albert-lex.livejournal.com 06.01.2017 09:59
Есть интересная «шкала отсчёта», которая позволяет анализировать эволюции Владимира Познера за достаточно долгий период, а заодно раскрывает некоторые черты характера, которые он обычно прячет. Поневоле я стал свидетелем этих эволюций – очень уж увлёкся началом всей этой истории. А вот её продолжение сильно удивляло, разочаровывало и даже подчас вызывало отвращение.
Речь идёт о его многосерийных проектах про зарубежные страны, которые начались с «Одноэтажной Америки» – фильма, безусловно, удачного, интересного и весьма популярного. Его даже на DVD издавали, и раскупались они весьма недурно.
Первый проект подкупал искренностью, а главное – подлинным желанием ещё раз взглянуть на страну, увидеть что-то новое, узнать что-то новое, разобраться. При всей очевидной любви Познера к США, фильм получился довольно сбалансированным, не пресыщенным восторгами и даже весьма критичным.
Кстати, именно там Фил Донахью, с которым Владимир Познер вёл знаменитые телемосты ещё в советские годы, сказал, что в Америке эра «свобод» закончилась. Почти все СМИ, включая крупные интернет-проекты, принадлежат четырём основным холдингам, а в этом случае уже сразу не приходится говорить о каких-то «независимых СМИ». Для сравнения тот же Донахью приводит цифры: 20-30 лет назад уровень консолидации был ниже на порядок, СМИ принадлежали примерно полусотне компаний, которые не были связаны общими инвест-интересами.
И тот же Донахью отметил парадокс:
Если американца спросить про «Билль о правах», то он скажет восторженные слова и выразит однозначную приверженность пресловутым «американским свободам».
А вот если обывателю ЗАЧИТАТЬ некоторые абзацы из «Билля о правах», не говоря, откуда они взяты, то американцы говорят: нет, нам такое не подходит – это не для нашей страны; это слишком радикально.
Кажется, выводы делать излишне. Любопытно только, как отнеслись бы авторы этого документа, узнав, что для их потомков это будет «слишком много свобод».
Вторым фильмом был «Тур де Франс» – проект, понятное дело, о Франции. Отчасти он был предсказуем: Владимир Познер не раз говорил, что из своих трёх гражданств больше всего он себя считает французом (а русским не считает вовсе). Так что фильм о Франции получился красивым, медитативным и очень, очень комплементарным. Абсолютно беззубым. Страна очарования, эталонная, в хорошем состоянии, одна штука.
Но вот что начало настораживать уже тогда – игнорирование культурного аспекта. То есть нам показывали Францию туристическую – архитектура, ландшафты и так далее. Плюс Францию родом из какого-то «Кухня ТВ».
Литература, кино, музыка – осталось за кадром. Хотя оставить за кадром троицу Эдит Пиаф, Мирей Матье и Патрисию Каас – это ещё суметь надо было. По мне-то всё это из области «и захочешь – да мимо не пройдёшь».
Но создатели фильма прошли. И не только мимо музыки, хотя я мог бы часа два расписывать её от XVI века и до эстрады 80-ых годов. Но они ещё и кино умудрились проигнорировать, что для большинства советских людей – почти невероятно. Французских актёров у нас знали и любили чуть ли не больше, чем своих. Французский кинематограф вообще подарил целое новое течение в истории этого искусства – так называемую «новую волну»: Трюффо, Годар, Шаброль и прочие.
Потом была «Их Италия», которая просто повергла в тоску и депрессию – тогда это показалось «дном» – я всё ещё был оптимистом. Серии подспудно напоминали какие-то «Итальянские каникулы Джейми Оливера», которого я, кстати, очень люблю и уважаю, вот только делать фильм о целой стране в таком ключе – это почти скандал.
Тем более – Италия! Бог мой, это же колыбель всей европейской культуры! Великая, древняя, в том числе и дохристианская Италия! В этом фильме умудрились обойти вниманием БУКВАЛЬНО ВСЁ, что не веками даже, а тысячелетиями составляло славу этой нации, страны, культуры.
Скульптура – по нулям (адьё, Микеланджело, Бернини, Челлини).
Итальянская опера – полностью мимо («Но, чёрт возьми, Холмс – КАК?!!»).
