Владимир ПРОХВАТИЛОВ , «Фонд Стратегической Культуры» – fondsk.ru 28.09.2023
Принципиальные просчёты конструкторов пытаются исправить политические менеджеры
В США разгорается серия скандалов вокруг очередной катастрофы истребителя-невидимки пятого поколения F-35. 17 сентября F-35B Lightning II Корпуса морской пехоты разбился[1] во время тренировочного полета.
Истребитель взлетел с базы ВВС Чарльстон в паре с другим F-35. На высоте 1200 футов пилот катапультировался, как он сообщил спасателям, «из-за плохой погоды». После этого оставшийся без пилота самолёт перевернулся, пролетел в таком положении 60 миль и упал на поле в штате Южная Каролина.
Американские СМИ мгновенно взорвались от возмущения, как это, мол, могли быть разрешены полеты «невидимок», если благодаря расследованию[2] журнала Forbes стало известно, что им нельзя летать в грозу. Всем модификациям F-35 нельзя оказываться ближе, чем на 25 миль от грозы из-за опасности взрыва топливных баков.
«Проблема заключается в системе OBIGGS (бортовой генерации инертного газа) F-35, которая закачивает обогащенный азотом воздух в топливные баки, чтобы инертизировать их, предотвращая взрыв самолёта в случае удара молнии. Судя по всему, трубки внутри топливного бака F-35, подающие азотную смесь, со временем перестают эффективно функционировать из-за вибраций и, возможно, перепадов температуры и давления во время полета», – сообщил Forbes в ноябре прошлого года.
В 2020 году специалисты по техническому обслуживанию логистического комплекса Огден на базе ВВС Хилл в штате Юта обнаружили повреждение системы OBIGGS во время технического обслуживания F-35A. Последующая проверка показала, что 14 из 24 проверенных F-35A имели повреждённые трубки. Это привело к приостановке поставок F-35 ВВС на две недели, пока решалось, кроется ли проблема в производственном дефекте. «Было установлено, что это не так, и поставки возобновились, но Объединённый программный офис F-35 ввёл ограничение на полеты».
Прошло два с половиной года, но причины неисправности так и не были найдены, и запрет на полёты в грозу снят не был. Поэтому пилот злосчастного F-35A, увидев перед собой грозовой фронт, сразу же катапультировался, чтобы приземлиться на заднем дворе жилого дома. По какой причине пилот второго истребителя не испугался грозы и успешно приземлился на базе Чарльстон, не сообщается.
Через несколько дней разгорелся новый скандал, вызванный публикацией отчёта[3] Счётной палаты США (GAO) F-35 Aircraft: DOD and the Military Services Need to Reassess the Future Sustainment Strategy («Самолет F-35: министерству обороны и военным службам необходимо пересмотреть будущую стратегию поддержки»).
В отчёте содержалась просто убийственная критика Пентагона из-за множества нерешённых проблем конструкции F-35.
Оказалось, что истребитель стоимостью $100 млн может находиться в воздухе лишь 55% времени, все остальное уходит на ремонт постоянно выходящих из строя систем и компонентов.
«Недостаток запасных частей и технических данных, плохая подготовка обслуживающего персонала и недостаточные усилия по расширению ремонтных баз снижают способность Вооружённых сил США держать в воздухе… истребитель F-35», – говорится в докладе GAO.
«F-35 и его расширенные возможности делают его грозным оружием в арсенале США. Но если самолёт не сможет оторваться от земли из-за проблем с его обслуживанием и эксплуатацией, - говорится в отчёте, - то это ценное преимущество не принесёт пользы ВВС, ВМФ и Корпусу морской пехоты».
Чем больше выпускается F-35, тем больше они ломаются. По данным GAO, с весны 2019 года количество сломанных запчастей, требующих ремонта, увеличилось более чем вдвое, с 4300 до более чем 10 тысяч.
Сейчас на ремонт сломанной запасной детали уходит в среднем 141 день — что намного превышает норматив в 60 дней — и почти три четверти этих деталей отправляются обратно производителям для ремонта.
Вместо того чтобы ждать почти пять месяцев отремонтированной детали, в GAO заявили, что офис Объединённой программы F-35 часто покупает новые детали по более высокой цене. Это помогает быстрее вернуть истребитель в воздух, признали в GAO, но увеличивает затраты на его содержание.
Отсутствие запасных частей было серьёзной проблемой для 10 из 15 установок F-35, обследованных GAO, а в прошлом году истребители не могли работать примерно в 27% случаев из-за отсутствия запчастей.
С самого начала выпуска F-35 эти машины страдали[4] от огромного числа неисправностей. В 2021 году в конструкции F-35 насчитали[5] 857 технических дефектов, ряд которых оказывали «критическое влияние на готовность к миссии» и ставили под угрозу жизнь пилота. Корпорация Lockheed Martin эти дефекты не устранила, а продолжала, как мы писали, выпускать неисправные истребители.
У F-35 недоработано программное обеспечение, из-за чего в августе этого года Минобороны Бельгии официально отказалось[7] от приема первых партий истребителей-невидимок F-35A, заказанных ещё в 2018 году для поэтапной замены F-16, заявив, что этот самолет продолжает выпускаться в технически неполноценной версии.
В середине декабря 2022 года в Техасе потерпел[8] аварию истребитель F-35B с укороченным взлетом и вертикальной посадкой, предназначенный для Корпуса морской пехоты США.
Во время посадки самолет клюнул носом, подломив шасси, закрутился вокруг своей оси и, зацепив крылом землю, выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы. Пилот успел катапультироваться. Причиной аварии стало[9] «редкое системное явление», вызвавшее вибрацию двигателя.
