amfora.livejournal.com 4 окт, 2015 10:10 PM
Все, Трансаэро отлетался.
Ранее планировавшаяся продажа Трансаэро Аэрофлоту за символический рубль уже не состоится. Официально сделка отменена из-за того, что истек отведенный на нее срок. На самом деле – Аэрофлоту просто оказался не нужен балласт, у которого меньше активов, чем долгов.
Теперь рассматриваются два сценария: основной – банкротство альтернативный – создание на базе авиапарка Трансаэро нового перевозчика (этот сценарий предложил ВЭБ).
Но в любом случае, Трансаэро как авиаперевозчик прекращает существовать.
Перевозка пассажиров по ранее проданным билетам еще будет осуществляться некоторое время (на данный момент заявлено о перевозках до 15 декабря), но даже эти обязательства будет выполнять уже не Трансаэро, а Аэрофлот.
Кроме этого, Аэрофлот обещает трудоустроить около половины персонала Трансаэро, то есть 5-6 тысяч сотрудников из 11,2 тысяч, работавших в подлежащем ликвидации перевозчике.
Казалось бы, ликвидация Трансаэро – это проблема тех сотрудников, которые останутся без работы и банков, которым теперь придется списывать безнадежные долги.
На самом деле, все гораздо серьезнее.
Во-первых, несколько тысяч сотрудников, оставшихся без работы – само по себе очень нехорошо. Это равноценно закрытию одного большого завода или десятка маленьких. Что там пишут на сайте "Сделано у нас"? За год открыто несоклько сотен новых производств? Если почитать, какие производства открываются в России – это в основном мини-заводы и цеха по 20-30 рабочих мест. А тут – сразу минус 6 тысяч. Но главное – многие оставшиеся без работы сотрудники Трансаэро – это специалисты с определенной квалификацией, которым не так просто найти работу по профессии.
Во-вторых, банкротство Трансаэро ударит по всей туриндустрии. Возврат денег за билеты будут осуществлять турагентства и что за этим последует – догадайтесь с трех раз. В прошлом году по российской туриндустрии уже прокатилась волна банкротств, вызванная тем, что россияне стали экономить на отдыхе за рубежом. Сейчас, когда турагентствам придется возвращать стоимость билетов Трансаэро, можно ожидать новую волну.
А в-третьих, и это главное – банкротство Трансаэро – показатель состояния российской экономики в целом и туриндустрии в частности.
В значительной степени банкротство Трансаэро – это результат того же спада в российской экономике и туриндустрии, из-за которого в прошлом году началась волна банкротств туроператоров. Россияне стали экономить на отдыхе, покупая более дешевые туры, отказываясь от зарубежного отдыха в пользу внутрироссийского (зачастую "дикарем") или вовсе отменяя путешествия и проводя отпуск на даче.
Кто-то скажет, что Трансаэро вело неправильную ценовую политику, держало слишком низкие цены, демпинговало.
Но если бы Трансаэро подняло цены, то банкротство случилось бы еще раньше, потому что продажи билетов при росте цен сократились бы в разы, а убытки стали бы расти намного быстрее.
Дешевые билеты (как и любые другие дешевые товары) обеспечиваются большими объемами продаж, когда низкая рентабельность компенсируется высоким оборотом. Но это работает лишь до тех пор, пока экономика растет и объемы продаж растут вместе с ней. А если не растет, то хотя бы остается на прежнем уровне. Когда же экономика сокращается, когда покупатели начинают экономить, когда объемы продаж падают – возникают убытки. Именно это и погубило Трансаэро. И вряд ли Трансаэро будет последним в списке.
Банкротство такого крупного перевозчика как Трансаэро – это проблема не только его сотрудников и кредиторов, это признак плохого состояния экономики в целом.
