Публикуя материал о выставке Марины АбрАмович в центре «Гараж» в октябре 2011 мы хотим дать читателю понятный материал для самостоятельной оценки. Эпатажное представление Марины мы рассматриваем как коллекцию умышленно скандальных выходок, элемент мозаики, скрывающей от нас и красоту, и действительно насущные проблемы.
Это не искусство, не культура, это – эпатажный перформанс (вызывающе-дикое представление) во главе со своей бабушкой. Марина Абрамович умышленно создаёт магическое действие, успешно вызывает психический кризис, которого и так достаточно в нашем мире без эпатажного искусства. Неизвестно, куда эта магия уносит психическое существо человека, отрывая его от физической реальности.
Для самой Марины Абрамович, её творчество – коллекция смелых и оригинальных публичных экспериментов. Для Марины и людей, которым отвратительны гармоничные формы жизни, это, возможно, и есть «искусство» внутреннего мира данных экспериментаторов.
Перформанс (представление), даже эпатажный, не обязан быть всегда таким же бесполезным, как предлагает Марина Абрамович. В нашей жизни есть много важных тем, которые с пользой для общества могли бы оживить смелые экспериментаторы, например, перформанс может быть во имя воплощения высшей культуры, духовности, нравственности, в защиту прав человека, против войны. Есть над чем подумать Марины Абрамович и поднять свою программу на более высокий нравственный уровнень.
Врач, который считает, что у Вас все в порядке, работает только в военкомате.
bolshoy-karlik.livejournal.com
Марина АбрАмович, ударение на второй "а". Югославка потому что, а не еврейка. А у югославов фамилии звучат как отчества.
В общем, третья выставка в "Гараже" была посвящена ей, включает около 50 работ и словно подводит черту под более чем тремя десятилетиями её творчества. Помимо документальных фото и видео, нам показали четыре реконструкции самых знаковых перформансов художницы. Живет в Амстердаме. Называет себя «бабушкой перформанса». Перформанс это одна из форм современного искусства, а именно акция. Это короткое представление перед публикой. Абрамович экспериментирует с собственным телом и психикой зрителей.
Что бы не писать много того, что написано до меня и лучше меня, снова даю ссылку:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%E1%F0%E0%EC%EE%E2%E8%F7,_%CC%E0%F0%E8%ED%E0
Фотографировать на выставке СТРОГО ЗАПРЕЩЕНО. Между прочим – я сразу поняла почему и убрала фотоаппарат подальше. Хотя и вынимала время от времени. Поэтому некоторые фото тут мои, а некоторые нет. Дело в том, что Абрамович делала перфомансы с помощью тела, своего, тела мужа и теперь – тел специально обученных юношей и девушек. Абрамович специально приезжала в Москву и проводила мастер классы с девушками и юношами. АБСОЛЮТНО ГОЛЫЕ они встречали нас при входе, стоя в узком проходе. Зритель должен пройти между этими двумя телами. А пройти между ними можно лишь боком, протиснуться так сказать. Учитывая, что я ношу 44 размер одежды и то просачивалась касаясь их, то дамы и кавалеры более грузные – просто протискивались между двумя голыми телами. Я видела как одна женщина наотрез отказалась проходить на выставку, хотя у нее был уже проплачен вход.
Короче, может Абрамович была и не против фотографирования, а только за, но сам "Гараж" был иного мнения. На которое мне было, честно говоря, все равно.
Внутри зала.
Во всех углах и проходах.
А вот они сами Марина и ее муж Улай.
Смысл скелета, лежащего на женском теле – это показать, что смерть и жизнь рядом. Тут я с ней соглашусь. Но под скелет не лягу.
В первом зале нас встречал стол, на котором лежало много разных предметов: роза на высоком стебле, цепи, пистолет, вата, бритвенные лезвия, ножницы, нож, пуля и много чего еще. Этот перфоманс именовался «Ритм 0». Художница разместила на столе 72 предмета, которые зрители могли использовать по отношению к ней любым угодным им образом.
Перформанс закончился спустя 6 часов заряженным пистолетом, приставленным к голове Абрамович. Вся её одежда была искромсана, тело в крови, а на голове терновый венок. Взаимодействие удалось. На видео это всё было представлено.
... Делайте выводы сами.
Следующий перфоманс-видео назывался «Смерть себя». Марина Абрамович и ее муж Улай соединили свои рты специальным агрегатом и вдыхали выдохи друг друга, пока не закончился кислород. Через семнадцать минут после начала перфоманса оба упали на пол без сознания с легкими, наполненными углекислым газом. Этот перфоманс исследовал способность индивидуума поглощать жизнь другой личности, обменивая и уничтожая её.
Следующий видео-перфоманс был снова связан с ее мужем, Улаем. Цель – показать взаимоотношения между мужчиной и женщиной, сосуществование двух тел как единого целого. Пара просидела 17 часов спиной друг к другу со связанными волосами — вполне ощутимые узы, когда затылком чувствуются все движения партнера, будь то дыхание, глотание слюны или стон. Нюся бы оплела своими воласами половину "Гаража" и они бы не почуяли даже ее чих.
