Американские эксперты признают, что у США нет стратегии в Сирии, по крайней мере, она непоследовательна, половинчата и провальна. Например, глава Совета по международным отношениям Ричард Хаас отметил[1], что последние удары США и союзников по Сирии – "это не стратегия". Вот так. США, Британия, Франция, Турция и их ближневосточные союзники Израиль, Саудовская Аравия, Катар и Кувейт ведут войну против Сирии уже семь лет, города лежат в руинах, погибло около 500 тыс. сирийцев, примерно 12 млн стали беженцами, а стратегии всё нет.
В контексте сирийского конфликта обамовскую эпоху можно кратко охарактеризовать так: гибридная война[2], поддержка терроризма, оккупация, дипломатическое, политическое и экономическое давление направленные на смещение законного правительства Сирии в лице Башара Асада. Важно, что региональные игроки, а в особенности израильская сторона, очень ругали (ют) Обаму за то, что он "ушёл" с Ближнего Востока и создал вакуум, который тут же заполнили Россия, Иран и ливанская военизированная партия "Хезболла" (народно-освободительное движение).
При режиме Трампа мы наблюдаем то же самое. Плюс прямая масштабная военная агрессия в виде двух массированных ракетных ударов, которые справедливо могут расцениваться как военное преступление и акт государственного терроризма. Плюс массовое убийство граждан России, работавших в Сирии по военным контрактам.
В середине января бывший Государственный секретарь США Тиллерсон сформулировал[3] пять "ключевых конечных результатов" в Сирии, исходя из которых трамповская администрация "реализует новую стратегию". Кратко эти цели можно описать так:
1). Подавление международного терроризма и недопущение того, чтобы ДАИШ* и Аль-Каида* угрожали американским гражданам (независимо от места нахождения) и союзникам США.
Примечание. Важно, что Тиллерсон заявил, что "ИГИЛ и Аль-Каида терпят долгосрочное поражение". В отношении первого это утверждение справедливо[4], а по части второго – наглая ложь или опасное заблуждение. Аль-Каида в Сирии набирает силу, об этом неоднократно писали крупные американские эксперты по терроризму, например Брюс Хоффман[5] и Колин П. Кларк[6].
Оценка численности террористов Аль-Каиды и её ячеек

2). Стабильная, единая и независимая Сирия без Асада. Уход Асада через Женевский процесс под эгидой ООН создаст условия для прочного мира в Сирии и безопасности границ.
Примечание. Тиллерсон постоянно ссылается на Резолюцию 2254 СБ ООН[7], но там нет ни слова об Асаде. В свою очередь в резолюции есть отсылка к Женевскому коммюнике от 30 июня 2012 г.[8], (Тиллерсон неоднократно упоминает Женевский процесс), но Асад там тоже не упоминается. В обеих документах говорится только о "создании представительного переходного руководящего органа" или "формировании переходного управляющего органа" (соотв.), а также то, что судьбу Сирии должен определять сирийский народ. Причём, в Женевском коммюнике отмечается, что в состав переходного органа "могут войти члены нынешнего правительства". Является ли президент Сирии и главнокомандующий который назначает кабинет министров "членом правительства"? Скорее да, чем нет. Так о чём тогда лопочет Тиллерсон?
3). Сокращение влияния Ирана в Сирии (Примечание. Требование к США со стороны Израиля и лобби).
4). Создание условий для безопасного и добровольного возвращения сирийских беженцев и внутренне перемещенных лиц.
5). Сирия без оружия массового уничтожения.
Это было мнение Тиллерсона, но его выкинули на помойку как старую вонючую тряпку. Новый госсекретарь Помпео заявил[9], что будет придерживаться прежних подходов, однако же, пока он сосредоточен на решении "северокорейской ядерной проблемы". По мере её решения (вне зависимости от того состоится ли встреча Трампа и товарища Кима[10]) Помпео вынужден будет вернуться к ревизии или пересмотру подхода предшественника. А пока, агенты влияния и большие эксперты предлагают свои "стратегии по Сирии". Ниже три кратких обзора видения сирийского горизонта влиятельных фабрик мысли США.
Центр стратегических и международных исследований, Сет Дж. Джонс[11]
Интересы США в Сирии:
1). Сдерживание Ирана. Предотвращение продвижения иранских сил и союзников к "границе" Израиля, разрыв иранских коммуникаций через Сирию (Примечание. Разрушение "моста Иран-Ливан"), ослабление шиитских военных формирований, не допустить значительного военного столкновения Ирана и Израиля.
2). Сдерживание России. Предотвратить дальнейшую экспансию России на Ближний Восток, повысить издержки российских действий в Сирии (Примечание. Политическое и санкционное давление).
3). Препятствовать возрождению терроризма. Воздействовать на салафистские джихадистские группировки, такие как ДАИШ и Аль-Каида.
Оценочное число террористов-джихадистов в Сирии (черная кривая – максимальное число, розовая – минимальное)

