Ситуация с проведением референдума на территории бывшей Украинской ССР напоминает обстановку в Ленинграде 1942 года, когда шла подготовка к исполнению и премьере симфонии № 7 Дмитрия Шестаковича. Атмосферу того времени поразительно точно передает советский художественный фильм 1957 года режиссёра Захара Аграненко, снятый к 15-летию премьеры. В обоих случаях в центр общественного внимания выдвигается событие, призванное укрепить силу духа и веру в Победу людей, борющихся против нацистского варварства и порабощения на фронте и в тылу.
По мнению писателя-современника Алексея Толстого, седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебания смертный бой с чёрными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний. Точно также из совести русско-украинского народа выросли референдумы в Запорожской и Херсонской областях, а также на Донбассе, которые отвечают неистребимому желанию населения этих областей и республик освободиться от засилья бандеровщины.
Конечно, полной аналогии блокадного Ленинграда с сегодняшней Новороссией нет. Ленинградцам приходилось тяжелее. Город переживал самый трагичный период блокады. Любое духоподъемное мероприятие казалось немыслимым в условиях голода, болезней и беспрерывных обстрелов врага. Выражение: «когда гремят пушки, музы молчат» выглядело наиболее уместным.
Музыканты Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета, оставшиеся в городе, были единственными из всех коллективов, работавшими в блокадное время – по радио и в Большом зале филармонии шли концерты, люди могли слушать классическую музыку. После суровой голодной зимы 1941—1942 годов, получая вместе с остальными жителями города по 150 граммов хлеба в сутки в самые тяжёлые месяцы, летом они ходили на репетиции, готовясь исполнить седьмую симфонию Шостаковича. Они находились на казарменном положении, были причислены к командам местной противовоздушной обороны (МПВО) – когда над городом кружили вражеские самолёты, как и тысячи ленинградцев, дежурили на чердаках и крышах, чтобы тушить зажигательные бомбы. Дирижёр оркестра – Карл Элиасберг к началу репетиций вместе с женой провёл в больнице несколько недель с диагнозом «алиментарная дистрофия».
Подготовка премьерного концерта была неимоверно трудной. Часть исполнителей была в эвакуации, часть – в больнице, кто-то погиб; об этом факте говорят записи дирижёра в журнале ансамбля: «Репетиция не состоялась. Срабиан мёртв. Петров болен. Боришев мёртв. Оркестр не работает». Из ста музыкантов осталось 27 человек. По ленинградскому радио объявили, что городская филармония собирает музыкантов, находящихся в городе, и просит их явиться в Радиокомитет.
Дирижёр разыскивал исполнителей, чтобы начать репетиции. Начальство ленинградской автоинспекции (ГАИ) выделило Элиасбергу велосипед, так как ему приходилось много передвигаться по городу в поисках музыкантов. Их искали не только в Ленинграде, но и на фронтах, освобождая от службы. Когда собралось достаточное количество исполнителей, начались репетиции. Первая репетиция была организована всего для пятнадцати музыкантов, которые устали через пятнадцать минут игры – у них не было сил продолжать репетицию и держать в руках инструменты. Один из трубачей извинялся за то, что не смог извлечь из инструмента ни одной ноты.
Элиасберг был строг, он требовал приходить на репетиции без опозданий и репетировать по 5-6 часов, чтобы добиться совершенного исполнения, чистого звучания и верного интонирования, и, хотя у некоторых музыкантов от истощения кружилась голова во время игры, он не отступал от принципов, что приводило исполнителей в нужное состояние. Репетируя по шесть дней в неделю, музыканты сыграли симфонию после единственной генеральной репетиции. 7 августа 1942 года подготовительная работа была закончена, оставалась художественная отделка исполнения симфонии и подготовка к премьере. Премьера симфонии, по словам дирижера, прошла «при совершенно переполненном зале». Она транслировалась по радио и по громкоговорителям городской сети, чтобы немецкие войска слышали, что город жив, в нём проходят концерты, и люди слушают героическую музыку.
Для исполнения симфонии в условиях военного времени требовались дополнительная помощь, в том числе, Ленинградского военного фронта. Мощная артподготовка велась накануне и в день премьеры, чтобы в освещённое здание Большого зала филармонии и на площадь Искусств не упал ни один снаряд.
Вот это обстоятельство, главным образом, сближает симфонию Шестаковича с референдумом в Новороссии. В обоих случаях суровый Бог войны оберегает сокровенные чаяния людей жить в мире и благополучии, карая их врагов, помышляющих воспользоваться беззащитностью мирных граждан в своих корыстных людоедских целях.
Ленинградская симфония и референдум в Новороссии – это разные способы вызвать в людях воодушевление. Нынешний референдум вселяет в них надежду на неминуемую победу справедливого и доброго Русского мира над Злом бандеровщины, служащей инструментом подлого, циничного и высокомерного капиталистического Запада. Новый этап Специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины преобразует эту надежду в уверенность.
|