Владимир ПРОХВАТИЛОВ , «Фонд Стратегической Культуры» – fondsk.ru 25.06.2021
Казахстанские СМИ бьют тревогу[1] по поводу демографической катастрофы в Северном Казахстане. В 2020 году население сократилось в Северо-Казахстанской области на 0,84%, в Костанайской области – на 0,39%, в Акмолинской области – на 0,17%, в Павлодарской области – на 0,15%.
Северный Казахстан – главная житница республики, ведущий экономический район. В советские годы здесь были сосредоточены развитые сельское хозяйство и промышленность. Здесь проходят железнодорожные и речные магистрали. Недра богаты каменным и бурым углем, железной и медной рудой, бокситами, золотом. Развиты топливно-энергетическая, горнодобывающая отрасли, машиностроение, имеются предприятия нефтепереработки, по производству ферросплавов, алюминия, тракторов. Три четверти посевной площади отведены под зерновые культуры, развита пищевая промышленность.
Почему численность населения здесь не растёт, а падает? Да потому, что роль экономического локомотива, каким был Север Казахстана, теперь в прошлом. Нынешнее положение этого обширного региона незавидно; уровень регионального валового продукта, развитие малого и среднего бизнеса, уровень жизни населения – одни из самых низких по республике. Причина[2] – в ориентации властей республики на «макроэкономическую стабильность» и рост цифр ВВП в ущерб социально-экономическому развитию.
В Казахстане уже 30 лет богатеют лишь богатые нефтегазовые регионы, а бедные регионы беднеют. К богатым в последние годы добавились мегаполисы (Нур-Султан, Алматы, Шымкент). К 30-летию без СССР Казахстан пришел с 9-кратной разницей в уровне социально – экономического развития своих 16 регионов. И этот разрыв увеличивается.
В республике, несмотря на устойчивый рост населения, с 2012 года наблюдается непрерывно растущее отрицательное сальдо миграции населения. Положительное миграционное сальдо только в трёх крупных городах – Нур-Султан, Алматы и Шымкент. Во всех других регионах уезжающих больше, чем приезжающих.
Почему в рамках программы «Енбек» государство организует переезд с трудоизбыточного Юга лишь на Север, а не в другие области, где также происходит отток населения?
Северный Казахстан в своё время принял[3] несколько миграционных волн из России. Активное заселение этих территорий начало происходить с 70-х годов XIX века. В советское время были новые миграционные волны из России, вызванные индустриализацией Казахстана, эвакуацией в годы Великой Отечественной войны, освоением целины. Север Казахстана к концу советской эпохи имел, во первых, русифицированный этнический ландшафт, во-вторых, промышленные комплексы, встроенные в общесоюзные производственные связи.
А Южный Казахстан по уровню валового регионального продукта (ВРП) на душу населения можно отнести[4] (по классификации ООН) к одной из самых бедных стран мира наряду с Бутаном и Гондурасом. На юге сконцентрировано 35% трудовых ресурсов республики, тогда как основных производственных фондов – лишь 14%. И Южный Казахстан при нынешней политике не имеет перспектив развития.
«В последнее время нередко можно услышать, как люди из северных областей страны, побывавшие в сельской местности Туркестанской области, к примеру в Сарыагашском районе, выражают свое неподдельное удивление при виде густонаселенного села… Их удивление понятно – на севере население уже много лет сокращается, и заметно это, прежде всего, на примере сел, которые одно за другим официально признаются упраздненными и исключенными из учетных данных», – пишет[5] казахстанский деловой портал Ekonomist.
И постоянно возникает вопрос: почему в Казахстане существуют города с населением менее 10 тысяч человек (Булаево, Сергеевка, Мамлютка) и сёла с населением, превышающим 20-40 тысяч человек (Шелек, Аксукент, Шубарсу, Карабулак)? Потому что такова официальная политика: для присвоения городского статуса необходимо, чтобы численность населения села превышала 10 тысяч человек и две трети этого количества составляли работники и члены их семей, занятые на несельскохозяйственных предприятиях.
Южноказахстанские сёла представляют собой порой довольно крупные провинциальные городки с малоэтажной застройкой, но их местное управление и планы развития такие же, как в сёлах в две-три тысячи жителей, что обрекает их на застой. Населённый пункт с населением в несколько десятков тысяч человек, но с сельским статусом сталкивается с острой нехваткой сельхозугодий и земли для жилищного строительства.
Искусственное торможение развития Южного Казахстана связано в основном с тем, что «государство видит в феномене сверхбольших сел в первую очередь политические риски и вызовы, а не экономические закономерности и перспективы», отмечает[5] социолог Серик Джаксылыков.
Власти, говорит он, не предоставляют статус города, например, селу Карабулак Сайрамского района Туркестанской области, где проживает почти 50 тысяч человек, из-за того, что население села – почти целиком узбеки. «Статус города, по мнению властей, может обернуться основанием для выдвижения требований каких-то особых условий в местном управлении».
