xommep.livejournal.com 04.08.2015 17:31
Несколько замудрённое название, басурманскими словами, но попробую пояснить, почему нынче народ потерял тягу к творчеству и почему попытки вернуть "Россию, которую мы потеряли" обречены в нонешней парадигме общество на неминуемый эпик-фейл.
Как многие мои читатели уже догадываются, состою, грубо выражаясь, в художественной самодеятельности – добровольном бандформировании, занимающемся культурным воздействием на общество. ;) В целом всё хорошо – хотя хотелось бы большего, вестимо, идеала не бывает. И одним из ключевых проблем и своего коллектива, и вообще движения "за Родину, за Традиции" считаю отсутствие интереса общества к нему. Речь пойдёт не про стенания в духе "нас никто не ценит", но попытаюсь показать причины.
Дело в принципе нужное и полезное – особенно очевидно это становится после обзаведения детьми; у молодёжи свои интересы, у стариков возня на даче и у телевизора, а вот при воспитании подрастающего поколения очевидным образом выплывает необходимость примеров, которым хотелось бы научить своих драгоценных чад. И этих примеров найти зачастую не удаётся – слишком мозаичной и по сути не-адекватной является современная культура; отдав ребёнка в какую-либо секцию или кружок, совершенно нет никаких гарантий, что он там не научится всякой ерунде, перевешивающей любые бонусы – см. тот же пресловутый "танец пчёлок [1]". При внимательном вглядывании быстро обнаруживается, что есть такая партия в народной культуре можно найти всё для полноценного развития ребёнка – с пелёнок до вполне взрослого возраста. Запрос на детские традиционные занятия – есть, и очень немалый. Другое дело, что это всё крайне неблагодарное дело, сравнимое с трудами нянечек и прочих соц. работников – работы много, напрягов много, славы и профита – мало.
Проблема тут заключается в том, что выращенные даже в идеальных условиях дети, даже обладая всеми безусловно положительными навыками, находятся в общечеловеческой среде, и с определённого момента перестают интересоваться тем, чему их учат, увлекаясь всем подряд – от сценического вокала (что уже совсем не про то) до того же приснопамятного тверка. Как же так получается – ведь при Сталине такой хрени раньше не было?
А проблема тут имхо в том, что мы живём в эпоху тотальной инфляции культурных артефактов – песен, танцев, картинок и прочая и прочая. По большому счёту, и древний крестьянин также был окружён с утра до ночи определёнными культурными артефактами - на работе пелись рабочие песни, на отдыхе – плясовые и прочие хороводные; при застолье пелась протяжная лирика, известная нынче как "застольные песни". То есть, по сути, человек также был окружён культурой и искусством в их современном понимании – только все они были самодельными, самодеятельными. Сейчас человеков ровно так же окружают культура и искусство – только уже оцифрованные и произведённые специально обученными дятлами специалистами.
С одной стороны, это показывает степень отчуждения человека от культуры и искусства. Раньше ты был сам себе инструмент – и сейчас ничего этому не мешает, инфа 146%; но теперь планка культуры и искусства задрана искусственно (каламбурчик) выпуском сверх всякой меры различных культ-работников и энтузиастов – что обесценивает самостоятельное, самодеятельное творчество.
С другой стороны, как видно из предыдущего абзаца, именно эта отчуждённость порождает целую отрасль "культ-просвета" (и в хорошем и плохом смыслах этого слова), занимающаяся производством тех самых культурных артефактов, которые потом потребляет остальная биомасса. Со всеми вытекающими последствиями – с появлением конкуренции [2] и производством ради производства, лишь бы не упустить "свой электорат". Недаром к современной "культуре" подход вполне как к индустрии – песенки, танцы и даже кинофильмы сейчас штампуются именно что в промышленных масштабах, что довольно странно, если подумать о предназначении культуры как таковой.
Именно из-за тотального перепроизводства "культуры" - т.е. песенок, танцулек и киношек – культурное поле простого советского народа сейчас забито разнообразным шлаком. Даже если и не рассматривать его как шлак, то всё равно – музыка и прочие "культурные" дозы сейчас так легкодоступны, что нет никакого стимула к собственному творчеству. А также, что характерно, куда как затруднено продвижение своего творчества, буде такое приключится – потому что культурная среда из "ты – мне, я – тебе" превратилась в какое-то подобие РЭБ, радио-электронной борьбы, когда нужный тебе сигнал старательно перебивается бессмысленным (для тебя шумом).
Приведу аналогию. Допустим, вы хотите спеть ребёнку колыбельную – думаю, этот род творчества доступен практически всем. Пока вы поёте сами по себе, всё нормально. Как только рядом кто-то начинает петь свою песню – уже своему ребёнку – это может начинать сбивать; хотя тут можно объединить бренды и всё такое. Но всё меняется, когда появляется человек, который говорит "ваши песенки отстой, а я ещё не так могу" - и начнёт демонстрировать свои мега-умения пения ртом, стараясь перекричать и вас, и ваших соседей. А теперь представим, что таких "умельцев" каждый год выпускают институты "культуры" - и на что в итоге похоже наше общее культурное пространство, если все эти "умельцы" пытаются перекричать друг друга, чтобы их заметили?..
Ранее писал статьи про правдивость [3] и достоверность [4] информации – по сути современная "культура" является – вольно или невольно – актом информационной войны против самостоятельного мышления каждого из нас. И это никакие не "хи-хи", а вполне очевидные вещи, когда начинаешь разбираться, что такое культура и как оно работает [5]. Любая культура – это по сути рамки и ограничения, задающие некие стандарты поведения людей; но одно дело, когда люди сами соборно [6] решают, что им надо и не надо, и совсем другое, когда эти самые рамки задают и переформатируют какие-то мутные тела, зарабатывающие этим самым переформатированием. Но даже и не в этом главная засада.
Основная проблема современной культуры имени информационной войны заключается в том, что люди загружены лишней информацией сверх всякой меры. При этом во-первых, теряется значимость любого творчества – каким бы оно не было гениальным, оно уже лишнее. А во-вторых, любые попытки донести людям полезную им культурную информацию – по сути являются актами всё той же информационно-культурной войны – мы вынуждены кричать громче всех, чтобы нас услышали, хотя нам этого и не надо, те же колыбельные так не поются.
А всё почему? Потому что РЭБ лютует, все частоты заняты культурно-информационным мусором, увы. В этих условиях любая "чистая частота" (читай – свободные уши) тут же подвергается массовому наплыву культ-работников – с тем же итогом.
Поэтому, имхо, несение правильных культурных смыслов неизбежно должно сопровождаться подавлением РЭБ – то есть очисткой сетки частот от лишнего шума. Ибо запретить телевизор в современных условиях нет возможности – хапнуть свою культурную дозу сейчас можно из любого утюга. Надо каким-то образом показать людям, что всё это – ахинея и тлен, и, как минимум, что-то сделать с типовым культ-просветом , который производит всё те же бессмысленные культурные артефакты в промышленных масштабах, лишь умножая помехи в культурном пространстве.
Без этого не будет у нас нормальной культуры – без кавычек. Покуда проводники моральных ценностей у нас заняты перекрикиванием друг друга, так и будем загнивать.
В оконцовке несколько нескромно приложу собственный ролик из недавней поездки на Алтай [7]:
youtu.be/3YyL2ur6F10
Пиариться – не наш метод. Хотя и можем.
Ссылки
|