Рябов Кирилл , «Военное обозрение» – topwar.ru 06.09.2022, 16:00
Ту-160, достроенный из задела, впоследствии "Петр Дейнекин", 2017 г.
Российская авиационная промышленность и смежные отрасли работают над возобновлением серийного строительства стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160. Параллельно ведутся работы по модернизации имеющегося флота таких самолетов. К настоящему времени обе программы заметно продвинулись вперед, и в обозримом будущем ожидаются новые достижения.
Параллельные программы
Принципиальное решение о возобновлении постройки Ту-160 было принято в 2015 г. Вскоре стало известно, что такие самолеты будут строиться по обновленному проекту. Для выполнения таких планов следовало восстановить некоторые технологии и процессы, а также внедрить современные решения. В 2017 г. министерство обороны объявило о проведении очередной программы модернизации имеющихся бомбардировщиков.
На тот момент в составе дальней авиации ВКС имелось 16 самолетов Ту-160. Все они в средней перспективе должны были пройти капитальный ремонт и модернизацию. Количество требуемых бомбардировщиков новой постройки определили в 50 ед. В Минобороны считают, что это позволит постепенно усилить дальнюю авиацию в количественном и качественном отношении. В отдаленном будущем начнется списание бортов старой постройки, и в строю их заменят последние представители серии.
Первые контракты в рамках программы восстановления производства были заключены еще в 2015 г. Эти соглашения оговаривали как строительство самих самолетов, так и выпуск требуемых агрегатов. В частности, большое внимание уделили возобновлению производства двигателей НК-32. Ведущую роль в программе получил Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова, ранее строивший Ту-160 и другие дальние бомбардировщики.
Ту-160М новой постройки на стапеле, август 2021 г.
В начале 2018 г. появился первый контракт на строительство партии из 10 новых самолетов до 2027 г. Такое производство предстояло запустить с нуля и без использования уже имеющихся агрегатов. К этому времени также началась выдача заказов на проведение модернизации имеющихся бомбардировщиков.
Согласно разным сообщениям, модернизированные и вновь построенные бомбардировщики будут практически идентичны. Два проекта предусматривают использование общих компонентов и технических решений. При этом в открытых материалах проект модернизации именуется Ту-160М, а для техники новой постройки используется индекс Ту-160М2.
Первые самолеты «М» и «М2» изначально ожидались в конце десятых годов. Через несколько лет, к 2023-му, предполагалось начать серийное производство и модернизацию с требуемым темпом. В дальнейшем график программ пришлось пересмотреть, но работы продолжаются и постепенно дают требуемые результаты.
Новая серия
В ходе восстановления технологий и компетенций Казанский авиазавод собрал самолет Ту-160 из имевшегося у него задела. Выкатка этой машины состоялась в ноябре 2017 г. Ее строительство подтвердило способности предприятия и смежников к решению столь сложных задач. В январе следующего года бомбардировщик выполнил свой первый полет. На этом этапе ему присвоили имя бывшего главкома ВВС СССР и России Петра Дейнекина.
Первый Ту-160М на испытаниях, 12 января 2022 г.
В начале 2018 г., в соответствии с новыми контрактом, началось строительство первого Ту-160М2 новой серии – без применения имеющегося задела. Общая сложность проекта и пандемия 2020 г. негативно сказались на темпах работ, однако Казанский авиазавод справился с поставленными задачами. Так, в августе прошлого года впервые открыто показали строящийся самолет. На тот момент была завершена сборка большей части планера, и уже велась установка некоторого оборудования.
К концу прошлого года строительство было завершено, и самолет отправился на летно-испытательную станцию авиазавода. После требуемых проверок на земле, 12 января 2022 г. первый Ту-160М2 новой постройки впервые поднялся в воздух. В течение получаса бомбардировщик демонстрировал летные и маневренные характеристики.
По известным данным, летные испытания и доводка нового самолета продолжаются до сих пор. Согласно контракту 2018 г., они должны завершиться в следующем году, и ракетоносец отправится в строевую часть. Поводы для пессимизма пока отсутствуют, и можно ожидать, что такие планы будут выполнены.
Ремонт и модернизация
Капитальный ремонт и модернизация строевых Ту-160 начались в 2017 г., после подписания соответствующих контрактов. Первым для переоснащения на Казанский авиазавод был передан самолет с именем «Игорь Сикорский». Он был построен в восьмидесятых годах и являлся 14-м в первой серии.
Первый полет вновь построенного Ту-160М, 12 января 2022 г.
По имеющимся данным, был проведен ремонт планера с восстановлением и/или заменой агрегатов. Также заменили ряд общесамолетных систем, кабелей и трубопроводов. Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования подвергся серьезной перестройке с применением современных приборов. Кроме того, штатные двигатели НК-32 старого производства заменили недавно собранными НК-32-02.
