Татьяна Воеводина , Газета "Завтра" – zavtra.ru 11.12.2020, 21:51
О ситуации с ценами на еду
На самом высоком уровне заметили: доходы простых людей падают, а цены на еду — растут. Почему — мне как сельхозпроизводителю не вполне понятно. На Юге России в значительной степени выгорел урожай подсолнечника — подорожание масла понятно. Но зерновые вроде в порядке — почему подорожала мука? Почему подорожала «молочка» — тоже не совсем ясно. Мы продаём своё зерно по общепринятым ценам, не слишком отличающимся от прошлогодних. Предполагаю, что торговцы повышают цены по одной простой причине: потому что могут. Так ли, сяк ли — а еду купят. Как правило, подорожание продуктов коренится в торговле, в меньшей степени в пищевой промышленности, и крайне мало — в самом сельском хозяйстве.
«Хочу обратиться сейчас к производителям, руководителям торговых сетей и экспортерам: не надо наживаться на людях», — призвал премьер-министр Мишустин. А на ком тогда — объясните, пожалуйста — наживаться? Ведь у нас капитализм, а у истоков классического капитализма стояла циничная английская поговорка: «Из свиней добывают сало, а из людей деньги». Так устроен мир, Гамлет, ничего не попишешь. Мы ведь тридцать лет назад выбрали капитализм — верно? Вот и хлебаем…
Вместе с тем государство может и должно так или иначе помочь малоимущим. Как? Самый надёжный, но длинный и трудный путь — создать высокооплачиваемые рабочие места. Чтоб уж на еду — точно могли заработать. Это путь индустриализации, потому что именно промышленность — главный источник «богатства народов». Нефть и газ — источники гораздо менее надёжные, что мы сегодня и ощущаем.
Но помочь надо прямо сейчас, срочно. Как?
Хочется верить, что правительство, уже давшее указание, чтобы литр подсолнечного масла стоил в рознице не больше 110 рублей, а килограмм сахара — не больше 40 рублей, откажется от самого лобового и бесперспективного пути — давить цены, административно ограничивая их. Такие мероприятия способны привести к двум следствиям: 1) ухудшению качества продуктов, распространению суррогатов и 2) при настойчивости — исчезновению товаров, ухода с рынка производителей и приходу хорошо забытого дефицита.
Это я в начале 90-х наблюдала в Белоруссии: там то отпускали цены — и продукты появлялись, то административно ограничивали их по социальным соображениям — всё исчезало. Я часто приезжала туда в командировки и диву давалась: то пустые магазины, то полные. Потом мне объяснили, в чём дело.
Что же делать прямо сейчас? Мне кажется, надо обратиться к своим же решениям, принятым пятилетку назад и в суете позабытым. Вообще-то, забывать собственные решения — очень плохая привычка. Разрушительная. И в личной жизни, и в менеджменте. По своему невеликого масштаба управленческому опыту знаю: если уж принял решение и оповестил коллектив — надо всеми силами добиться выполнения. Или иметь мужество объявить: мы этого делать не будем. Иначе твои сотрудники будут считать, что выполнять твои указания не обязательно, что это так, пустые ритуальные разговоры, не имеющие отношения к жизни.
Какие же решения были приняты на самом высоком уровне? В 2015 г. Минпромторг предлагал введение продуктовых карт для отдельных категорий граждан. Сообщалось: будут созданы специальные банковские карты, на которые будут перечисляться деньги для приобретения определенных продуктов питания в торговых точках, подключённых к единой системе. Намечалось, что это — первый этап, рассчитанный до 2017 г. Предполагался и второй этап: в 2018-2020 гг. планировалось развитие сети социальных кафе и столовых. Питание в них должно было быть бесплатным или льготным. Разработку концепции социальной сети общественного питания Минпромторг собирался провести позднее (т.е. после 2015 г.).
В начале 2017 г. снова возобновились разговоры о продовольственной помощи бедным. И тоже вроде никаких последствий не было. Если бы что-то было — я бы заметила. Я в меру сил отслеживаю (по-современному — мониторю) руководящие инициативы в близкой мне отрасли.
Продовольственная помощь бедным есть во всех богатых странах, с которых мы пытаемся брать пример. В США продовольственные талоны получают более 45 млн. человек при населении страны в примерно в 330 млн.
В США продуктовая помощь неимущим — это одновременно и существенная помощь фермерам, т.е. форма субсидирования сельскохозяйственной отрасли. По-видимому, у нас тоже ставилась задача: помогая неимущим, помочь одновременно и сельхозпроизводителям.
На этом пути немало трудностей, помимо собственно денег.
В первую очередь — надо понять, кто неимущий, а кто — ничего себе. У нас экономические процессы часто находятся тени, и понять их — весьма непростая задача. Многие имеют дополнительные заработки, порою неплохие, но с удовольствием играют роль «нищих пенсионерок».
Надо выявлять подлинно бедных по месту жительства. В моё время учителя ходили по домам, смотрели, кто в каких условиях живёт, нужна ли помощь. Это придётся возобновить. Кто и как этим будет заниматься — неясно. Сейчас же все носятся с privacy и конфиденциальностью…
Огромная организационная работа — привлечение к работе сельхозпроизводителей. Хорошо бы сделать так, чтобы каждый школьник получал стакан молока и яблоко от местных фермеров: и детям польза, и фермерам поддержка. Только не надо проводить никаких тендеров – источника коррупции. Пускай поставляют по очереди.
Так что помощь бедным — это не просто выделение денег, это большая и серьёзная работа. Готовы ли наши руководящие органы к ней?
Илл. бесплатная раздача еды в США
Татьяна Воеводина
|