Сергей Арутюнов , Газета "Завтра" – zavtra.ru 09.04.2023, 13:12
потомки обязаны оказаться умнее нас хотя бы потому, что их воля к миру и международному сотрудничеству, гарантирующему прочный мир, окажется сильнее нашей
Под гул тревожных новостей с Ближнего Востока недолго сделать вывод о том, что эта земля ограблена и сведена к полигону обкатки самых отчаянных боевых практик. Если на прилагательное «арабские» самой устойчивой ассоциацией является уже не слово «цифры», а «террористы», дела достаточно плохи для того, чтобы захотеть изменить их любой сходной ценой.
«Северное» представление обо всём регионе от Азии до Африки зачастую ограничивается этническими фото первой половины XX века и слегка приправлено штампами ещё 1950– 1980‑х гг. — бедность, переходящая в нищету, постоянные конфликты, неустойчивые режимы, крайне медленный и нестабильный экономический рост.
Разгадка «пустынных миражей» мировой экономики состоит в постколониальной системе экономического давления на страны, не сумевшие сделаться первыми поставщиками двора его величества постколониализма. Нет нефти и газа, нет золота и алмазов — доступ в элитный клуб закрыт. Но не сама ли Россия давно находится в положении бедной родственницы («бензоколонки»), чтобы мы могли свысока взирать на вечно пылающий Восток и нести постоянные расходы по его утихомириванию?
«Белая» (северная) цивилизация, заблудившаяся в трёх соснах межэтнической и межконфессиональной вражды, если как‑то и соотносится сегодня с арабским, африканским, индийским и китайским Востоком, то исключительно в духе «бремени белых» — торговля ресурсами, торговля оружием, торговля людьми. Взамен — строительство инфраструктуры, редкие «миссии», сперва религиозные, а потом и медико-биологические. Один Советский Союз выбивался из высокомерия и просто‑таки героически обучал специалистов для разработки недр, сталелитейной отрасли, проектирования мостов и комбинатов. Это происходило на территориях «братских стран», руководство которых готово было в любую минуту исчезнуть или предать обязательства прежнего руководства.
Результат пребывания какого‑нибудь «Корпуса мира» на обширнейших территориях Евразии и Африки далеко не так однозначен, как подаётся в докладах ООН: уровень жизни даже в наших бывших республиках, не говоря уже об иных странах, нестерпимо низок.
Ко всему в зоны непрерывно тлеющих локальных конфликтов постоянно поставляют вооружение, и ничем иным, кроме как подлым и корыстным разжиганием страстей (даже во имя защиты близкой стороны), такие поставки назвать нельзя.
Я предложил бы этому миру, а заодно и всем расам единственный и твёрдый шанс прекратить тлеющие на Востоке и вообще на цивилизационном Юге войны раз и навсегда.
Вектор устремления ещё может быть направлен в околоземное пространство, где всего за полвека возможно создать крупнейший форпост постоянного присутствия людей над собственной планетой.
Прекращение войн я рассматриваю как первый экзамен человечества на зрелость, что можно оформить соответствующим аттестатом и выдать его себе как свидетельство выхода из ветхозаветного периода постоянной вражды.
Не нужно обладать особенно развитым понятийным и ассоциативным рядом, чтобы понять внутренние устремления гигантских азиатских пространств — магометанские минареты практически неотличимы от ракеты «Восток», и первый космодром планеты явился в Азии (Казахстан), и самые высокие бурджи (небоскрёбы) не случайно располагаются в ОАЭ. Бескрайние пределы азиатских, африканских и южноамериканских пустынь упрямо, настойчиво, несмотря ни на что, выглядят стартовыми столами.
Арабы — древнейшие мистики, математики и астрономы. Сейчас их страсть к преодолению пространств связана с тем, что им не давали голоса в «белых» собраниях, считали их Бог знает кем, а экономику топили намеренно. Меланхолические турки и ещё более меланхолические армяне, сыновья Европы и Азии, никак не могут найти равновесия между крестом и полумесяцем. Евреи, зацепившиеся за Палестину, чаще всех нас улыбающиеся африканцы, индийцы и китайцы терпеливо ждут, когда Белый Человек прекратит заниматься глупостями вроде первоначального накопления, которое никак не закончится. Накопления — за их счёт.