Когда Марина стала старше, то она обратилась к теме войны. Например, ее перфоманс "Балканское барокко" меня впечатлило до глубины души. Если на вышеприведенные перфомансы я взирала со снисходительной улыбкой доктора, то эта тема меня потрясла. И не потому что кости, не подумайте. Хотя я еще тот собиратель костей.
В зале в углу лежала огромная груда костей. На стене висел окровавленный белый халат.
Во время этого перформанса Абрамович сидела на груде окровавленных говяжьих костей и в жестяном тазу щеткой пыталась их отмыть, напевая под нос балканские народные песни. Это символизировало простую мысль: нельзя смыть кровь, если ты убийца, — и было посвящено военному конфликту в Югославии 90-х годов.
Само собой, что на выставке Абрамович не было и все шло в записи.
Кстати, за инсталляцию «Балканское барокко» она получила «Золотого льва».
Тот самый халат Марины.
Следующий прформанс «Дом с видом на океан» 2002 года был обыгран в сериале «Секс в большом городе". Тогда я впервые услышала про Абрамович и полезла искать информацию о ней. Ну, кто скажет, что этот сериал не развивает, а? Абрамович в течение двенадцати дней жила у всех на виду в смоделированном доме, представленном зрителям в поперечном разрезе. Не ела, не говорила, только пила воду. Единственной пищей был визуальный контакт со зрителем, а спуститься из комнат можно было только по лесенке, вместо ступенек у которой были ножи мясника. В "Гараже" ее разумеется не было.. Но я глянула на эти жуткие ножи и подумала, что тётя того имеет силу воли не кушать!
И в "Гараже".
Идея следующего перфоманса заключалась в том, что Марина может обменяться взглядом с любым желающим посетителем выставки. Этот момент фиксировался фотографом. Перфоманс длился 716 часов и 30 минут, художница посмотрела в глаза 1500 зрителям.
А это уже "Гараж". И лица людей, снятых на видео – как они реагировали на взгляд Абрамович.
В перформансе ««Энергия покоя» Улай целился отравленной стрелой натянутого лука прямо в сердце Марине, в то время как равновесие стрелы удерживалось лишь весом тел партнеров. Одно неловкое движение и все. Амба.Перфоманс "Я прекрасна. Я прекрасна!" Она в течение нескольких часов расчесывала двумя расческами волосы. Пока не ободрала себе всю голову и не выдрала кучу волос. Смысл – показать, что социальные установки красивого вредят. Все, Нюся перестает расчесываться. Это вредно.
Многие посетители выставки усаживались на выступы мрамора в стене и тем самым "дышали энергией" , устраивая свой личный перфоманс.
Далее был зал с видео-фильмами, которые транслировались по кругу. Например, различные языческие обряды. Женщина, бьющая себя под грудь человеческим черепом – это ежеутренняя разминка для хорошего здоровья, оказываецо. Девочки, возьмите на вооружение.
Показывание гениталий и сисек бюста небу – против дождя. А так же мастурбация с землей. Для хорошего урожая. Не гигиенично, я считаю!
Кадриль перфоманс следующий. Улай и Марина кричат друг другу в рот. Пока кто то не сорвет голос.
http://www.youtube.com/watch?v=iAIfLnQ26JY&feature=related
Было еще видео, где они дают друг другу пощечины.
Более выносливой в таких творческих отношениях оказывалась женщина. А еще более парадоксальным оказалось то, что, все же добившись известности в художественных кругах, получив деньги, славу, влияние, отношения у пары разладились. И расстаться супруги решили также очень творчески: один из них начал свое пешее путешествие с запада Великой китайской стены, другой с восточной ее стороны. Встретившись условно посередине, они попрощались друг с другом. Вот как.
На выставке представлены боты Марины, в которых она делала восхождение. Ножка, между прочим, совсем небольшая.
Она вырезала на своем животе пятиконечную звезду, публично глотала таблетки, которые доводили до конвульсий, или, убийственно воздействуя на мозг, превращали ее в «овощ». Прыгала голой до полного изнеможения, накручивала на голову живых ядовитых змей, сажала скорпионов...
Просто фото, без комментариев.
Лед.
Звезда на брюшине.
Фрагменты видеороликов с участием Абрамович.
Скорпион и Марина – друзья навек. Сижу и думаю.. А если бы он ее куснул????
Она же и какая то гнида на голове.
Грудное вскармливание. С мужчиной. Почему мне кажется, что все крутится вокруг этого? Нельзя так долго кормить мальчиков!
Черепа везде.
Что то кухарит. Боюсь увлекаться мыслью – ЧТО ИМЕННО...?
Ну и на засолку. Видео. Если с нервами плохо или вы собрались кушать – не смотрите.
http://www.youtube.com/watch?v=ugD0BVU1LW4
Как я к этому отношусь? Не знаю. Наверное, я не сторонница такого «искусства». Но если подобное творчество не вредит никому, кроме самого художника – паркуа бы да не па?
Повторять перфомансы не рекомендуется. Оно вам надо?
Дополнительные ссылки
http://www.chaskor.ru/article/kosti_stolitsy_25192
http://www.chaskor.ru/article/v_ozhidanii__mariny_a__22473
http://www.youtube.com/watch?v=IX37HdYJyMw
|