albert-lex.livejournal.com 06.04.2017 07:49
Посмотрел вчера интересное обсуждение нашей творческой интеллигенции, и пришёл к неожиданному выводу. Но об этом чуть позже, а начать придётся издалека.
Примерно в 1997 году, в свои 19 лет я совершенно точно понял – и, кстати, не изменил мнения по сей день – и говорил всем одно и то же:
Мы живём в эпоху очередного Средневековья. Не Россия, а весь мир.
Тогда, в 97-ом году, да ещё в студенческом возрасте, конечно, все яростно спорили: да как так! Вот только сейчас свобода началась! Вот наш замечательный рок, а вот ещё более замечательный зарубежный рок. А вот барды. А вот литература: и вот тебе Паланик, и весь такой Ирвин Уэлш, и Мураками тебе с Пелевиным. К тому же тогда ещё жива была память о великом кино 80-ых – всего и не перечислить, там просто взрыв был, расцвет – и у нас, и в мире.
А я в ответ кивал, угукал, совершенно не менял своего мнения, и в итоге уже через 10-15 лет обо всём этом можно было, в сущности снимать что-то вроде «Унесённые ветром». А сейчас, спустя 20 лет, кризис во всех направлениях искусства очевиден, спорить стало не с кем, а если и обсуждают, то только масштабы катастрофы и длительность периода, на который растянется этот упадок.
Но я тогда спасся, примерно в начале 00-ых ударился в старое кино – не только наше, но и зарубежное. Как раз тогда Висконти насмотрелся, Казана, наших великих режиссёров – всё чёрно-белое в основном. Чуть позже – дозреть всё же надо было – подсел и на классическую музыку. Так что для себя я проблему закрыл. Всегда есть, что посмотреть, почитать, послушать. Великое счастье, что я не зависим от нынешней «культуры».
И вот тут начинается интересное. Как раз к моменту разговора о нынешней «культуре» и нынешних «деятелях культуры». Принято их бранить, творчество называть бессодержательным, а которое «типа содержательное» – совершенно непопулярно среди широких слоёв. Примерно такая ситуация сложилась на сегодня, плюс-минус нюансы.
Но после шока последней церемонии «Ники», после всех этих бесконечных макаревичей, сокуровых и «Левиафанов»… Кстати, не следует думать, что я их не смотрю: с творчеством того же Звягинцева я прекрасно знаком. У меня вообще привычка не говорить о фильмах, которые не смотрел, не обсуждать музыку, которую не слышал. А судя по тому, сколько я ругаю современное кино: от Лунгина и Серебренникова и до Бондарчука со товарищи – смотрю я достаточно регулярно то, что снимают эти господа.
И вот впервые в жизни мне пришла мысль: какое же счастье, что это непопулярно в народе! И какое счастье, что ЭТА культура в упадке!
Ведь страшно представить, что было бы, если бы люди запойно смотрели это ненавистническое чернушное кино!
Чего они там смотрят? Про вампиров? Или про трансформеров? Или про форсаж? Господи, и слава богу, что так! И не дай бог им оторваться и начать смотреть ЭТО наше.
Наверное, это какое-то проявление высшего милосердия к людям, что при таких «творцах», создаётся некий «жвачечный» продукт, отупляющий мозг, и вот слушают всяких биберов или эминемов, а не Васю Обломова. Смотрят тупую голливудчину, а не Звягинцева.
Хорошо, что возник коммерческий заменитель реальной культуры как раз тогда, когда реальная культура перестала производить что-либо кроме желчи, мышьяка и галлюциногенов!
И люди смогли переключиться на этот эрзац. И не обречены «приобщаться».
Может, повзрослев, они откроют классику кино, литературы и музыки. Или культура и искусство возродятся – не уверен, что застану это.
Но какое же, мон блин, счастье, что СЕЙЧАС для людей вместо этой отравы есть альтернативная жвачка! Какое-то милосердное Средневековье у нас… Предлагает замену ядовитому мутанту, в которого превратилась культура!
|