Их сарказм очевиден. Вооружённые до зубов банды исламистов различного толка, подкармливаемые торговцами оружием вот уже несколько десятилетий, — не столько южная реконкиста, сколько повтор типично буржуазного, «горизонтального» способа самовыражения, едкая пародия на Западный Мир. Нам предоставлено кривое зеркало — всмотритесь, это мы, ваше отражение, когда на ваших же чиненых-перечиненых джипах с вашими же ПЗРК и крупнокалиберными пулемётами мы достигаем очередного военного переворота в Буркина-Фасо или Гвинее-Бисау. И та же самая болезнь гарцующего бандитизма охватывает белых уже на Украине.
Нам всем не хватает — Вертикали.
Пробудить ненасытный звёздный инстинкт можно достаточно легко. На сегодня в мире восемь космодромов: три российских (Байконур, Плесецк, Восточный) и по одному у США, Франции, Китая, Японии и Индии.
Чуть подробнее о последнем в списке: космический центр имени Сатиша Дхавана (Восточное побережье Индии) работает с 1979 года, первая площадка уже непригодна к стартам, но две действуют, и планируется построить уже третью. Успехи есть: «Чандраян-1» ознаменовал стремление Индии к Луне в 2008‑м, а Мангальян в 2013‑м — к Марсу. Кстати, космодром этот практически «лесной»: вокруг сплошные зелёные массивы.
Если человечеству вообще нужен хотя бы какой‑то образ будущего, оно обязано быть связанным с высокотехнологическим развитием стран третьего мира. Обладая космическими компетенциями, «старшие братья» (обладатели восьми космодромов) просто обязаны превратить азиатские и африканские страны в космические державы, связав новые космодромы между собой единой сетью и целью.
И тогда цель концентрации ресурсов в преобразуемых пустынях очевидна — создание колонизационного форпоста на низкой земной орбите с постоянной численностью персонала в десятки, а затем и сотни тысяч человек, выработка автономных технологий существования в отрыве от материнской планеты.
В романе Артура Кларка «Фонтаны Рая» (1979) речь идёт уже не о традиционных ракетно-космических технологиях, а о гибридном «космическом лифте» — транспортировке людей и грузов реактивным способом, но с использованием сверхпрочных металлизированных лент, свисающих «с неба» до поверхности планеты. Капсулы снуют по ним в режиме буквально городского транспорта, а в вышине над Индией уже бытует крупный внеземной город с исследовательскими лабораториями, стартовыми площадками к Луне и Марсу, галереями и оранжереями, куда может подняться любой любопытствующий. К слову, автор идеи «космического лифта» — советский инженер Юрий Арцутанов (1929–2019), развивший концепт Циолковского в статье «В космос — на электровозе» (1960).
Естественно, что традиционные геополитические сферы влияния начинают выглядеть совершенно иначе: США перестают соваться в каждую азиатскую щель, отвечая за южноамериканскую часть проекта. А Россия, Германия, Франция, Великобритания, Китай, Япония и Индия — отвечают за часть евроазиатскую. Конкуренция возможна, но к образу какой бы то ни было зрелой и достаточно затяжной вооружённой борьбы (диверсий или саботажа) она попросту не успевает перейти.
Искупление коллективной вины за грабительский колониализм — дело, требующее поистине революционных подходов, надгосударственной законодательной базы. Среди очевидных выгод — не только реализуемая философия мирового Общего Дела, но и лишение террористических организаций идеологии исторического, экономического и религиозного ущемления. Ликвидация предпосылок явления, учили марксисты, уничтожает само явление.
Идеологически соревнование развивается в плоскости технологической культуры: дизайна как производственных и бытовых помещений, так и в плоскости личного — судьбы и вкуса к интеллектуальному и гуманитарному дерзанию. Здесь‑то и понадобятся усилия прессы: она в кои‑то веки перестанет разжигать ненависть и вражду, а обратится к трансляциям с наиболее глобальных строек.
