Украины, нежели на народное волеизъявление Луганска и Донецка, привела к такой ситуации, что часть территории Украины, а именно современные ЛНР и ДНР, оказались под властью непризнанных правительств. И, безусловно, существование ЛНР и ДНР оказывает влияние и на украинский политикум. Никто не делает тайны из большого числа людей (а это уже десятки тысяч), официально участвующих в той или иной степени в строительстве и функционировании донбасских республик. Невозможен государственный вакуум на территории, на которой проживает около 3 миллионов человек. И интересы этих людей категорически противоположны линии Киева. Соответственно, без проведения какого-либо конституционного процесса, без амнистии участников событий 2014 – 2016 года – сдвинуться невозможно. Но Киев всё ещё рассчитывает на победу в гражданской войне – следствием чего будет поражение в правах большого числа граждан, а то и геноцид. Что вряд ли будет допущено и Россией, и даже Евросоюзом.
Поэтому смысл не-рукопожатия Порошенко и Меркель на официальной церемонии очевиден. Европейцы понимают, что без шагов со стороны киевского режима минский процесс превращается в фикцию, но Порошенко ничего не может принести европейцам. И когда политики не могут решить вопросы за столом переговорам, опять начинают говорить пушки. Это последний довод королей, как писали на пушках во времена Людовиков. Но этот довод совершенно не устраивает Европу, не устраивает Россию, которая пытается сохранить Украину от окончательной деструкции. Единственная сторона, которая ещё занимает весьма двусмысленную позицию по поводу минского процесса – это США. Американцы по-прежнему оказывают серьёзное влияние на киевский истеблишмент, отчасти создавая для него мир кривого зеркала. В этом зеркале киевская элита видит себя вершителем судеб Украины, Донбасса и вообще взаимоотношений между великими державами, а США эту иллюзию США старательно поддерживают. Американцы с удовольствием держали бы эту загнивающую занозу между Российской Федерацией и Евросоюза, препятствуя политическому сближению и экономическим взаимоотношениям.
Но всему есть свои пределы. В первую очередь, речь идёт об экономической устойчивости киевского режима. Безусловно, минские соглашения безумно ограничивают в правах жителей ЛНР и ДНР, там по факту сейчас практически замирает вся экономическая жизнь. Невозможно осуществление банковской деятельности, практически не защищены гражданские права населения ДНР и ЛНР. Но Россия, насколько понимаю, ещё надеется на активизацию минского процесса. Поскольку в противном случае, всё быстро докатится до новой войны (и при пассивной позиции РФ, Украина, конечно, зачистит ЛНР и ДНР). Либо, если продолжится ситуация фактического протектората России над ЛНР и ДНР, республики превратятся в очередное непризнанное Приднестровье с возможностью, при очередном усилении украинского кризиса, получения статуса Южной Осетии и Абхазии.
Присоединения Донбасса к Российской Федерации ждать не приходится, поскольку уже российский истеблишмент не готов брать на баланс Донбасс. Опыт Крыма показывает, что если в народе Крым принимается как российская земля, то в части элиты существует неприятие воссоединения России и Крыма, в силу массы возникших проблем для власть имущих. Поэтому для Донбасса – это маловероятное развитие событий. Но то, что минский процесс зашёл в тупик, то, что Украина стоит перед очень сложным выбором – факт. Надеюсь, что в Киеве осознают бесперспективность своего поведения и постараются сделать шаги навстречу Донбассу.
Определённая надежда в этом есть. Я, например, активно сейчас участвую в деле составления списков политических и военных заключённых, которые попали в тюрьмы Украины во время «Русской весны». Наконец-то встал вопрос обмена по принципу «всех на всех», тех, кто попал в плен, либо был арестован по политическим статьям в ЛНР и ДНР на гораздо большее количество заключённых на Украине. Надеюсь, что этот достаточно ограниченный момент всё-таки сдвинется с мёртвой точки, благодаря минскому процессу. С другой стороны, если всё ограничится исключительно гуманитарной и военной составляющей, то есть прекращением огня и обменом пленными, бессмысленно говорить о политическом будущем единой Украины. Поскольку в этом случае по-прежнему будет два варианта украинской государственности: киевская и государственность народных республик Донбасса.
Но утвердить амнистию и конституционные изменения в пользу ЛНР и ДНР нынешний состав Верховной Рады, в которую вошли и открытые уголовники, и крайне правые элементы, и болото, которое боится личных репрессий со стороны националистов – вряд ли сможет. У киевского политического класса просто не хватит мужества сделать это.
|