Тулаев Павел Владимирович – tulaev.ru
Родная вера в свете ведической традиции
Вера и Веда – два созвучные и диалектически взаимосвязанные, но различные по смыслу слова. Их понимание и глубокое осмысление жизненно необходимо для нашего бытия, дальнейшего развития и процветания.
Вера – это форма религиозного сознания, основанного на канонах и этических представлений определённой эпохи, имеющая, прежде всего, мифологический и экзистенциальный характер, т. е. личное мировоззрение индивидуума.
Веда – это бескрайний океан знаний, сокровищница мудрости, постоянно развивающаяся сумма представлений о бытии в целом, которая приводит к формированию самостоятельных отраслей науки.
Вера у большинства современных людей ассоциируется с догматами крупнейших религий: христианства, ислама, индуизма, иудаизма, которые основываются на канонических писаниях, таких как Веды, Пураны, Библия, Талмуд или Коран. В авраамической традиции религиозные книги были написаны пророками, а основные догматы даны как откровения, например скрижали Моисея.
Наследуемая русичами и славяно-ариями Ведическая традиция, которая насчитывает тысячи лет, считается несотворённой человеком, т. е. вечной (санатан). Она утверждает, что Веда, т. е. знания, учения – безгранична, и человеческие представления о ней бесконечно малы. Бог Брахма (творец) получает всю сумму знаний в начале каждого цикла сотворения вселенной, а брахманы и риши (жрецы и священники) являются лишь проводниками изначальной Веды.
Священные знания ариев, высших каст наших давних предков, расселившихся на просторах Евразии, передавались из уст в уста (шрути) десятки тысяч лет, а записаны были примерно пять-шесть тысяч лет назад. Позже они были разделены на четыре классические Веды (священные писания ариев): Риг-Веду, Яджур-Веду, Сама-Веду, Атхарва-Веду, которые содержат гимны Богам, молитвы и заговоры на различные случаи жизни. К изначальному корпусу Вед примыкает большой объём литературы на санскрите различных жанров: веданта, упанишады, пураны, шастры. Они содержат исключительно важные знания в области философии, астрономии, военной науки, здоровья, государственного и жизненного устройства и т.д., которые до сих пор не освоены самодовольной европейской наукой.
На Западе архаичные знания часто связывают с гностиками (gnosis – знания). Их учение развивалось в связи с традицией египетских мудрецов. Имеено из неё, а также из шумерских мифов и манускриптов почерпнули свои познания авторы Библии, а позже – основатели масонства и некоторых эзотерических учений.
Каким образом, и в какой мере древние знания связаны с нашим мировоззрением? Современная наука доказала, что славянский фольклор имеет арийские корни. Он пронизан элементами Вед, особенно наиболее древних его частей Риг-Веды и Атхарва-Веды. Ученые XIX века (А. Н. Афанасьев, А. Ф. Гильфердинг и другие) прежде всего обратили внимание на родство славянских языков с санскритом и нашли немало параллелей в архаичной мифологии. К концу XX века было выяснено, что очевидное родство корней в языке (Ср.: Агни-Огонь, Веда-Ведать, Валас-Велес, Индра-Индрик, Купапа-Купала, Лата-Лада, Лила-Леля, Мокша-Макошь, Рудра-Род, Сварга-Сварог, Яр-Ярило и т.д.) связано с общей гиперборейской Прародиной, а точнее – Прародинами индоевропейцев, очаги которых находятся от Северного ледовитого океана и верховьях Волги, до степей Причерноморья и долины реки Инд. (Б. Г. Тилак, Н. Р. Гусева, С. В. Жарникова).
Исконные, или так называемые языческие, представления наших предков о богах и мироздании, развивались во взаимодействии и соперничали с новыми учениями. Так произошло с христианством, которое начало утверждаться около 2000 лет тому назад и постоянно находилось в развитии, несмотря на внешнюю догматичность, не говоря уже о множестве конфессий и юрисдикций.
Существует мнение, что христианство – чужая для славян вера. Будто бы оно производно от иудейской религии. Так ли это на самом деле?
Даже поверхностное знакомство с христианством, особенно в его православном толковании показывает, что новая вера (евангелие) включила главные элементы старых языческих религий в свою традицию. Это духовные представления о рае и аде, о небесных и нечистых силах, почитание святых и подвижников.
Сутью христианского учения является догмат о Пресвятой Троице, неслиянной и нераздельной, которая объединяет Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа. В Ветхом завете иудеев, исповедующих монотеистическую религию Яхве (Иеговы), нет учения о Троице. Зато она изначально была развита у ариев и славян. Кто не знает о боге вендов Триглаве, которого словене называли Троможьят? Это учение, безусловно, связано с ведической Троицей (Тримурти): Брахмой, Вишну и Шивой, соответственно ипостасям творящей мир, поддерживающей и разрушающей его. [Кстати, этой теме была посвящена наша конференция в замке Струга в 2009 году, проходившая одновременно с VI Вечем Родноверов].