Как уживутся христианство, ислам, буддизм, индуизм, синтоизм? Им будет предъявлен вызов не разрушения, а созидания. Перед ним, имеющим такой масштаб, никто не захочет оставаться дикарём и невеждой. И Африка, и Азия, и Южная, и Центральная Америка будут возглавлять гонку за небо уже через несколько десятилетий.
Итак, если взяться за дело, навсегда прекращая думать о личной наживе и имея в виду счастье простых людей, их обучение работе с колоссальными механизмами, формирование созидательных поколений, целых династий околоземных дел мастеров, следует усвоить себе несколько истин:
— «промышленно» массовая переработка экстремистского сознания затронет и Азию, и Африку, и Южную Америку, поскольку речь идёт о переформатировании всего колониального образа жизни на планете;
— высшее образование становится всеобщим, всеобщий доступ к знаниям гарантируется всемирным законом, карта отраслей знаний общеизвестна и постоянно публично пополняется, туманные места её трактуются публично и для каждого;
— обликом Юга станут обильно орошаемые пустыни с пересекающими их во всех направлениях полупрозрачными куполамитоннелями, по которым круглосуточно и с огромной скоростью идут потоки людей и грузов;
— человечество перестаёт быть сверхтонкой плёнкой на поверхности материнской планеты, а превращается в новый вид людей, обитающих между небом и землёй; оно больше не разделяется на всевластную прослойку элоев и морлоков — производителей и потребителей скудного пайка;
— в небе постепенно возникают циклопические конструкции, и добраться до них можно любому и в любой момент, строительство не ограничено во времени, но страны уславливаются о приблизительных сроках сдачи нулевых циклов;
— из‑за непомерных капиталовложений в строительство внеземных сооружений циклопического масштаба ростовщическая финансовая система вынуждена отступить в тень, частные и государственные финансы перестают иметь какое‑то значение, социальное неравенство нивелируется равнодушием к превалированию государственной и частной прибыли внутри глобального проекта;
— финансы концентрируются в области научных, промышленных и сельскохозяйственных кредитов, на бытовом же уровне обеспечивается бесплатность пищевых продуктов, медикаментов, жилья, мебели и бытовой техники для каждого работника глобального проекта;
— общие средства производства и бесплатный доступ к ним переводит конфликты исключительно в сферу производственную (как в эпоху развитого социализма);
— индивидуальная и групповая заинтересованность в проекте черпается из философии Общего Дела, а личные вознаграждения уступают место невербальному капиталу: упоминанию во Всемирной Летописи Проекта для наиболее жертвенных и талантливых инженеров и исполнителей;
— глобализация приобретает, наконец, отчётливо гуманистические, направленные на человека черты, и горе тому, кто подумает о проекте как о новой Вавилонской Башне;
— итоговая форма небесных конструкций — «вторая Земля»: полное кольцо, а затем и сфера вокруг планеты, в которой возникает своя внеземная этика и своё представление о конечных целях, иная культура «людей неба»;
— милитаристские и социально-революционные устремления обнуляются вместе с деградацией идеи власти и личной собственности, кроме человеческого невербального капитала, накопленного человеком за всю свою жизнь;
— невербальным капиталом является уважение к человеку, чем бы он ни занимался, пусть бы весь век страдал от инвалидности с детства, но не причинил никому зла и поэтому достоин любви.
Именно из таких базовых установок будущего и может родиться: сетевая структура наднациональных космодромов, строительство общего Небесного Дома — цель, на корню изничтожающая социальный и частный суицид, которым сегодня занимается половина планеты.
Условный Хайдарабадский[1] космодром — это не просто какая‑то территория в Пакистане или Афганистане, а кластерный научно-производственный центр региона с академическими функциями, характерными для данного региона. Космодром — понятие, которое гораздо шире изначального космодрома.
«Стартовая площадка» относится уже не к ракетоносителю, а к человеку. Это он должен устойчиво встать, оттолкнуться и чётко отработать первую, вторую и третью ступени, выпустить в эфир корабль своей души и вернуть с орбиты спускаемый аппарат с новой вестью о небе. Ритмичность жизни, необходимость инженерного расчёта и оформительского дизайна — залог атмосферы творения в каждом новом рождённом человеке. Тщательное конструирование личной судьбы — проект исключительно консервативный, отрицающий космополитически заряженный «личный успех». Развитие человека подразумевает не только повышение интеллектуальной, но и нравственной, а также физиологической планки. Почти «Туманность Андромеды» Ефремова.