Литература – от античной до эпохи Возрождения и более поздней – тоже мимо (адьё, Данте!)
Кинематограф. Отдельная боль. Итальянский кинематограф подарил опять же целое течение, которое заложило фундамент вообще всей современной драмы и до сих пор не переоценено. Всё, что делается хорошего и серьёзного в жанре «классической драмы» – почти всё наследует итальянским режиссёрам.
Лукино Висконти, Федерико Феллини, Витторио де Сика, Микеланджело Антониони, Бернардо Бертолуччи.
А фильмы можно даже не перечислять – они не просто легендарны, а вообще перешли в категорию нарицательных.
В честь «Восьми с половиной» названа целая программа ММКФ. «Сладкая жизнь / La Dolce Vita» – просто ушло в народ, который даже не знает зачастую, что выражение не «само возникло», а было названием конкретного фильма. «Конформист» – Бертолуччи «популяризировал» термин больше, чем все социологи и политологи вместе взятые. И он же – «Последнее танго в Париже» и «Ускользающая красота»: выражения давно используются вне связи с фильмами, да и не все знают, что были такие фильмы.
Живопись – Владимир Познер не счёл нужным уделить внимания. (адьё, Леонардо да Винчи, адьё «Мона Лиза»). Тут уже только одно вспоминается:
«Как?!! Как ты это сделал, сумасшедший бобёр-извращенец? А главное – ЗАЧЕМ???»
Итальянская эстрада – господи, кто не помнит фестиваль в Сан-Ремо??? – та же участь. А ведь сколько имён, сколько имён…
Но это было ещё не дно. Дно наступило, когда вышел фильм «Германская головоломка». В самом начале там Познер честно признаётся, что Германию не любит, но постарается её всё же «открыть» для себя и «уважаемых зрителей».
Скажу сразу – не открыл ни фига. Это было рафинированное, растянутое на 8 серий, признание в НЕлюбви.
Достаточно сказать, что из всей немецкой культуры Владимир Познер уделил время – о да, целую серию! – вы не поверите чему. Я и сам не поверил. Короче, не буду томить, всё равно никто не угадает. Серию уделили… «Октоберфесту». Тут можно сказать только одно:
И если вы уже не ждёте упоминания в фильме Гёте, Баха, Бетховена, Эразма Роттердамского, Гегеля, Канта – значит, вы уже немного разбираетесь в том, как Познер «открывает» страны для «уважаемых телезрителей».
А вот про колбасу он не забыл – этому время и место у него нашлось. И Гитлеру. Гитлеру. Гитлеру. В 6 сериях из 8 нашлось место Гитлеру. Спасибо вам, Познер, это было ОЧЕНЬ познавательно. Я просто С НОВОЙ СТОРОНЫ узнал Германию. Вот до вас нам – выросшим в Советском Союзе – про Гитлера и про нацизм никто не рассказывал. И Штирлица мы все не смотрели.
Где-то на середине проекта даже неизменный компаньон Познера по всем этим фильмам – Иван Ургант – взбунтовался и начал бурчать, что невыносимо в каждой серии это обливание и ненависть выслушивать.
Строго в рамках демократической парадигмы и плюрализма мнений, за такой подход к творчеству и за детские иллюзии по поводу того, что Владимир Познер может кому-то что-то позволить, Ургант был послан сослан примерно с середины проекта и почти до его окончания.
А потом случилось неожиданное: вышла «Англия в общем и в частности». Такая карамельная, такая восторженная, такая облизывающая, что я даже подумал: может я чего пропустил, и у Познера есть ещё и британское подданство? Потому что даже англичане так не преклоняются перед всем этим.
Думаю, уже всем ясно, что про культуру там было строго на уровне Тауэра, Биг Бэна и Букингемского дворца? Свифт, Кэролл, Блейк – кто все эти люди???
И вот сейчас по «Первому» показывают по 3 серии в день новый фильм об Испании[1]: «В поисках Дон Кихота».
И я задумался: у меня слишком большое уважение к испанской культуре и истории. Я прямо как-то не готов воспринять её в ставшем традиционным «колбасном» изложении Познера. Стоит ли вообще смотреть это дело? Очень сильно сомневаюсь…
|