Ведическая традиция учит о том, что душой Троицы и его изначальной субстанцией является Шакти (божественная энергия), которая принимает форму Пракрити (изначальной материи). Она проявляется под влиянием трёх основных гун (энергий): саттва (духовной), раджас (чувственной), тамас (низменной). От неё, от Праматери, Мировой Души и Царицы Небесной, через неё и ради неё совершается миропредставление, божественная драма. Евангельская Мария из Нового Завета является одним из образов Вселенской Матери, в лоне которой рождается Божественная Личность, предвечный и грядущий Спаситель (Aльфа и Омега), аналог буддийского Майтрейи.
В Ветхом Завете, где господствует патриархальный монотеизм, нет учения о Божественной материи и мировой душе. А Ведические тексты, особенно пураны, наряду с духовностью, воспевают величие, красоту и совершенство женской природы бытия, её телесности. Единая в своем многообразии Пракрити проявляется в таких богинях как: Лакшми, Сарасвати, Дурга, Кали. В славянской традиции она предстает в формах Лады, Живы, Макоши. Универсальным образом мудрости стала эллинская Афина (римская Минерва), которая известна христианам как София, Премудрость Божия. В народных заговорах сохранился образ волшебного острова Буяна во море океане, посреди которого лежит священный камень Алатырь: «На том камне Алатыре сидит на престоле Царь-девица, швея-мастерица. Вдевает нитку рудо-желтую в иглу булатную, зашивает раны кровавые». Она и есть Макошь, богиня судьбы.
Наконец, главный для христиан образ Иисуса Христа, есть воплощение предшествовавших ему Спасителей. Любой церковник вам расскажет об Иоанне Крестителе, проповедовавшем до «сына Давидова, внука Авраамова», за что был назван Предтечей. Однако знатоки Ведической традиции добавят, что до Иисуса Христа было несколько воплощений (аватар) Всевышнего, наиболее знаменитые из которых – Кришна (3-е тыс. до н. э.) и Будда (VIII век до н. э.).
Кришнаиты в своих проповедях любят подчёркивать общие черты Кришны и Христа, а Православная Церковь, наоборот, размежевывается с учением Кришны как неприемлемым для её догматов. В отличие от аватары индийского Бога Вишну евангельский Иисус не играет на флейте, не танцует с девицами, не перевоплощается из одной формы в другую. Он морализатор и аскет в духе библейских пророков.
Современное религиоведение неопровержимо доказало, что христианское Евангелие и по сути, и по форме повторяет содержание Буддийских Сутр (Христиан Линдтнер). Есть основания утверждать также, что исторический Иисус жил и учился в Индии, где до сих пор сохранились сказания о нем (Хольгер Керстен).
С другой стороны, календарный праздник Рождества Христова, известный как Коляда, был также распространён у славян до принятия христианства. Ведь рождение Нового Года является циклической закономерностью, а не этнографической спецификой или следствием религиозного влияния. Это ещё один источник православной мифологии.
В современной России возрождение древних языческих традиций по ряду причин оказалось сопряжено с антихристианскими настроениями (влияние советского атеизма, ницшеанства, противоречивой роли Церкви в жизни страны). Критика так называемого «иудео-христианства» привела к тому, что вместе с Ветхим Заветом стали отрицать и Новый Завет (Доброслав, Истархов, Аратов). С другой стороны, ведущие богословы РПЦ не желают вникать в глубины традиционной языческого боговедения, а ограничиваются поверхностной критикой «неоязычества», которое они сравнивают с «терроризмом».
В связи с особенностями развития современного национализма возникли целые направления, толкующие народные религии в этнографическом смысле. Они требуют нашего особого внимания, поскольку именно из этих источников происходит само понятие Родная Вера (Рiдна Вiра, Родзима Вяра).
Одна из наиболее значительных реконструкций древнерусской веры в связи с арийской традицией принадлежит Юрию Миролюбову, русскому писателю-белогвардейцу, родом из Восточной Украины, который нашёл после революции убежище в Западной Европе. Он автор многочисленных трудов составивших двухтомник «Сакральное Руси», проникновенного исследования «Риг-Веда и язычество» и многих рассказов, написанных в духе фольклористов-сказителей. Именно Миролюбову, до последних своих дней мыслившему и писавшему по-русски, приписывается авторство «Велесовой книги», которую нынешние родноверы считают священным писанием славян, а некоторые украинцы – достоянием своей местной культуры.
