«Свободная пресса» – svpressa.ru 08.01.2020, 09:31
В США спрогнозировали прорыв, который совершат российские авиаконструкторы
На фото: сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)
Американское издание Military Watch на основании изучения современных российских технологий в области военного самолетостроения опубликовало прогноз относительно того, какие новые крылатые машины могут у нас появиться во второй трети XXI века. Причем прогноз основывается на определенном допущении: российские конструкторские бюро уже практически исчерпали задел советского периода, и теперь в России должны появляться принципиально новые самолеты, отличающиеся от нынешних революционными концепциями. Соответственно, и боевые возможности у них должны скачкообразно возрасти.
Military Watch называет[1] пять самолетов, которые могут появляться в России, начиная с тридцатых годов. Причем оценивается не только повышение мощи российских ВВС, которые они дадут, но и их экспортный потенциал.
1. Вначале упоминается ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс Дальней авиации), что, собственно, не такое уж и открытие Америки. Об этом межконтинентальном стратегическом ракетоносце говорят уже довольно давно. Авторы публикации называют его ответом на американский стратегический бомбардировщик-невидимку B-21 Raider, который также является перспективным, пока еще не доведенным даже до этапа построения прототипа.
Также называется и китайский Xian H-20. При этом все три самолета по внешним характеристикам очень близки. Все построены по аэродинамической схеме «летающее крыло» с максимальным использованием стелс-технологий. Но при этом китайцы заметно вырвались вперед в хронологическом аспекте. Первый полет H-20 совершил еще в 2013 году. Ожидается, что эта машина будет готова в 2025 году.
Что можно ожидать от «летающего крыла», помимо снижения радиолокационной заметности за счет особой геометрии, рассеивающей лучи радара? В первую очередь — большую ракетно-бомбовую нагрузку. А также значительную дальность полета. Однако есть и недостатки. И главный — дозвуковая скорость.
Исходя из вышеперечисленных свойств, все эти три самолета концептуально отличаются от бомбардировщиков предыдущих поколений. От того же нашего непревзойденного в своем поколении Ту-160. «Летающие крылья» — это, по сути, платформы, которые способны доставлять на дальние расстояния и с минимальными рисками для собственной безопасности широкий набор средств нанесения ударов по наземным целям. И вот тут у ПАК ДА существенный приоритет за счет использования двух типов боеприпасов, которых пока нет больше ни у кого. Это сверхдальние крылатые ракеты с дальностью полета, превышающей 5 тыс. километров (Х-101/102), а также гиперзвуковые маневрирующие ракеты («Кинжал»).
2. Предполагается, что РСК «МиГ», внесшая в свое время громадный вклад в создание мощных сверхскоростных истребителей-перехватчиков МиГ-25 и МиГ-31, создаст Перспективный авиационный комплекс Дальнего перехвата (ПАК ДП), который ошибочно, по имени старинного задела, называют МиГ-41. Об этом периодически говорится, однако неизвестно, когда может начаться финансирование этих работ.
Это будет уже гиперзвуковой самолет, оснащенный элементами искусственного интеллекта. Что позволит относить его как минимум к самолету поколения 5++, а то и 6. В сочетании со сверхдальнобойными ракетами «воздух-воздух», от 300 км и более, ПАК ДП сможет решать широкий круг задач по уничтожению на дальних подступах и истребители противника, и спутники в ближнем космосе. Реализации этих задач будет способствовать наличие мощной аппаратуры обнаружения и сопровождения целей, к которой относятся как традиционные РЛС, так и разнообразные датчики, работа которых может быть основана на новых физических принципах. А также повышение динамического потолка самолета до 40−50 километров.
3. Military Watch довольно смело присваивает индексы гипотетическим самолетам. Под именем «МиГ-36» выступает средний истребитель, способный существенно усилить линейку МиГ-29, венцом которой является принятый в прошлом году на вооружение МиГ-35. МиГ-35 относится к поколению 4++, следовательно, «МиГ-36» будет представлять пятое поколение.
