Елена Гладкова на www.odnako.org 17 июля 2013
Россия и Украина договорились о создании совместного предприятия, которое займётся производством транспортных самолётов Ан-124 «Руслан». Соглашение было достигнуто на российско-украинской встрече на уровне премьеров в Сочи, о чём рассказал в интервью украинскому «Пятому каналу» вице-премьер-министр Украины Юрий Бойко.
Чиновник подчеркнул особую важность положительного опыта в создании совместного предприятия и совместного производства, а также отметил большой потенциал «Руслана» во всех отраслях мировой экономики. Обе стороны выразили надежду на то, что это сотрудничество даст импульс дальнейшему развитию российско-украинского партнёрства в сфере авиастроительства.
Правительства двух стран должны подписать учредительные документы совместного предприятия в сентябре текущего года, когда состоится заседание межправительственного комитета по вопросам экономического сотрудничества.
О желании руководства России и Украины возобновить серийное производство модернизированных самолётов Ан-124-200 «Руслан» ещё в июне этого года сообщали представители украинской компании «Антонов». В качестве базы для совместного производства тогда называлось ульяновское предприятие «Авиастар-СП».
Ан-124 «Руслан» — самый крупный в мире серийный транспортный самолёт, не имеющий аналогов по соотношению грузоподъёмности, дальности полётов и стоимости. Самолёт был разработан в конце 70-х годов в ОКБ им. О.К. Антонова. Первый полёт его опытный образец совершил в 1982 году, а на вооружение советской авиации «Руслан» поступил в 1987 году. Всего было произведено около 60 экземпляров на двух заводах — киевском «Авианте» и ульяновском «Авиастаре-СП». Свой последний Ан-124 ульяновское предприятие построило в 2004 году. С тех пор вопрос о возобновлении серийного производства неоднократно поднимался российским руководством, но конкретных решений до настоящего времени принято не было.
Об актуальности и необходимости возобновления производства самолёта «Однако» рассказал заслуженный пилот СССР, бывший заместитель министра гражданской авиации СССР, ныне председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов:
— Самолёт Ан-124 — это уникальное летательное устройство в истории гражданской авиации всей планеты, результат усилий, ума ещё советских авиаконструкторов, в состав которых входили русские, украинцы и другие.
Уникальный этот самолёт потому, что больше не было и до сих пор нет столь грандиозных металлических сооружений с таким колоссальным весом, которые берут на борт и перебрасывают без посадок через любой океан самые тяжёлые инженерные устройства: машины, танки, оборудование для газо- и нефтедобычи и так далее, которые не умещаются ни в один другой самолёт. Ан-124 получился очень удачным, и десятилетия его эксплуатации — наивысший критерий и показатель того, что равного ему сегодня нет.
Но за последние десятилетия отечественный авиапром в нашей стране разрушился, на сегодня 95% пассажирооборота выполняют самолёты западного производства. Всё это проросло стихийно, поскольку авиакомпании, чтобы выжить, вынуждены покупать самолёты западного производства, так как отечественных нет.
В это же число попал и Ан-124, к сожалению. И у нас, и на Украине. На Украине экономика, конечно, имеет немного другие параметры, он им, может быть, и не очень нужен, но для России этот самолёт делает колоссальную работу. И к тому же он показал свою высокую прибыльность, потому что за этим самолётом у наших авиакомпаний выстраиваются очереди, чтобы перевезти, перебросить с континента на континент какой-то срочный тяжёлый груз. И отказаться от этого самолёта, который не превзойдён по своим лётно-тактическим характеристикам, по дальности полёта, по конструкциям, — это просто инженерно-техническое инновационное преступление. Это равносильно тому, что завтра очередное наше правительство объявит, что надо возвратиться с перевозки на самолётах к перевозке на собаках, оленях и т.п.
Сейчас опять возобладал здравый смысл. У нас появились мозги, подобные тем, которые были 30–40 лет назад, когда этот самолёт создавался. Он экономически выгоден, он престижен в техническом отношении, ему аплодирует весь инженерно-технический мир. И мы можем только надеяться на то, что эта попытка, одна из многих, увенчается успехом.
фото: РИА «НОВОСТИ»
|