Что такое искажение истории? Если бы это была обычная брехня, которую сегодня модно называть иностранным словом «фейк», то и говорить было бы не о чем. Но дело в том, что история искажается посредством тенденциозной оценки реальных событий и фактов, то есть, полуправдой, которая одним кажется настоящей правдой, а другим ложью. Однако от чего зависит сама тенденциозная оценка?
Вот два фильма об одном и том же событии – исполнении 7-ой симфонии Дмитрия Шостаковича 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде. Один из фильмов под названием «Ленинградская симфония» снят режиссером Захаром Аграненко по его же сценарию и вышел на экраны 28 сентября 1957 года. Другой – телесериал под названием «Седьмая симфония» снят по заказу зарубежных спонсоров режиссером Александром Коттом. Его премьера состоялась 8 ноября 2021 года на телеканале «Россия». Этот телесериал произвел сильное впечатление на наше интеллектуальное мещанство, присудившее ему в 2022 году премию «Золотой орел» в номинации «Лучший телевизионный сериал»
Изъятие из названия сериала имени города – колыбели Октябрьской революции, совершенной под водительством нашего гонимого гения В.И.Ленина, – видимо, не случайно. Над сценарием сериала трудилась целая группа молодых кинематографистов, воспитанная на идеях горбачевской перестройки и постсоветского периода существования РФ.
Это – Алексей Караулов, Георгий Кесоян, Александр Котт, Наталья Назарова (II), Семён Воронин. Зою Кудрю, тоже попавшую в число сценаристов, было бы рискованно причислить к «молодым», она родилась аж в 1953 году, но кто-то же должен был быть в команде, чтобы надзирать за недорослями, зараженных зарубежными «ценностями» и «новым мышлением».
На мой взгляд, отличие фильма от сериала в подлинности чувств и мыслей его создателей и исполнителей, в их соответствии времени Великой Отечественной войны советского народа. Именно эта подлинность сделала фильм Аграненко более совершенным, как в художественном, так и идейном отношении. Между тем, критики фильма усматривают основной его недостаток в том, что в нем симфония Шостаковича исполняется под управлением дирижера, наделенного вымышленным именем – Орест Добросельский, в то время как, на самом деле оркестром дирижировал Элиасберг Карл Ильич [28.05. (10.06.) 1907 – 12.02.1978,]
Дескать, как можно было замалчивать имя человека, обеспечившего успех исполнения в блокадном Ленинграде симфонии, которая продемонстрировала несгибаемый дух советского народа перед лицом нацистской агрессии и варварства?! Что там помощь советских и партийных органов! Режиссер, едва покинув санаторий для дистрофиков, сам объездил на велосипеде кольцо фронта и блокадный Ленинград, собрав музыкальный коллектив для исполнения симфонии. Это был настоящий подвиг! Нет ли антисемитской подоплеки в замалчивании его имени? А этот Аграненко – не был ли он затаившимся бандеровцем, которые составляют сегодня, в прямом и переносном смысле, гвардию украинского президента Зеленского, хотя и еврея по национальности?
Увы, настоящая фамилия советского драматурга и режиссёра Захара Марковича Аграненко (06.07.1912 – 24.10.1960) Ерухимович. Он происходил из добропорядочной еврейской семьи и не имел никакого отношения к бандеровцам. Тогда почему в его фильме произошла подмена имени дирижера? Не-уж-то выполнял заказ Советской власти по доброй воле или по принуждению?
Если по доброй воле – то это недобросовестное использование ресурса прикормленного властью режиссера, может быть, из зависти к великому имени. Если по принуждению – то оба соплеменника являются жертвами советского режима, исподволь проявлявшего свою антисемитскую природу, особенно, при Сталине.
Сериал настраивает на такую версию. Ведь в нем Элиасберг испытывает острую неприязнь к старшему лейтенанту НКВД Анатолию Серегину, уполномоченному разыскивать в голодном блокадном Ленинграде музыкантов, сохранивших силы для игры в оркестре. Здесь отголоски либеральной ненависти к «гебне», которая и сейчас распространена в среде российских западников – евреев и не евреев.