Первый модернизированный Ту-160 вышел на заводские испытания осенью 2020 г. В начале ноября состоялся первый полет, и самолет подтвердил расчетные характеристики. В начале марта 2021 г. «Игорь Сикорский» перелетел в Жуковский для прохождения дальнейших испытаний на базе фирмы «Туполев».
Параллельно с этими событиями в Казани осуществлялись ремонт и модернизация следующего строевого самолета. 17 сентября 2021 г. он совершил свой первый полет в обновленной конфигурации. Какой из бомбардировщиков прошел модернизацию, неизвестно. О передаче какого-либо из строевых ракетоносцев до того не сообщалось, а в воздух самолет поднялся без характерной белой окраски с красным именем на борту и с новым регистрационным номером.
Ту-160 "Игорь Сикорский" выполняет первый полет, ноябрь 2020 г.
По известным данным, оба модернизированных самолета пока проходят испытания и доводку. Точные сроки завершения этих работ неизвестны. Точная информация о работах на следующих бортах пока отсутствует.
Ключевой этап
Таким образом, с момента своего запуска две программы дали определенные результаты. В первую очередь, Казанский авиазавод и смежные предприятия восстановили производство самих самолетов Ту-160 и ряда ключевых агрегатов. Также были разработаны два проекта, по которым осуществляются строительство и модернизация. По итогам этих мероприятий удалось перейти к реальным работам.
К настоящему времени готовы четыре самолета. Первый достроили из ранее созданного задела, а второй собирался с нуля. Еще два бомбардировщика были взяты из строевой части и прошли восстановление и модернизацию. Все новые и обновленные Ту-160М(2) сейчас проходят испытания и доводку. Уже в 2022-23 гг. их могут передать заказчику.
В марте вице-премьер Юрий Борисов рассказал, что производство и ремонт идут по плану. В связи с этим уже в текущем году ожидается еще один самолет новой постройки и один модернизированный. Какой из строевых Ту-160 сейчас получает новые узлы и агрегаты, не уточнялось.
Нетрудно заметить, что текущие испытания новых и обновленных ракетоносцев продолжаются достаточно долго. Причины этого просты. Речь идет о первых самолетов двух новых проектов, которые нуждаются во всесторонней проверке и доводке. По итогам этих работ осуществляется доработка существующих проектов.
Второй модернизированный Ту-160М, сентябрь 2019 г.
Нынешний этап двух проектов имеет особое значение. От его итогов зависит то, как в дальнейшем будет идти строительство и обновление самолетов. За счет выявления и исправления возможных недочетов на текущем этапе удастся исключить потенциальные проблемы в будущем. Кроме того, это положительно повлияет на трудоемкость и скорость постройки и модернизации следующих самолетов.
Вполне возможно, что ранее оглашенные планы будут успешно выполнены. Промышленность может сдать первые самолеты Ту-160М(2) уже в следующем году. Дальнейшие работы пойдут по проверенному пути, и сдача самолетов станет регулярным мероприятием.
Видимый прогресс
Таким образом, программа строительства новых Ту-160 и проект модернизации имеющихся успешно продвигаются вперед, и присутствует видимый прогресс. Несколько самолетов вышли на испытания и приближаются к их завершению. В ближайшее время ВКС смогут получить требуемую технику с повышенными характеристиками и новыми возможностями.
Следует отметить, что пока темпы работ не выглядят высокими. Однако на текущем этапе значение имеет не скорость, а качество, как при строительстве, так и в ходе доводки. При этом нужно помнить, что обновленным и вновь построенным Ту-160М(2) предстоит служить еще десятки лет, и спешка попросту не имеет смысла.
Использованы фотографии:"ОАК", пресс-служба президента Татарстана
Рябов Кирилл
Комментарии
bayard
"еще бы 50 Ту-22 м4 не помешало"
С нуля и эти строить предлагаете?
Были планы по модернизации 30-и бортов Ту-22М3 до М3М, но "вдруг" оказалось, что планеры почти всех имеющихся практически выработали свой ресурс и модернизировать их смысла не имеет. Из тех, что ресурс хоть отчасти, но сохранили и из имеющегося на заводе в Казани задела, можно получить менее десятка модернизированных М3М.
request Увы, игра не стоит свеч.
А иметь ракетоносец для Морской Авиации и "евростратегический" дальний бомбардировщик очень бы хотелось... Но не получается.
Выход?
Два:
— Заказать дополнительное количество Су-34М, с двигателями АЛ-41Ф-1С и новым БРЭО для морской и дальней авиации в качестве носителя гиперзвукового оружия.