Другой пример – село Шелек Алматинской области с населением свыше 30 тысяч человек. Здесь большинство составляют уйгуры. В 1997 году Шелек лишили статуса районного центра и не собираются предоставлять ему статус города. Статус населённого пункта определяется официальной политикой межэтнических отношений.
Одновременно власти поощряют казахов к переезду на север.
Между тем переехавшие на север южане сталкиваются с «крайне холодным приемом», отмечает[6] казахстанский портал Atamekеn business. Причина – отсутствие жилья. Предлагаемые переселенцам квартиры зачастую не соответствует санитарным нормам или находятся в аварийном состоянии. Детям переселенцев негде учиться. «В Северо-Казахстанской области за последние 20 лет закрыто около 300 школ, количество учащихся начальной и средней школы уменьшилось на 8000. Школьные здания выставлены на аукцион и продаются», – говорит парламентарий Айгуль Капбарова в депутатском запросе на имя главы кабинета министров Аскара Мамина (интересно: каким был ответ на её запрос?).
Чего добиваются власти своей заместительной миграционной политикой, проводимой тридцать лет? Они пытаются административными мерами вернуть Казахстан в XIX век. В конце позапрошлого века на территории современного Казахстана проживало[7] свыше 3 млн этнических казахов, около полумиллиона русских, а также узбеки, уйгуры, немцы и представители других народов. К началу 60-х годов ХХ века в Казахской ССР жило около 4 млн русских, меньше 3 млн казахов, около 800 тысяч украинцев (тех же русских) и почти 700 тысяч немцев. Численность казахов в 50-е годы ХХ века была меньше, чем в конце ХIХ века. В 1970-е годы казахи составляли только 17% городского населения страны. В северных Костанайской и Северо-Казахстанской областях их доля была еще меньше – 6% и 8% соответственно.
А после распада СССР, за первые 20 лет, численность русских, проживающих в Казахстане, сократилась на 40%; числившихся украинцами (тех же русских) – на 60%, немцев – на 80%.
Сегодня в Казахстане очевидна резкая этно-демографическая разница между регионами. Население южных и западных областей почти полностью состоит из казахов, в северных областях численность казахов и русских почти одинаковая. Этнические русские Северного и Центрального Казахстана составляют[8] в Акмолинской области 36%, в Карагандинской – 40%, в Костанайской – 43%, Павлодарской – 39%, в Северо-Казахстанской – 50%, в Восточно-Казахстанской – 40%. «И даже одной из причин переноса столицы из Алматы в Астану было намерение сгладить этнические диспропорции, поскольку в ряде северных областей количество русских превышало количество казахов», – говоритказахстанский политолог Талгат Мамырайымов.
Однако неудача заместительной миграционной политики очевидна. Северный Казахстан не привлекателен[8] для южан. В абсолютных цифрах потоки мигрантов с Юга на Север выглядят микроскопическими – за 1999-2015 гг. только около 1 400 человек из 278 000 этнических казахов, покинувших Алматинскую область, переехали в Северо-Казахстанскую область. Лишь 2 600 из 244 000 мигрантов из Южно-Казахстанской области перебрались в Костанайскую область.
И когда социологи говорят, что правительству следовало бы переориентировать свою политику в сторону улучшения областных рынков труда и сокращения неравенства между областями, они правы. Только для этого нужно другое правительство.
Владимир ПРОХВАТИЛОВ
"Осадок остался!" Казахстан идёт по пути Украины: Возможен ли МАЙДАН? откровенное заявление эксперта
25 июн. 2021 г.
Майдан в Казахстане, Украинский сценарий в Казахстане, Отношения Казахстана и России, Высказывания российских депутатов про территориальные претензии к Казахстану, Вячеслав Никонов, Госдума РФ, оппозиция в Казахстане, государственный переворот в Казахстане, Вячеслава Никонова о границах Казахстана, отношения России и Казахстана, голодомор в Казахстане, история Казахстана, СССР, советское прошлое, Украина, майдан, Мир Евразии, Эдуард Полетаев, МИД РК, нота протеста, Северный Казахстан
Наталья Писарева
Хочу сказать о голодоморе. В это смутное время беда была одна на всех. И русских, и казахов, и других национальностей проживавших в то время. Мне около, 70 лет. я алмаатинка. Мои предки тоже. деда репрессировали и отправили в ссылку в Сибирь на рудники. Он был технарь. Имел хорошее образование. много хорошего сделано при его участии в Казахстане. Строили заводы, электростанции. Бабушка(35 лет) в то время осталась одна с четырьмя детками на руках, без мужа. А тут голод. Многие умирали. жили мои родные в старом районе Алма – Аты."Татарка", рядом с мусульманской мечетью. Все соседи в этот голодомор выжили благодаря дружбе и уважению друг к другу. Все национальности проживали рядом. С опухшими ногами от голода моя бабушка просто тащила за собой в горы своих подруг казашек. от бессилия, почти ползали по горам и собирали разные травы и корешки. Моя бабушка хорошо знала травы. из семян толкли муку. Потом жарили лепешки. бабушка умела вязать. Носки меняла на банку верблюжьего молока, разбавляли водой и готовили еду для всех детей соседей. Вот так наши с вами предки выжили в голод в Алма-Ате. На их улице не умер ни один сосед. Дружба, сплочённость помогли им выжить и спасти своих детей. То, что я вам рассказала, не пишут в книгах. Это история наших предков. Они все говорили на одном языке, языке сердца и души нормальных людей. Не стоит сейчас, тоже не простое время, нам, дорогие земляки ссориться из-за языка и т.д. Главное, что нам всем хватит места под солнцем. Я за Мир и любовь друг к другу.
