Андрей АРЕШЕВ , «Фонд Стратегической Культуры» – fondsk.ru 07.07.2024
Требование Азербайджана внести изменения в основной закон Армении – далеко не единственное
5 июля премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил о необходимости принятия нового Основного закона страны: «Сейчас я говорю не столько о новом тексте, сколько о новом методе создания и принятия Конституции. Нам нужна новая Конституция, которую народ считает тем, что он создал, что он принял то, что в ней написано – это представление народа о созданном им государстве и об отношениях между людьми и гражданами в этом государстве. Нам нужна Конституция, которая органически связана с создателем Конституции, с народом. Гражданин Армении сегодня не считает, что Конституция отражает его понимание и договоренности о правилах жизни с соседом, со своей общиной и другими жителями его государства. Гражданин считает, что правящая элита создала этот текст, заявила о его принятии и фактически внедрила его в Армении», – написал он в обращении по случаю Дня Конституции.
По информации местных СМИ, ещё 24 мая варчапет поручил[1] Совету по конституционным реформам «разработать новую конституцию с нуля» аж к январю 2027 года. Это внесло ещё один элемент столь свойственной Армении последних лет сумятицы, поскольку созданный в 2022 году Совет в начале текущего года уже вроде бы завершил работу над предложениями по конституционным поправкам.
В начале года Пашинян заявлял[2] о том, что в стране должна быть конституция, «принятая народом Армении» с «результатами голосования, которые не вызывают сомнений». Здесь явным образом подразумеваются референдумы 2005 и 2015 годов, относительно легитимности которых высказывались вполне обоснованные сомнения. По мнению главы правительства, Армения выиграет от конституции, которая сделает страну «более конкурентоспособной и жизнеспособной в новых геополитических и региональных условиях», что явным образом содержит намёк на нормализацию отношений с тюркскими соседями.
Едва ли подлежит сомнению, что текущее «обострение» конституционной темы в решающей степени обусловлено грозными окриками из Баку, где категорически настаивают на устранении положений, трактуемых в Азербайджане[3] и Турции[4] как территориальные претензии к восточному и западному соседям Армении. Как можно понять, именно «конституционный вопрос» стал одним из камней преткновения на застопорившихся переговорах между Баку и Ереваном с выходом на рамочное соглашение (как вариант – парафирование неких взаимно согласованных принципов), либо же на более всеобъемлющий документ о нормализации отношений.
В начале июня президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что Баку не подпишет соглашение о нормализации отношений с Арменией, если преамбула Основного закона не будет удалена: «Подписание мирного договора между Арменией и Азербайджаном просто невозможно, если действующая Конституция Армении останется неизменной». В ответ МИД Армении осудил высказывания Алиева, назвав их «вопиющим вмешательством во внутренние дела» страны.
Былые планы Еревана по проведению очередного референдума по конституционным поправкам были отложены из-за пандемии COVID-19, 44-дневной войны вокруг Нагорного Карабаха, досрочных выборов в июне 2021 года. В прошлом году также обсуждались предложения о новом государственном гербе (включая удаление из него расположенной на турецкой территории горы Арарат), а также об удалении вышеупомянутой преамбулы со ссылкой на Декларацию независимости 1990 года, легитимизирующей, по мнению адептов «новой Армении», территориальные претензии в отношении Азербайджана и Турции. «Целый ряд законодательных актов в Армении, основанных на Конституции, не признают территориальную целостность Азербайджана и суверенитет над Карабахом. В своё время [Роберт] Кочарян был избран президентом несмотря на то, что у него не было пяти лет проживания в Армении, и Конституционный суд расценил его проживание в Карабахе как проживание на территории Армении. Поэтому, естественно, этот вопрос должен быть решён», – говорит глава Центра анализа международных отношений Фарид Шафиев. Ранее Пашинян признавал[5], что преамбула включает в себя «конфронтационный нарратив в региональной среде, который держит нас в постоянном конфликте с нашими соседями», что оспаривается оппозицией, обвиняющей действующие власти в стремлении угодить Баку там, где это только возможно.
Согласно положениям находящегося в настоящее время на стадии обсуждения мирного соглашения, его положения не могут быть нарушены нормами внутреннего законодательства сторон. В качестве возможных моделей преодоления разрыва между конституционным тупиком Еревана и требованиями Баку приводятся некоторые политико-юридические казусы в других регионах мира. Например, бывший посол Великобритании в Азербайджане Джеймс Шарп сослался[6] недавно на Соглашение Страстной пятницы (Белфастское соглашение о политическом урегулировании конфликта в Северной Ирландии от 10 апреля 1998 года), потребовавшее конституционного референдума в Ирландии. Впрочем, некоторые наблюдатели на Южном Кавказе рекомендуют[7] проявлять осторожность в отношении такой стратегии, учитывая низкую явку избирателей в прошлом и растущую апатию и политическое отчуждение среди армянского населения.