«Хайдарабадский космодром» — это образ безопасного мира, в котором не будет ни бандитизма, ни территориальных претензий. Настежь открытое общество — гарантия того, что в любой точке планеты ищущего человека ждёт подключённое ко всем коммуникациям жильё. Если сердце тяготеет к жизни в городском улье, ради бога, но если ты отшельник, пусть никто не смеет мешать, кроме огней мегалитической пирамиды, выглядывающей из‑за горной гряды…
Трагедии неизбежны: иррациональные фундаменталисты будут ежеминутно готовы превратить его в обломки, но волны терроризма стихнут, если каждый получает равный и безусловный доступ к Экстерриториальной собственности Организации Объединённых Наций с безграничным трансфертом технологий и образовательных курсов.
Ещё Стругацкие остро ставили проблему мещанства приблизительно так: что делать с людьми, которым не нужно ни уважение окружающих, ни знания, а только собственность как единственная гарантия будущего? Мещанство — болезнь ещё не изжитого буржуазного строя, его пережиток, и пережить его следует как родовую травму, уродство, далёкий отголосок страсти поместных князьков подбирать под себя плохо лежащее. Уничтожьте прелести власти и собственности, и убивать ближнего окажется незачем.
Космодром — радикально новый образ жизни между землёй и небом.
Невесомость — новая этическая, культурная и бытовая норма.
А образ Вавилонской башни несправедлив уже потому, что люди вовсе не жаждут подменять собой Господа, но идут встречаться с Ним туда, где встреча будет куда более тихой, открытой и очищенной от земного гула.
Побаиваясь вступить в эпоху космического человека, мы ещё рассуждаем о допустимости генного редактирования, о рамках, заданных Создателем для нас, о трансгуманизме. Но что же делать, если деградация климата, почв вынудит во имя сохранения жизни искать себе новый дом во Вселенной? О чём будут рассуждать люди, поставленные перед необходимостью в несколько раз увеличивать объём собственных лёгких (для Марса) и перенастраивать их работу на потребление не кислорода-водорода, а метана (для внешних планет Солнечной системы)?
Можно как угодно относиться к химерам ближайших тысячелетий, но платформа прекращения войн и действительного международного сотрудничества, а не его позорной, по сути, имитации в целях обогащения, имеет приблизительно такие контуры. Остальные варианты, боюсь, чреваты уже совершенно не иллюзорным концом Истории.
Выбор, надеюсь, останется за элементарным инстинктом самосохранения, логикой и здравостью.
Примечания:
1 – Хайдарабад — город на юге Индии. Мощнейший центр индийской промышленности, конкурирует с Бангалором за звание столицы высоких технологий. Хайдарабадский международный аэропорт им. Раджива Ганди считается (компанией Skytrax) пятым — по качеству обслуживания, следуя за аэропортами сеульским, сингапурским, гонконгским и пекинским.
Сергей Арутюнов
Комментарии
Станислав белковскиБ | Сегодня в 09:25
М-да уж, и не переводятся же прекраснодушные мечтатели, ну никак не переводятся.
Ну хорошо, профессор Савельев это сложно, это непонятно и слово "воксель" вызывает некоторый туман в голове, но тесть же вещи и попроще.
Например иногда находимые дети – "маугли" воспитанные дикими животными.
И что, и как? Ни разу не вышло вписать их в социум или научить говорить.
Отчасти марксисты правы – от изменения окружения кое что зависит, но в XXI-ом веке имея такой гигантский опыт как "проект СССР" стоит уже понять банальнейшую истину – Мы все живём и как то функционируем только потому что обладаем тремя базовыми инстинктами, и по большому счёту это не мы живём, а живёт наше тело, всё остальное бантики и сопутствующие явления.
Много мог бы разорятся на тему невозможности реализации прекраснодушных порывов автора, но пришлось бы писать книгу, которая никому не нужна.
Грезить по Горенку конечно здорово, но реальность, увы автору, другая.
Нет, ну пожелания то конечно хорошие, но невыполнимые совсем...
|