stalinum.livejournal.com 15:20 Июнь, 28, 2012
Лебединая песня от «Ильюшин-Финанс»
Развал российский авиапрома произошел из-за многолетних усилий западных конкурентов по развалу отрасли, использовавших для этого как подкуп чиновников, так и бизнесменов, работающих в отрасли
Как на днях сообщили сразу несколько СМИ http://regnum.ru/news/economy/1545603.html, Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО) оказалось на грани кризиса: на заводе начались массовые увольнения, связанные с отсутствием заказов на строительство лайнеров. Обострению проблем воронежских авиастроителей предшествовала продажа известным бизнесменом Александром Лебедевым акций лизинговой компании «Ильюшин-Финанс», которая являлась основным заказчиком ВАСО. Что же случилось с флагманом отечественного авиастроения? Ведь чиновники правительства заверяли, что не дадут погибнуть некогда важнейшей нашей отрасли. А Александр Лебедев еще недавно бил себя в грудь, обещая обеспечить завод заказами от его компании «Ильюшин-финанс». Что же изменилось?
Как известно, деятельность Александра Лебедева отличается от большинства бизнесменов тем, что он разбрасывается на различные не связанные другом с другом проекты – от банковской деятельности до картофелеводства. При этом практически все его начинания убыточны и закономерно возникает вопрос о том, на чем же Лебедев зарабатывает? Где тот живительный источник, который питает его провальные начинания в самых разных областях?
Ответ на этот вопрос подсказывает прошлое Лебедева. Он работал в КГБ, где освоил навыки шпионажа, внедрения в различные организации и структуры и добычи ценной информации. В этих сферах Лебедев является безусловным профессионалом. Из него так и не получился бизнесмен, «крепкий хозяйственник», но приобретенные в спецслужбах навыки Лебедев сумел поставить себе на службу.
После распада СССР западные компании стали энергично осваивать открывшийся рынок и искать себе партнеров среди местных обитателей. Запад интересовал захват целых отраслей, что предполагало «зачистку» всего того, что было создано в советское время. Эта колониальная тактика систематически применялась и применяется Западом в отношении различных стран, и технология захвата отработана уже веками. Цели достигаются через коррумпирование правящей бюрократии и внедрение в подлежащие уничтожению «аборигенские» отрасли своих «кротов», которые разрушают их изнутри и снабжают хозяев ценной информацией.
Одной из отраслей, с которой Западу было сложно конкурировать даже после распада СССР, было советское гражданское самолетостроение. Сейчас мы уже привыкли, что глобальная конкуренция в гражданской авиации идет между «Боингом» и «Эрбасом». Но ведь не так давно был и третий игрок – Советский Союз. В СССР даже создали аналог «Конкорда»- ТУ-144, который ничем не уступал англо-французскому проекту. Сейчас же Россия даже морально устаревшие модели производит в небольшом количестве, а большинство подразделений «Объединенной авиастроительной корпорации» убыточны.
Таких впечатляющих «успехов» российский авиапром достиг благодаря многолетним трудам западных конкурентов по развалу отрасли. Через подкуп чиновников удалось внести хаос и неразбериху в систему принятия решений. Любой эксперт подтвердит, что в отрасли отсутствует стратегический, системный подход, а вливаемые в нее деньги тратятся крайне неэффективно или просто разворовываются.
Но велика также заслуга «кротов», которые подтачивали авиапром не на столь глобальном уровне, хотя и не менее эффективно. Есть все основания предполагать, что одним из таких успешных «кротов» Запада является А. Лебедев.
На словах он выступает за поддержку российских производителей авиатехники. Но в качестве миноритарного акционера «Аэрофлота» Лебедев прошлым летом пытался поставить под сомнение целесообразность сделки по приобретению авиакомпанией 50 самолетов МС-21 (самолеты производства ОАО "Научно-производственная корпорация "Иркут"). В это же время Лебедев вел переговоры с "Аэрофлотом" о продаже самолетов Аirbus 320. Лизинговая компания Alps-Stream, входящая в структуру «Национальной резервной корпорации» Лебедева, в 2008 году подписала контракт с Airbus на поставку в 2010-2014 годах 15 самолетов семейства А320 и опцион еще на 15 лайнеров. Самолеты предназначались для немецкой авиакомпании BlueWings, но очередное предприятие Лебедева обанкротилось и ему пришлось искать других покупателей. Лебедев решил провернуть сделку с «Аэрофлотом», но из этого ничего не вышло. Его пакет акций в авиакомпании сократился до 4,9% и возможностей влиять на решения руководства у него практически не осталось. Поэтому Лебедев продал его в январе этого года. Он также обменял лизинговую компанию «Ильюшин-Финанс» на восемь самолетов ТУ-204 и реструктуризацию долгов своей авиакомпании «РедВингс».
Но Лебедев не просто лоббист интересов западных авиастроителей, а именно «крот», о чем свидетельствует его деятельность в «Ильюшин-финанс». По данным РБК Daily, общая сумма сделки по обмену «Ильюшин-Финанс» оценивается приблизительно в 4,75 млрд рублей. Лебедев заявил газете, что вложил в "Ильюшин Финанс" около 6 млрд рублей. Другими словами, сработал себе в убыток. Откуда же взялись его богатства, которыми он так любит прихвастнуть? Ответ кроется в том, что лебедевская «Ильюшин-Финанс» выступала основным заказчиком одного из трех крупнейших авиационных заводов России — «Воронежского акционерного самолетостроительного общества» (ВАСО). Лебедев довел своей «заботой» завод до такого состояния, что Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) вынуждена приступить к его реструктуризации. Производство на ВАСО лайнеров Ил-96, на которых летает президент России, будет закрыто после 2012 года, а избыточные производственные площади будут проданы. Мавр сделал свое дело, мавр может уходить.
Выйдя из авиапрома «мавр» Лебедев потерял для Запада ценность в качестве «крота». Лебедева это обстоятельство крайне тревожит, о чем наглядно свидетельствует его реакция на нелестные отзывы о нем на «Радио Свобода». Лебедев разразился истеричным письмом в адрес посла США Майкла Макфола с жалобами, что его «травят» СМИ Запада, на который он так самоотверженно работал. Как бывший сотрудник советских спецслужб, глава НРБ хорошо себе представляет, в какой опасной ситуации оказывается агент, которого «сливает» «Центр». Посол не счел нужным отреагировать и для Лебедева это более чем красноречивый мессидж.
Артемий Обвалов
|