Если подмена имени ни то, ни другое, – так ее причина лежит в чем-то третьем, вообще не связанном с антисемитизмом и еврейством. Ее можно было бы объяснить стремлением Аграненко создать обобщенный образ советского музыканта, поставившего свой талант на службу своему народу, сражающемуся с врагом. Такой музыкант скромен и неприхотлив, он живет искусством и великими идеями добра и справедливости, реализации которых посвятили свою жизнь Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин.
Такое объяснение мне кажется наиболее вероятным, если учесть, что дирижер Элиасберг и режиссер Аграненко пользовались в СССР почетом и уважением, как в народе, так и со стороны властей. Они не враждовали друг с другом и вполне вероятно, что режиссер создавал свой образ музыканта военного времени с полного одобрения дирижера. Оба верой и правдой служили идеям социализма и коммунизма не за страх, а за совесть.
Как ни странно, в этом меня убеждают воспоминания о встрече с Элиасбергом известного музыковеда Зака Владимира Ильича. Почему «странно»? Потому что Зак (13.12.1929 – 13.08.2007) принадлежал к категории советских граждан, настроенных против «гебни», и как «гражданин мира» умыкнул в Соединенные Штаты, как только представилась для этого возможность в год ельцинского мятежа и переворота в 1991 году.
Я не настолько наивен, чтобы верить всему, что Зак рассказывает об Элиасберге, но в части убеждений дирижера «гражданин мира» не мог солгать. Хотя бы потому, что эти убеждения противоречат всему духу очерка музыковеда, который предпослал своим воспоминаниям заголовок ««Тема нашествия» на Валааме».
Под «темой нашествия» Зак подразумевает фрагмент симфонии №7, передающий языком музыки агрессию нацистской Германии против СССР, но как «гражданин мира» он уравнивает эту агрессию с мнимой «оккупацией» Советским Союзом территории, присоединенной к нашей стране на вполне справедливых законных основаниях без претензий на территорию всей Финляндии.
Музыковед рассказывает, что встретился с Элиасбергом в Сортавале, где у композиторов России был свой «Дом творчества». Там Зак отдыхал летом 1963го. Сортавала, просвещает нас музыковед, находится на территории, до 1940 года принадлежавшей Финляндии. Это живописнейший Карельский перешеек, куда когда-то маршал Маннергейм любил ездить на охоту. И так как пути господни неисповедимы, и в один «прекрасный» день сам Сталин решил, что пора расширить границы СССР и отодвинуть финнов от Ленинграда, то и охотничий дом знаменитого финского маршала оказался… «Домом Творчества и Отдыха» советских композиторов.
Зак вкладывает в уста Элиасберга высказывания, которые вполне соответствовали бы представлениям об СССР какого-нибудь «внутреннего эмигранта», но противоречат твердым убеждениям советского дирижера, познавшего на своем блокадном опыте все ужасы, которые принес в нашу страну германо-финский фашизм. Вот одно из этих высказываний, которому я не верю, пусть даже оно приведено в несколько ироничной манере.
— Нехорошо, конечно, что мы с вами, музыканты, выглядим завоевателями, нехорошо, – якобы, говорил Элиасберг. – Вы, Владимир Ильич, – ни больше ни меньше, как полный тезка Ленина, а я, Карл Ильич, и того серьезнее: помимо ленинского отчества (Ильич), ношу имя Маркса – Карл! Получается какая-то «неувязочка»: мы с Вами, советские люди, напоминающие о классиках марксизма-ленинизма, топчем чужую землю. Нехорошо получается, совсем нехорошо…
— Это мой Карл так шутить изволит, – с улыбкой комментирует жена Элиасберга, Надежда Дмитриевна Бронникова. Вы, конечно же, знаете, что Карл Ильич – это легендарное исполнение Седьмой симфонии Шостаковича. В осажденном Ленинграде. Город был фактически отрезан от родной России. Обстреливали его немцы нещадно. Но люди в большинстве падали на улице не от снарядов, а от голода.