По мнению[8] знатоков бакинской внешнеполитической кухни, скорее всего, Алиев отложит заключение мирного договора до тех пор, пока в Ереване не пересмотрят конституционную преамбулу. Ф. Шафиев предлагает включить в договор обязательство внесения конституционных изменений в течение определённого срока (например, одного года) после его подписания. Бакинский Центр исследований Южного Кавказа также предложил «провести референдум по внесению изменений в конституцию Армении и ввести мирный договор в силу по истечении определенного срока после его подписания… не правительство Пашиняна, а армянское общество должно решить путем референдума, вступит ли договор в силу».
В свою очередь, депутат милли меджлиса Расим Мусабеков предполагает[9], что Пашинян может запросить подконтрольный ему Конституционный суд признать преамбулу недействительной, дабы иметь возможность подписать соглашение до разработки новой конституции.
Известный сторонник Пашиняна, «неправительственный» активист и представитель «гражданского общества» в Совете по конституционным реформам Даниэль Иоаннисян поддерживает[10] планы по завершению подготовки новой конституции к концу 2026 года с выходом на референдум в 2027 году. Для того чтобы поправки были приняты, необходимо широкое участие общественности в обсуждении изменений в течение как минимум года. Официального уведомления о них нет, Иоаннисян называет текущий процесс «неконтролируемым», заявляя, что до сих пор отсутствуют какие-либо указания на то, когда Совет может начать работу над новой конституцией.
20 июня госсекретарь США Энтони Блинкен призвал[11] Алиева ускорить достижение мирного соглашения с Ереваном. В бакинской версии разговора подчёркивается[12] важность прекращения Арменией территориальных претензий к Азербайджану, зафиксированных не только в Конституции, но также в ряде законов и внутренних правовых актов, «для продвижения местной повестки».
В то время как у Баку, возможно, есть время подождать (хотя ситуация в стране, в том числе экономическая, возможно[13], несколько отличается от бравурных победных реляций), режиму Пашиняна уже в скором времени надо будет предъявлять электорату приемлемое мирное соглашение на фоне подготовки правящего «Гражданского договора» к парламентским выборам в 2026 году. В противном случае возрастает риск очередных оппозиционных выступлений, вызывающих, несмотря ни на что, определённое беспокойство в политических и экспертных кругах Азербайджана. «В любое время может произойти смена власти. Оппоненты Пашиняна представляют признание территориальной целостности Азербайджана как огромную и предательскую уступку. И если власть в Армении поменяется, то последует обращение в Конституционный суд, который решит, что все документы, подписанные Пашиняном, в этом направлении противоречат Конституции и считаются утратившими силу», – рассказывает[14] политический обозреватель Рауф Миркадыров. Согласно пункту 3 статьи 116 Конституции Армении[15], «международные договоры, противоречащие Конституции, не могут быть ратифицированы».
Разумеется, требование переписать армянскую Конституцию – далеко не единственное из выдвигаемых Азербайджаном. Можно предположить и другие, среди которых – ограничение Вооружённых сил Армении по ряду параметров, передача анклава Тигранашен (Кярки), экстерриториальное сообщение через Мегринский район, возвращение азербайджанского населения на прежние места его компактного проживания на территории Армянской ССР и др. Можно не сомневаться, что кратковременное летнее затишье сменится в Армении очередным весьма бурным осенним политическим сезоном.
Заглавное фото: mamul.am
Андрей АРЕШЕВ
Ссылки
[1] – | Pashinian Orders Drafting Of New Armenian Constitution
19.06.2024, 20:08
azatutyun.am
|
[2] – | We must have a Constitution that makes the Republic of Armenia more competitive and viable in the new geopolitical conditions. prime minister - Press releases - Updates - The Prime Minister of the Republic of Armenia
19.01.2024
primeminister.am
|
[3] – | Minister: Claims against Azerbaijan's territorial integrity in Armenia's constitution are fundamental obstacle to negotiation process
07.07.2024, 20:53
en.apa.az
|
[4] – | Azerbaijan says peace deal with Armenia 'impossible' while Yerevan's Constitution is unchanged
aa.com.tr
|
[5] – | Pashinyan says Armenia needs a new Constitution, but why? - CIVILNET
20.01.2024, 11:12
civilnet.am
|
[6] – | Belfast Agreement serves as model for Armenia-Azerbaijan peace talks - Drawing parallels
07.07.2024, 20:53
caliber.az
|
[8] – | The Last Hurdle to the Armenia-Azerbaijan Peace Treaty Should be Overcome
aircenter.az
|
[9] – | Constitutional disputes and peace treaty challenges between Armenia and Azerbaijan – Aze.Media
10.06.2024, 09:38
aze.media
|
[12] – | U. S. Secretary of State Antony Blinken made a phone call to President of the Republic of Azerbaijan Ilham Aliyev » Official web-site of President of Azerbaijan Republic
president.az
|
[13] – | Ильганомика! Путь развития или дорога без будущего.Часть 1. - YouTube
26.06.2024, 02:16
Азербайджан экономика коррупция авторитарное правление Алиевы-Пашаевы
www.youtube.com/watch?v=tDpwH02Sjrg
|
[14] – | Армения готовится к конституционным изменениям. Близок ли мир?
21.06.2024, 15:22
turan.az
|
[15] – | Конституция Республики Армения - Библиотека - Президент Республики Армения
president.am
|
|