Чем же он будет отличаться от МиГ-35? Прежде всего, новым планером, хоть у 35-го МиГа в этом плане трудно отыскать какие-либо недостатки. Но это то, что касается аэродинамических качеств. Новая машина должна иметь «облизанную» форму, чтобы приобрести необходимую малозаметность.
В качестве примера для подражания Military Watch приводит историю F-15, который изначально был тяжелым истребителем, предназначенным для завоевания господства в воздухе. А потом стал погрузневшим истребителем-бомбардировщиком. Теперь готовят новую модификацию — F-15SE Silent Eagle («Бесшумный сокол»). Этот «сокол» стал по-настоящему многоцелевым истребителем, в равной степени способным и наносить мощные удары по земле, и участвовать в воздушных сражениях. И видимость у него понизили до уровня самолетов поколения 4++.
Однако американское издание предрекает «МиГ-36» иную судьбу, чем F-15SE, в котором прежде всего заинтересованы ВВС США. Хотя бы потому, что этот самолет по дальности действия и боевой нагрузке эффективнее в 1,5 раза, чем хваленые F-22 и F-35. Но при этом и стоит он весьма солидно — более 100 млн. долларов. Ну а «МиГ-36», будучи машиной не только эффективной, но и сравнительно недорогой (как в производстве, так и в эксплуатации), будет прекрасно раскупаться иностранными заказчиками.
4. Будет продолжаться эволюция ныне самого совершенного российского истребителя пятого поколения Су-57. В результате должен получиться самолет шестого поколения «Су-60». В качестве сегодняшнего эволюционирования указывается на переход на новый двигатель, обеспечивающий большую тягу как в крейсерском, так и в форсажном режиме, а также доработки планера с целью уменьшения эффективной площади рассеяния, то есть заметности как в электромагнитном, так и в инфракрасном спектрах.
В результате, убеждено американское издание, должен получиться истребитель шестого поколения. В нем будет наличествовать мощный искусственный интеллект, что позволит производить как пилотируемые, так и беспилотные самолеты. В качестве ожидаемого усиления ударных возможностей истребителя называется использование гиперзвукового ракетного вооружения. Также американцы считают, что со временем на самолет будет установлен боевой лазер. В связи с уникальными маневренными возможностями этого перспективного самолета будет создан «антигравитационный костюм», который позволит пилотам выдерживать ныне запредельные перегрузки.
5. Последнее «предсказание» Military Watch менее всего опирается на реальное положение вещей. И не потому, что Россия якобы не способна его реализовать. Просто для реализации нет никаких побудительных мотивов. То есть, пока у нас нет, и непонятно, появятся ли в первой половине века, несколько универсальных десантных кораблей и авианосцев. Хоть разговоры об их необходимости и ведутся постоянно. Правда, эти разговоры инициируют, прежде всего, морские КБ, которые пропагандируют несколько своих макетных проектов данного вида кораблей.
То есть речь идет о палубном самолете с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП), который использовал бы и развил значительные достижения, полученные при создании самолета Як-141. А они значительны. Этот самолет не пошел в серию, поскольку проект был закрыт в 1991 году из-за развала страны. Однако американские специалисты, подробно ознакомившиеся с самолетом в период «братания», очень много позаимствовали для создания палубной модификации «Молнии-2» — F-35B.
Разумеется, Military Watch оснастил перспективный российский СВВП «Як-150» самым эффективным радиоэлектронным оборудованием, мощным вооружением и снизил его заметность. Но, кстати, как существенно повысить полезную нагрузку, которая у Як-141 при укороченном разбеге не достигает 3 тонн, а при вертикальном взлете это всего лишь тонна, ничего не говорится.
Оригинал svpressa.ru/war21/article/253710/ 08.01.2020, 09:31
|