Николай БОБКИН , «Фонд Стратегической Культуры» – fondsk.ru 05.04.2017

Старший советник президента США Джаред Кушнер совершил рабочую поездку в Ирак. The New York Times по этому поводу недоумевала[1]: что рассчитывал получить зять Дональда Трампа от этого визита, кроме расширения своего влияния в администрации тестя?
Как предполагает[2]The Politico, у Кушнера, скорее, была не дипломатическая миссия, а конкретное поручение президента разобраться с военной ситуацией в Ираке, в частности с положением в районе Мосула[3]. Принимая во внимание, что старшего советника президента сопровождал в поездке глава Объединённого комитета начальников штабов Вооружённых сил США генерал Джозеф Данфорд, версия вполне правдоподобная.
Битва за Мосул никак не завершится. Крах террористического «халифата» в Ираке, который предсказывали ещё при Обаме, так и не наступил. И независимо от того, когда это произойдет, администрации Трампа придётся принимать судьбоносное для Ближнего Востока решение: сохранять ли дальше американское военное присутствие в Ираке (около шести тысяч военнослужащих) или выводить войска? Ответ пока не ясен.
По меньшей мере нет уверенности в том, что хозяин Белого дома готов воплотить в дела свою предвыборную критику прежней американской политики. В ходе борьбы за пост президента Дональд Трамп говорил, что США вообще не должны были вторгаться в Ирак; он критиковал Обаму за «чудовищную ошибку» с поспешным, неподготовленным выводом войск, ставшим, по его словам, причиной появления запрещённого в России террористического «Исламского государства» (ИГ). На том этапе Трамп, привычно обсчитав всё в долларах, оценил проигранную Соединенными Штатами войну в Ираке в шесть триллионов долларов.
До сих пор, однако, президент не объяснил, как он собирается исправить «худшее решение в американской истории». Ожидалось, что новые контуры американской стратегии будут определены на встрече Дональда Трампа с премьер-министром Ирака Хейдаром аль-Абади, состоявшейся в Вашингтоне 20 марта, в 14-ю годовщину военного вторжения США в Ирак. Иракская сторона ожидала от этих переговоров увеличения американской военной помощи, пыталась договориться о крупных инвестициях, а главное, премьер Аль-Абади надеялся узнать намерения Трампа в отношении борьбы с «Исламским государством» в Ираке.
Не получилось. Хотя по итогам переговоров премьер-министр Ирака заявил, что новая американская администрация больше сфокусирована на борьбе с терроризмом, чем президент Обама, вопрос о дальнейших планах Трампа в отношении Ирака остался без ответа. Похоже, ближневосточная политика США сегодня имеет чёткие ориентиры лишь на иранском направлении. Багдаду настоятельно не рекомендовали развивать стратегические отношения с Тегераном, посоветовали ограничить военное влияние проиранского шиитского ополчения и отказаться от иранской экономической помощи. Со стороны Вашингтона это больше походило на ультиматум, чем на пожелания. Стремление ограничить иранское влияние переместилось в фокус ближневосточной политики США.
Появились признаки того, что Вашингтон не исключает ослабления влияния Тегерана на шиитское руководство в Багдаде при расширении поддержки суннитской части политических элит Ирака со стороны Саудовской Аравии. На это указывают, в частности, переговоры в Вашингтоне саудовского принца и министра обороны Мухаммеда бин Сальмана, состоявшиеся накануне визита премьер-министра Ирака. В ряду мер по «повышению уровня стратегических отношений между Соединенными Штатами и Саудовской Аравией на благо обеих стран», как подчёркнуто[4] в заявлении Белого дома, особо выделена «важность противостояния дестабилизирующей региональной деятельности Ирана». При этом о ситуации в Сирии в заявлении нет ни слова.
Несмотря на очевидную скудость открытой части ближневосточной повестки новой администрации США, Эр-Рияд и другие американские союзники в Персидском заливе увидели в Трампе сильного президента, который поддержит статус Америки как их главного партнёра в сдерживании Ирана. Говоря об «историческом поворотном моменте в отношениях между двумя странами», саудовский министр обороны указал[5], что теперь американский лидер в отличие от президента Обамы придерживается одинаковых с Эр-Риядом взглядов на «опасность региональной экспансионистской деятельности Ирана».
Видимо, саудовцы не сомневаются, что антииранский курс Вашингтона будет работать в их пользу повсюду, где им мешает Тегеран. К примеру, администрация Трампа уже пересмотрела прежний подход к войне в Йемене и переходит к более жёстким мерам с целью ограничить активность Ирана в этой стране.
Отказ администрации Обамы принять участие в войне в Йемене был частью предвыборных обвинений Трампа в адрес его предшественника. В нежелании США участвовать в боевых действиях напрямую Трамп видел проявление слабости и причину напряжённости в отношениях с государствами Персидского залива. Военная деятельность США в Йемене до сих пор ограничивалась главным образом контртеррористическими операциями против филиала «Аль-Каиды» и ограниченной косвенной поддержкой военных действий саудовской коалиции. Теперь же США делают на этом направлении разворот.
Министр обороны США Джеймс Мэттис попросил[6] Белый дом снять ограничения на американскую военную поддержку арабских государств Персидского залива, ведущих войну в Йемене. Глава Пентагона считает, что такое решение будет сигнализировать о намерении администрации более агрессивно противостоять Ирану, который обучает, вооружает и поддерживает йеменских хуситов. В запросе Мэттиса есть и прямое предложение санкционировать военную операцию США по вытеснению повстанцев из йеменского порта Ходейда, через который якобы Тегеран под видом гуманитарной помощи поставляет оружие. В конце прошлого года подобное предложение было отклонено администрацией Обамы на том основании, что такая операция может привести к эскалации войны, которую США стремятся остановить.
Международный комитет Красного Креста, многие американские гуманитарные организации выступили против плана Джеймса Мэттиса, но их несогласие вряд ли остановит администрацию. Белый дом опять возвращается к тому, чтобы содействовать распространению саудовского влияния на Ближнем Востоке, хотя Эр-Рияд ничего кроме поддержки экстремистских организаций предложить американским партнёрам не в состоянии.
Если у Трампа главной целью является борьба с терроризмом, то помощь в этой борьбе нужно искать не у монархий Персидского залива, а у Ирана, активно сотрудничающего с Россией в искоренении экстремизма в Сирии и вносящего заметный вклад в освобождение Мосула.
Заметил ли это посетивший Ирак зять американского президента, который в качестве старшего советника Дональда Трампа делает первые шаги на ближневосточной арене?
Ссылки
|