Идеолог украинского национализма Владимир Шаян, основатель «Ордена Бога Солнца» в эмиграции (Лондон), нашел в «Велесовой книге» уже оформленную систему славяно-ведического мировоззрения. Он с воодушевлением углубился в Риг-Веду, которая в то время была предметом общего внимания европейских интеллектуалов, стал изучать санскрит и литературу по ведической традиции. Перу Шаяна принадлежат яркие статьи о священном героизме, культе бога Перуна, а также учителях классического украинизма: Т. Шевченко, И. Франко, Л. Украинки. Эти статьи впервые изданны в Канаде, в сборнике «Вера Предков наших».
Термин Родная Вера, а точнее «Рiднa Украiiнска Вiра» (РУНВIРА), ввел ученик Шаяна – Лев Силенко. Он тоже провел большую часть свой жизнь в эмиграции на Западе, где написал и опубликовал свое учение «Магавiру», почитаемую его последователями как Библию. Лев Силенко исходил из необходимости создания национальной религии украинцев по аналогии с иудейским монотеизмом. Украинский писатель считал себя внуком Даждьбога и новым пророком вместо Иисуса Христа. Верные ученики Льва Силенко привезли своего учителя в возрасте 97 лет на родину при помощи Екатерины Чумаченко-Ющенко, второй жены бывшего президента Украины, получившей образование в одной из американских общин РУНВиры.
Идеологические цели украинских националистов, ведущих свою преемственность от «Ордена Бога Солнца» (Галина Лозко и её единомышленники), привели к современной мифологизации древних представлений. Они идеализируют местный фольклор, рассматривая его как самостоятельную традицию, хотя в действительности, историческое развитие наций, как русской, так и украинской, включало разные, порой антагонистические элементы (арийские, скифские, казачьи, русинские, польско-русские, малоросские, великорусские и т. д).
Местный фольклор любого этноса или субэтноса, безусловно, ценен в эстетическом и музейном отношении. Однако, мы не должны его абсолютизировать или идеализировать. Ибо простонародные обряды (именины, свадьбы, праздничные гуляния) и сакральные знания (космогония, метафизика, священные гимны, былины и сказания), – это не одно и то же. Некоторые обряды и песни сохранили сакральные знания, а многие – нет.
Так называемый городской фольклор XIX и XX веков демонстрирует деградацию ведической мудрости до пошлых танцев и застольного юмора, а исконная вера приобретает черты фанатизма и суеверия, доходящего до кликушества. В этом смысле многие народные сказки, прибаутки и поговорки, типа «работа не волк, в лес не убежит», «муж и жена – одна сатана», а также «новые русские» хиты в духе этно, большей частью являются новоделом, придуманными анекдотами или сувенирной продукцией, а не священным знанием.
Вообще, мы не должны следовать слепой вере, какие бы идеальные перспективы она не предлагала.
Наши деды и прадеды искренне верили в доброго Царя-батюшку. Православный царь Николай II в ходе первой Мировой войны верил в силу Спасителя Иисуса Христа, мощь Церкви и чудотворных икон, а его родная сестра даже призывала молиться за врагов. Однако, в результате кровопролитной социалистической и анти-империалистической революции Царь со всей семьёй был зверски замучен, а империя разрушена.
Потом советский народ поверил в «вождя мирового пролетариата» Ленина и в «мудрость отца народов» Сталина. Советские люди поверили в торжество идеалов коммунизма и интернационализма, несмотря на его абсурдные стороны и страшные репрессии режима. К чему это привело в действительности? Вместо коммунизма вернулся либеральный капитализм с его звериным оскалом.
Украинцы поверили в «оранжевую революцию», в обещания МВФ, поверили ставленникам США, европейской дипломатии и разведывательным структурам НАТО. Это привело к обвалу экономики, обнищанию населения и депопуляции.
Христианский богослов Тертуллиан, юродствуя, заключал: «Верую, потому что абсурдно». Чему английский философ Френсис Бекон противопоставил другой тезис: «Знание – есть сила». Вот почему в мировой войне победили не христианские монархи, а прагматизм англо-саксонских империалистов.
Незнание, невежество – представляет собой зло, от которого происходят многие несчастья и пороки.
Вместе с тем, я убежден в том, что с этической точки зрения, не стоит резко противопоставлять христианскую и языческую Веру, ибо столкновение религий приводит не к истине, а к социальной и этнической напряженности.
Наша родовая стратегия должна строиться на осмысленном переходе от слепой веры к всестороннему знанию, к ведению. Оно объединит исходную интуицию, различные мнения научных авторитетов, доводы разума и сердца, разоблачения лжи и обмана, реальный жизненный опыт и здравый смысл.
Сумма всех этих знаний и станет современной Ведой, отвечающей вызовам современности, которую мы назовем Родная Веда.
|