— Срочно приступить к разработке нового морскогоевростратегического бомбардировщика на базе планера (но не в размере) Су-57, кабиной как у Су-34, взлётным весом 75 – 85 т. и двигателями Р-579-300 тягой 14 23 т. с. (в качестве резервного двигателя иметь в виду "двигатель второго этапа "Изделие-30"). С возможностью нести во внутреннем отсеке 2-х гиперзвуковых ПКР БД, и возможностью несения ещё двух на съёмных подкрыльевых пилонах.
Второй предлагаемый для морской авиации самолёт можно получить в войска лишь к середине 30-х годов, но оно того стоит.
А вот срочный заказ для МА не менее 120 Су-34ММ2 как носителя ГЗ ПКР, необходим уже сейчас. Ибо ГЗ ПКР ВБ на подходе, а носителей им нет.
Срочный заказ 120+ Су-34ММ2 для Морской Авиации позволит в короткие сроки решить вопрос безопасности морских направлений на дальности до 3000 км. от наших границ... без строительства новых кораблей-носителей ГЗ ПКР. Ибо строить боевые корабли вменяемых проектов у нас не получается – нет к ним ГЭУ. Да и темпы строительства (если бы ГЭУ и были) неудовлетворительные. Самолёты же построить быстрее и надёжней. К тому же МА обладает гораздо большей оперативной и стратегической гибкостью и мобильностью, способна совершать быстрый межтеатровый маневр для концентрации сил на угрожаемых направлениях.
Если такая задача (строительство 120+ Су-34ММ2) будет поставлена, а средства выделены, то построить все эти машины можно будет до конца этого десятилетия. И тем решить в немалой степени вопрос устойчивости флотов и безопасности морских направлений.
Темпы же строительства новых Ту-160ММ2 увы – неудовлетворительные. Они опаздывают. А с учётом того, что строить их будут в темпе 2-3 самолёта в год (СССР строил по 5 таких самолётов в год), то ждать завершения строительства этой (50 шт.) серии придётся минимум до конца следующего десятилетия.
Су-34М может нести в зависимости от задания одну, две или даже ТРИ ГЗ ПКР класса "Циркон" воздушного базирования (или "Оникс"). При этом две такие ракеты на боевой радиус 1,5 – 2 тыс. км. С последующим пуском на дальность до 1000 – 1500 км.
И чем Вам это не замена Ту-22М3?
Чуть меньше радиус?
Зато ПКР летит в два раза дальше Х-22.
И эксплуатация таких ракетоносцев МА будет проще и дешевле в разы.
И в закупке они обойдутся раза в 3 дешевле (пр. 40 млн. дол. против 120 млн. дол.).
И постоять за себя в воздухе смогут и без истребительного прикрытия. Ракетами РВВ СД и РВВ МД.
А если на такой поставить БРЛК "Белка" от Су-57 (что технически несложно и вполне решаемо), то такой и воздушный бой примет, и ракеты ВВ по нему запущенные собьёт (ракетами Р-73М), и в качестве истребителя дальнего сопровождения для Дальней Авиации поработать сможет.
И как "евростратегичейкий бомбардировщик" (каким и был, и считался Ту-22М3) будет очень даже серьёзным аргументом. И инструментом.
И обычные ФАБ и УФАБ применять сможет.
У Су-34 (без "М") боевая нагрузка при некотором недоливе топлива – 12 000 кг. У Су-34М (более мощный двигатель) она будет точно не меньше, но уже возможно без недолива топлива. Кстати – у Ту-22М3 нормальная боевая нагрузка как раз и была – 12 000 кг. yes А та, что в таблицах указана – 24 000 кг. – при очень серьёзном недоливе топлива... И без шансов на посадку, даже с полной выработкой топлива, но незрасходованным боезапасом.
Главный конструктор Су-34 утверждал, что в версии морского ракетоносца, он в максимуме может поднять до ТРЁХ "Ониксов" воздушного базирования ("Цирконов" тогда ещё не было). Об том разговоре мне его собеседник лично поведал.
В идеале конечно для МА было бы разумней изваять укрупнённый планер для такого ракетоносца и поставить более мощные двигатели. Скажем перспективные "второго этапа" "Изделие-30". Но этого "Изделия" нет, как нет и времени на разработку новой радикально модернизированной модели Су-34. посему разумно в качестве переходной модели морского ракетоносца взять Су-34М с двигателями АЛ-41Ф-1С и БРЭО унифицированное с Су-35. Такой самолёт обещали начать поставками в этомбудущем году. И он вполне подойдёт для указанной роли на первом этапе.
А тот тип перспективного самолёта МРА, что я описал выше, следует начинать разрабатывать уже сейчас. Но в готовом изделии он появится всё-равно лет через 15. Плюс время на постройку всей серии. request Так что без экстренного заказа порядка 120+ Су-34ММ2 для МРА не обойтись никак.
И это будет очень хорошее решение.
И своевременное. Ибо ГЗ ПКР уже на подходе и ей срочно необходим базовый носитель.
|