Если бы одновременно с банкротством Трансаэро создавались новые перевозчики, а одновременно с банкротствами одних туроператоров возникали другие – можно было бы говорить, что одни компании уходят с рынка, а другие появляются и это естественный процесс. Но пока происходит в основном сокращение, причем не только в туриндустрии. Банковский сектор тоже испытывает массу проблем. Да и кто их не испытывает? Иски на взыскание задолженности в этом году получал даже Уралвагонзавод, который входит в ВПК России. Долги возникали и у подрядчиков, осуществлявших строительство космодрома Восточный. А РФС до сих пор не может рассчитаться с Фабио Капелло – это в стране, которая собирается провести ЧМ по футболу!
Кстати, банкротство крупного авиаперевозчика – это сигнал о проблемах не только в туриндустрии, но и на рынке авиаперевозок в целом.
Авиаперевозки – это не только туризм. Это и деловые поездки, командировки, поездки к родственникам.
Когда число авиаперевозчиков в стране сокращается, когда выбывает крупный перевозчик и его рейсы с авиапарком оказываются никому не нужны (были бы нужны – Аэрофлот или кто-нибудь другой купил бы Трансаэро) - это значит, что в стране сокращаются не только доходы населения, которые граждане могут позволить себе потратить на зарубежный отдых, но и деловая активность.
Поэтому банкротство Трансаэро – это больше, чем проблема нескольких тысяч его сотрудников и банкиров, вынужденных списывать долги.
Это признак серьезных проблем в экономике России и свидетельство того, что кризис не пройден, что экономика продолжает сокращаться и множество банкротств еще впереди.
Это еще и ответ на то, к чему привела резкая девальвация рубля в прошлому году. Банкротство Трансаэро – один из результатов девальвации. Как это связано? Более половины долгов Трансаэро – это долги за лизинг самолетов, стоимость которых исчисляется в долларах и евро, а значит в прошлом декабре лизинговая нагрузка за несколько дней выросла примерно в два раза.
И сокращение продаж билетов – тоже результат девальвации, потому что стоимость зарубежных туров (равно как и деловых поездок за рубеж) в результате падения рубля выросла в полтора-два раза, а значит многие просто отказались от них.
В такой большой стране как Россия последствия тех или иных решений, как в экономике, так и в политике, проявляются не сразу, а постепенно, с определенной задержкой, в течение года-двух, по мере того, как обновляются цены, складские запасы, по мере того, как рост цен распространяется от поставщиков через длинную цепочку посредников к потребителям.
И процесс распространения последствий от девальвации рубля на данный момент далеко не завершен. Равно как и процесс распространения последствий от других экономических решений (если не сказать "подлянок") нашего либерального правительства.
Это значит, что Трансаэро – далеко не последний банкрот. И наверное даже не самый крупный банкрот. Скоро будут еще.
И несколько тысяч сотрудников Трансаэро, которые будут искать работу – тоже не последние. И сто тысяч сотрудников МВД, попавших под сокращение в этом году – тоже. К ним скоро присоединятся сотрудники некоторых турагентств, а потом кто-нибудь еще.
Но для капитализма это нормально. Это называется не выдержали конкуренции или не вписались в рынок.
К слову, а на вашем предприятии – все хорошо?
Хорошо или пока хорошо?
Кризис при капитализме обладает одной характерной особенностью – бедные становятся беднее, а богатые богаче. Потому что если экономика сокращается, а у кого-то при этом дела идут хорошо – это значит, что у двух других при этом дела идут плохо. Или очень плохо. Как у Трансаэро, например.
И выводы о том, кто вписался в этот кризис, а кто не вписался – делать пока рано.
Посмотрим, сколько еще крупных компаний обанкротится в ближайшие месяцы и сколько сотрудников останется без работы.
Кстати, Минэкономразвития в пятницу ухудшило прогноз по курсу рубля. Так что ничего еще не закончилось. Самое "интересное" впереди. Запасаемся попкорном (а у кого "интересное" уже наступило – сухарями), садимся и глядим.
|