Татьяна Лепетухина
Казахский язык в РК был в советское время на бытовом уровне и вся документация велась на русском языке, в школах Казахстана, язык никто не хотел учить, не было даже преподавателей казахского языка, когда перевели документацию на казахский язык, стало понятно что это ошибка, чиновники сами это признают, посмотрите любые переводы в интернете, эти переводы не соответствуют написанию текста с казахского не русский и наоборот, тем более переход на латиницу усугубил знание казахского языка, молодежь жалко, они порой друг друга не понимают из других регионов РК, а уж с переходом на латиницу вообще кошмар, так что считаю, что казахский язык уничтожили сами казахи, старое поколение умных людей уходит, и не может повлиять на развитие казахского языка, тк его не учили, а молодое поколение слишком безграмотное чтобы воссоздать государственный и литературный казахский язык, сейчас в школах и др учебных заведениях обучают молодежь на казахском языке, но это значит, что за пределами Казахстана это полные неучи, нигде в других странах с наличием казахского диплома и обучением на казахском языке, не возьмут на работу, так что считаю что это большая ошибка и бесполезная трата времени и денег для молодежи/
Dr. Livesey
Многие, особенно русскоязычные, когда едут в страны Европы, Америки, Азии и Океании учат их государственные языки, чтят местные традиции дабы процветать также как местные! Но когда касается дело земли казахов, их традиции и языка – в них всех просыпается какое-то тупое чувство ущемлённости и немощности, которые приводят к резким и необдуманным высказываниям и поступкам! Казахи – народ добрый и уважающий своих соседей по улице, но не потерпит наплевательского отношения к себе, и тем более шовинизма и попирания ногами!
Nelly Nikulicheva
Мои предки с Алтая. После посещения Алтая Сталиным в 1928, посчитав, что слишком зажиточно здесь живут люди, началось раскулачивание работящих крестьян. Отбирали все. И чтобы не умереть с голоду, люди подались в Казахстан. Так что голодали не только украинцы и казахи, русским тоже досталось. Из восьми детей до взрослого состояния выжили только трое. Горя хлебнули все национальности. И русские в этом не виноваты.
Баха Андас
Государственная дума Федерального Собрания Российской Федерации выступил с заявлением в связи с 75-летием страшной трагедии – голода 30-х годов, охватившего значительную часть территории Советского Союза. В заявлении указано, что депутаты Государственной думы, отдавая дань памяти жертвам голода 30-х годов на территории СССР, решительно осуждают режим, пренебрегший жизнью людей ради достижения экономических и политических целей, и заявляют о неприемлемости любых попыток возрождения в государствах, ранее входивших в состав Союза ССР, тоталитарных режимов, пренебрегающих правами и жизнью своих граждан.
Баха Андас
Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в XXI веке от 11 ноября 2013 года.
Статья 9 «…. Каждая из Договаривающихся Сторон поддерживает деятельность на своей территории информационно-культурных центров другой Договаривающейся Стороны, осуществляющих культурно-просветительскую и информационную работу среди диаспор последней, поддерживает связи с объединениями указанных диаспор в рамках требований, установленных законодательством государства их местонахождения…...»»
Казахстан добросовестно выполняет данный договор и поддерживает деятельность на своей территории информационно-культурных центров РФ, осуществляющих культурно-просветительскую и информационную работу среди русской диаспоры.
Толковый словарь Ожегова: Диаспора это люди одной национальности, живущие вне страны своего происхождения, вне своей исторической родины.
Президент России подписывая данный договор признает, что русские в Казахстане это люди, живущие вне страны своего происхождения, вне своей исторической родины. Его слова о подаренных русских землях к Казахстану не относится.
Ссылки
[8] – | Северные области и население юга: миграционная политика и потоки миграции в Казахстане - Central Asia Analytical Network
12.06.2017, 03:57 (13.06.2017, 20:53)
caa-network.org/archives/9329
|
|