Мы привыкли пользоваться карточками VISA, ездить на иномарках и искать в интернете с помощью Яндекса. Этот год всем нам развеял массу иллюзий и сорвал розовые очки закрывавшие многие темы. Тема войны на Украине, санкции, «чудеса» Центробанка РФ в деле укрепления иностранной валюты, откинули далеко на периферию вопросы поисковых систем.
Однако вопрос выдачи по коммерческим запросам является жизненно важным для 90% малого бизнеса. Страшно подумать, что могут натворить жадные негодяи, управляемые дураки или честные враги в этой области, если им это позволить. Для наглядности представим себе небольшую торговую фирму, торгующую чем угодно, у которой 95% покупателей приходит через сайт из поиска в интернете. Песня, в смысле печаль, в общем с какой стороны посмотреть!
До недавнего времени, для получения посетителей из интернета у малого бизнеса существовали две возможности: покупать рекламу у поисковых систем и заниматься SEO продвижением. Постепенно контекстная реклама по наиболее доходным запросам стала по цене выходить за рамки здравого смысла. Стоимость одного перехода временами превышает 100 рублей. Появилась масса операторов и агентств, занимающихся возней с завышением CTR, и снижением цен за клик, но стоимость их услуг не по карману для реального бизнеса.
До последнего времени держалось SEO продвижение, которое открывало возможность любому желающему доступ на рынок. Часто случалось, что это оказывалось по силам даже детям бизнесменов. Естественно при таком раскладе бюджет выхода на рынок и вовсе оказывался равным цене билета на концерт. С этой осени и эта лазейка прикрылась.
Яндекс перестал учитывать, разумеется для пользы пользователей, покупные ссылки и целиком перешел на поведенческие факторы. Слова вроде красивые и правильные, а в чем подвох? А подвох в том, что Яндекс не работает для пользы своих РЕАЛЬНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ. Яндекс работает для своей выгоды, интересы которой, как и очень многие другие процессы в стране и мире «до развивались» до состояния змеи пожирающей свой хвост.
Скажете бред? Объясняю на пальцах. Вместо того, чтобы дать реальным людям, то что они ищут, Яндекс выдает то, за что он получит больше прибыли. Все это скрывается туманом «анализа поведенческих факторов». Естественно это страшная тайна, как он это считает. Однако зная какими данными, он точно располагает и имея опыт общения с любым программистом можно уверенно предположить, что он оперирует средними данными своих зарегистрированных пользователей, а за эталон берет магазины с максимальным бюджетом Яндекс-директа или Яндекс-маркета.
Даже удивительно почему никто ни разу не возмутился, почему Меня не спросили, что мне, реальному человеку надо? В лучшем случае, для зарегистрированных пользователей они запоминают предыдущий выбор и подсовывают его в следующий раз. А может быть, кто-то спросил отраслевые сообщества, что они считают нужно предлагать человеку ищущему, например, запчасти: оригинал или не оригинал, Европа или фабричный Китай? Даже товар по минимальной цене найти не просто (собственно найти можно только если, кто в SEO не поленился прописать и Яндекс не забанил).
Яндекс думает, что сейчас малый бизнес, потеряв позиции побежит к нему закупаться рекламой или начнет вываливать свой товар на Яндекс-маркет, не думаю, для них это будет дороговато, да и ставки взлетят до небес. Искать станет нечего и не кому, ибо зачем Яндекс, можно зайти сразу на E-bay и искать там. Хвост будет откушен по самую голову, искать будут как в 90-е анекдоты, чтиво и порнушку)))) Ах простите, забыл, на главной странице Яндекса будет перетяжка – Газпром наше ВСЕ за 100000000000000 руб!
Вы скажите, что я забыл, про другие поисковые системы, нет не забыл, коротко говоря там все еще хуже.
Мы сами позволили это с собой сделать, сами дураки и сами должны расплатиться за свою глупость. Однако мысль о людях «плачущих возле оконцев» в своих офисах и магазинчиках заставляет если не сгореть, то совершенно точно «вернуться» к этой проблеме (Песня Гребенщикова «Сокол»).
В 90-х было нормально терпеть олигархов, их игры в ГКО и поисковую выдачу текстов релевантную частоте слов в найденном документе. Потом долгое время алгоритм учитывал ссылки на документ. Здравомыслящий человек естественно задастся вопросом, как по текстовым ссылкам можно судить о качестве предлагаемых услуг и продуктов? Ведь по сути из всего многообразия навязываются только те, кто занимают первые 10 мест в выдаче. А никак в среднем, но все само собой урегулировалось и в общем не плохо. Постепенно у людей все больше отбирали свободу выбирать, но они еще находили способы выбраться на свободу, обменивались ссылками и делали все более конкретные и длинные запросы. Соответственно с другой стороны им на встречу делались страницы с нужными товарами и услугами.
В условиях стагнирующих рынков, монстры решили любыми средствами бороться за объемы и сожрать всю мелочь. И Яндекс начал экспериментировать с поведенческими факторами, которые должны им дать «железобетонную бронь», в которую все поверят и аки агнцы побредут покупать, что и где укажут. Слово-то какое – ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ, так и представляешь себе англосакса с кнутом, пистолетом и морковкой для славянского стада)))) Даже и не важно, чего они там анализируют, и как подсчитывают для получения нужного им результата.
Фактически это линия противостояния, и цена принятых управленческих решений, тысячи рабочих мест, уровень благосостояния множества семей. Это я о честных врагах и управляемых дураках.
Что может спасти положение? Национальная поисковая система! В смысле работающая на благо тех, кто ищет и тех, кто предлагает во всем разнообразии оттенков и специфики. Утопия? Отчасти, да. Но вариантов наладить бизнес-процессы на принципиально ином уровне масса. От добровольного налога на сознательных пользователей в пределах нескольких 100 руб., до создания ресурса подобного википедии, в котором результаты выдачи будут ранжироваться реальными пользователями и сообществами реально и профессионально разбирающимися в рынке. Может и государство примет на себя определенные функции и станет регулировать ключевые моменты. Антимонопольный комитет у нас молодцы, ведь на рынке есть несколько систем, правда весь рынок фактически только у одного игрока.
Современные средства позволят найти множество достойных решений. Вовсе не хочу умничать. Только еще раз прошу не забывать о тех, кто «плачет у оконца» и ждет от нас всех «продвинутых» и «облеченных властью и славой» спасения!
|