Этот дефект устранить не удалось, и конструкторы Lockheed Martin предложили установить на F-35 более совершенный двигатель F120 компании General Electric. Пентагон от этого отказался, и авторитетный военный обозреватель Тайлер Рогоуэй назвал[10] это действие «невероятно глупым шагом». В Пентагоне, однако, оригинально вышли из тупиковой ситуации, рекомендовав ВВС иметь под рукой исправный запасной двигатель.
Что касается «невидимости» F-35, то она может быть обеспечена[11] только, если он несёт все свои ракеты внутри фюзеляжа. Если ракеты находятся на внешних подвесках, истребитель становится заметен даже самым старым радарам. Кроме того, даже при минимальной боевой нагрузке F-35 не является малозаметным для российских и китайских радаров, пишет[12] The Daily Beast.
Самый главный просчёт[13] конструкции F-35 — слабый фюзеляж, который не позволяет долго летать на сверхзвуке из-за риска разрушения. При высоких нагрузках у истребителей крошатся антенны, обшивка и оперение хвостовой части.
Таким образом, новейший американский истребитель-невидимка в реальности невидимкой не является, не может летать в грозу, у него не отлажено программное обеспечение, не устранена смертельно опасная вибрация двигателя, а летать он может по принципу «час полёта на дозвуковой скорости, а затем час ремонта».
Неудивительно, что ВВС стали сокращать[14] закупки F-35 с первоначальных 110 в год до 48 сейчас. Производитель горемычного самолета Lockheed Martin, ставший главным отрицательным героем отчета GAO, вынужденно снижает темпы производства F-35 из-за логистических неувязок, так как Китай ввёл[15] экспортные ограничения на редкозёмельные металлы – галлий и германий, что грозит оставить не только американский авиапром, но и весь американский ВПК у разбитого корыта. В начале сентября производство F-35 было приостановлено[16] из-за нехватки китайских редкозёмов, которым лихорадочно ищут замену.
Не приходится удивляться тому, что ведущий конструктор истребителя F-16 Пьер Спрей назвал[17] F-35 «индюком», что в Америке символизирует смесь глупости и сытости.
Между тем сокращая закупки истребителей-невидимок F-35 для своих ВВС, Пентагон навязывает их своим союзникам по НАТО, исходя, похоже, из принципа «возьми убоже, что нам негоже».
Серия резонансных аварий F-35 и разгромный доклад GAO привели[18] к затяжному падению фондовых котировок Lockheed Martin, но ничуть не повлияли на доходы этого гиганта американского ВПК. Недобирая на внутреннем рынке, торговцы крылатой смертью компенсируют потери, продавая неисправные самолеты американским сателлитам в духе мафиозной максимы: это всего лишь бизнес, ничего личного.
Владимир ПРОХВАТИЛОВ
Ссылки
[2] – | Air Force F-35 Lightning IIs Still Can’t Fly Within 25 Miles Of ... Lightning
23.11.2022, 00:00
forbes.com
|
[3] – | F-35 Aircraft: DOD and the Military Services Need to Reassess the Future Sustainment Strategy | U.S. GAO
gao.gov
|
[5] – | The number of major F-35 flaws is shrinking, but the Pentagon is keeping details of the problems under wraps
16.07.2021, 18:37 (19.08.2022, 19:30)
defensenews.com
|
[6] – | Разработка истребителя шестого поколения в США провалена — Фонд стратегической культуры
26.08.2022
fondsk.ru
|
[7] – | Delivery Of First Two F-35A Aircraft For Belgium Further Delayed - The Aviationist
01.08.2023, 16:36
theaviationist.com
|
[8] – | VIDEO: F-35 jet crashes during test flight in Fort Worth
15.12.2022, 20:39
fox4news.com
|
[9] – | Pentagon orders engine vibration fix for entire F-35 fleet worldwide
02.03.2023, 23:50
defensenews.com
|
[10] – | Axing The F-35's Alternative Engine Was An Incredibly Stupid Move
08.07.2014, 18:00
jalopnik.com
|
[11] – | U.S. Navy to Lockheed Martin's F-35 Stealth Fighter: "We're Just Not That Into You" | Fox Business
22.02.2015, 17:13
foxbusiness.com
|
[12] – | New U.S. Stealth Jet Can’t Hide From Russian Radar
28.04.2014, 13:45 (12.07.2017, 21:39)
thedailybeast.com
|
[13] – | Недоделанные "Молнии". Почему F-35 останется самым неудачным истребителем - РИА Новости, 08.10.2020
08.10.2020, 08:00
МОСКВА, 8 окт — РИА Новости, Николай Протопопов. Разрушение фюзеляжа, потеря контроля в полете и постоянные сбои электронного оборудования — Пентагон снова выявил проблемы при эксплуатации истребителей пятого поколения F-35 Lightning. На этот раз неполадки связаны с программным обеспечением, контролирующим износ и исправность узлов самолета. Претензии военных могут обойтись компании Lockheed Martin в десятки миллионов долларов. О бедах "тридцать пятого" — в материале РИА Новости.
ria.ru
|
[14] – | US F-35 production shortfalls favor China, Russia - Asia Times
12.07.2023, 10:29 (15.07.2023, 04:28)
asiatimes.com
|
[15] – | China Restricts Exports of Two Minerals Used in High-Performance Chips - WSJ
03.07.2023, 19:37
wsj.com
|
[16] – | Pentagon suspends F-35 deliveries over Chinese alloy in magnet
07.09.2022, 20:17
defensenews.com
|
[17] – | The designer of the F-16 explains why the F-35 is such a crappy plane : technology
reddit.com
|
|