Рекомендации:
— сохранять небольшое военное и разведывательное присутствие (Примечание. В настоящее время оккупационная группировка США в Сирии составляет около 2 тыс. голов, но в реальности она может быть в несколько раз больше, прежде всего за счёт головорезов ЧВК и секретных подразделений)
- обучать, финансировать и снабжать группировки в восточной, северной и южной Сирии, такие как Демократические силы Сирии (Примечание. В 2018 г. на вооружение и снабжение "проверенной сирийской оппозиции" США выделили[12] $ 500 млн. В 2019 г. запросили $ 300 млн., ещё $ 250 млн. хотят направить на "безопасности границ").
- для сдерживания Ирана, России и терроризма координировать действия с союзниками в регионе, прежде всего с Иорданией и Израилем
- оказывать давление на Турцию, Кувейт, Катар, Саудовскую Аравию и другие страны с тем чтобы они прекратили поддержку салафистских джихадистских группировок.
Места расположения террористов и сил правительства Сирии

Брукингский институт, Майкл О'Хэнлон[13]
США и партнёрам следует больше помогать "освобождённым и автономным" регионам, которые находятся вне контроля Асада: выделять деньги, восстанавливать жильё, открывать школы и больницы, обеспечить возможность "самообороны".
Помогать союзникам в Сирии удерживать свои позиции. Для этого потребуется развёртывание небольшого контингента в определённых районах страны – вызов поддержки с воздуха, если союзникам что-либо угрожает или для защиты "сотрудников гуманитарных организаций".
Нужно заявить Асаду, что если его силы или про иранское ополчение атакуют американские цели или союзников, то последует возмездие.
Подойти к курдскому вопросу так, чтобы обеспечить сотрудничество с Турцией. Следует заявить, что США не поддерживают независимый Курдистан где бы то ни было[14], а также против единого курдского автономного региона в Сирии (Примечание. Предлагается оставить статус-кво, когда Турция рассекла курдов на две части).
Не требуйте немедленного ухода Асада.
Примечание. За исключением последнего, все рекомендации это прямой путь к расчленению Сирии, что противоречит резолюциям СБ ООН и Женевскому процессу.
Иностранное присутствие в Сирии

Гуверовский институт, Карим Саджадпур и Эмиль Хокаем[15]
Признать геополитическое значение гуманитарной трагедии. Возложить главную вину за последствия войны на Асада и его "спонсоров". (Примечание. Стоит ли ждать от этих мерзких тварей признания, что если бы семь лет назад Запад и ближневосточные монархии не создали армии отморозков, то Асад подавил бы бунт очень быстро?).
Добить ДАИШ и предотвратить её возвращение.
Разоблачение и противодействие разрушительной политике Ирана в регионе.
Защита и поддержка курдских союзников.
Обратить внимание на беспокойства Турции, чтобы ограничить турецкое вмешательство в Сирии.
Постепенно заставить Россию отказаться от поддержки Асада.
* ДАИШ и Аль-Каида – террористические организации запрещённые в России, созданы при прямом участии США.
Подготовил Владимир Маслов
aftershock.news/?q=node/647157 18.05.2018, 20:16
Ссылки
[5] – | США, Европейский союз и их прихвостни на Ближнем Востоке способствовали воскрешению Аль-Каиды* (Владимир Маслов)
чт, 08/03/2018 04:36
aftershock.news/?q=node/624150
|
|