Вот тогда-то и дирижировал Элиасберг Седьмой симфонией Шостаковича. Я тогда сидела в его оркестре, тоже играла. Пальцы едва ходили. От слабости. Нет, нет, откуда-то появлялась нужная энергия. До сих пор не понимаю, как это мы играли. Просто чудо: совершенно истощенные музыканты выражали себя неистово!
Наверное, с таким подъемом звучала только «Марсельеза», когда французы революционеры штурмовали королевский дворец, Тюильри. И все мы, оркестранты, чувствовали, что наш дирижер, словно бы полководец, прорывающий блокаду Ленинграда. Если бы в те мгновенья немцы услышали «тему нашествия», они бы, наверное, сложили бы оружие. Это было гениально!
Так ведь услышали немцы эту тему, судя по сериалу! В первых шести сериях имеется эпизод, в котором немецкие офицеры на парашюте сбрасывают в подарок за прекрасное исполнение Бетховена Элиасбергу радио, а НКВД его доставляет дирижеру. В действительности этот эпизод, комментирует Викпедия, является гиперболизацией известной байки о немецких офицерах, пришедших в шок после того, как на их стороне фронта по радио транслировалась премьера симфонии.
И почему только советское командование не воспользовалось оцепенением немцев от музыки. Вот тогда бы и прорвать блокаду Ленинграда! Ан-нет, ограничились всего лишь операцией «Шквал», под которой подразумевается отданный генералом Говоровым приказ подавить артиллерией огневые точки противника, чтобы немцы не могли помешать исполнению симфонии. Этот важный эпизод как раз отсутствует в сериале.
Но вернемся к мемуарам Зака. Далее им приводятся реакция дирижера на слова жены, которая, по-моему, вполне достоверна. – Гениально у Шостаковича, а не у Элиасберга! Хватит, Бронникова, патриотических речей о собственном еврейском муже, – прерывает жену музыкальный герой ленинградской блокады. Хватит. Самуил Абрамович Самосуд продирижировал симфонией раньше меня. В Куйбышеве. И Хайкин дирижировал. И Рахлин дирижировал. И Пазовский дирижировал. Так что Элиасберг – один из многих. Давайте-ка о нем поскромней... И вообще надо абстрагироваться от самохвальства. И тогда картина сразу проясняется.
Замечательные слова! Они подтверждают мою версию об отсутствии разногласий у Элиасберга и Аграненко относительно образа дирижера в фильме «Ленинградская симфония». Это и есть подлинная и неискаженная история!
Элиасберг не нуждался в рекламе. Кто интересовался историей исполнений симфонии Шостаковича, тот знал его имя и значение его творчества. «Жила бы страна родная, и нету других забот» – вот его мироощущение. Вряд ли советский дирижер одобрил бы свой рекламный образ в сериале. Вот бы его честности, бескорыстию и благородству следовали бы все евреи. А то ведь некоторые из них готовы даже Холокост сделать рекламой своей избранности в сегодняшнем мире.
Некоторые юристы добиваются запрета советских фильмов, осуждающих буржуазное течение – сионизм. Некоторые телеведущие усердно подчеркивают свое еврейское происхождение, словно участь не еврея лишает их каких-то льгот или угрожает опасностью сгинуть в неизвестности. Почти на всех СМИ рекламируется «опыт» Израиля в аннексии и оккупации арабских земель. А израильское издание «Джерусалем пост» называет самым влиятельным политиком в мире ставленника американского империализма на Украине еврея Зеленского, прикрывающего своим именем неонацистскую сволочь и позорящего свой народ.
Господа и товарищи евреи берите пример с Карла Элиасберга. Это будет лучшей аттестацией для вас!
|