Андрей АРЕШЕВ , «Фонд Стратегической Культуры» – fondsk.ru 16.05.2023
О чём говорили Пашинян и Алиев в Брюсселе?

Май отмечен беспрецедентной активностью армяно-азербайджанских переговоров. С 1 по 4 мая министры иностранных дел двух государств Арарат Мирзоян и Джейхун Байрамов вели переговоры в Арлингтоне при посредничестве Энтони Блинкена, завершившиеся без каких-либо внятных результатов.
4 мая премьер-министр Армении Пашинян и президент Азербайджана Алиев несколько часов беседовали в Брюсселе при участии главы Евросовета Шарля Мишеля. По словам европейского дипломата, «лидеры выразили недвусмысленную приверженность Алма-Атинской декларации 1991 года и, соответственно, территориальной целостности Армении площадью 29,8 кв. км и Азербайджана площадью 86,6 кв. км. (территории согласно административным границам бывших советских республик - Прим. авт.) Окончательная делимитация границы будет согласована в ходе переговоров». Согласована повестка первого совместного заседания комиссии по делимитации и безопасности границ, которое должно пройти в ближайшие дни в одном из приграничных районов. На 19 мая намечена встреча глав внешнеполитических ведомств двух стран в Москве, а 1 июня первые лица Азербайджана и Армении должны вновь сойтись в Кишинёве «на полях» очередной общеевропейской сходки.

Как водится, дипломатические контакты Баку и Еревана сопровождаются периодическими всполохами приграничных столкновений. Нередки с обеих сторон и «шпильки» в адрес России, якобы неспособной выполнять взятые на себя обязательства в рамках трёхстороннего соглашения, согласованного по итогам «осенней» войны вокруг Нагорного Карабаха 2020 года. В свою очередь в Азербайджане, установив в одностороннем порядке на Лачинской дороге контрольно-пропускной пост, периодически обвиняют российских миротворцев в потворствовании подвозу «армянским сепаратистам» оружия в нарушении договорённостей 2020-2021 годов.

Контроль территорий в Нагорном Карабахе
Ссылаясь на 9-й пункт трёхстороннего заявления, в Баку настаивают на открытии сквозного железнодорожного и автомобильного сообщения через Сюникскую область Армении между основной территорией Азербайджана, Нахичеванской автономией и далее в Турцию. Как следует из заявлений Шарля Мишеля, по крайней мере, вопрос железной дороги через Мегри в ходе брюссельских переговоров поднимался. В Армении опасаются потери стратегически важного 42-километрового участка государственной границы с Ираном, а отдельные «горячие головы» и вовсе обвиняют Москву в проведении антиармянской политики, во имя собственных интересов якобы играющей в одной «команде» с Анкарой и Баку. В недавнем интервью об этом в очередной раз пространно рассуждал секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян, попутно признав наличие в Ереване дискуссий относительно возможного выхода из ОДКБ.
Взаимное непонимание и раздражение Москвы и Еревана, вполне заметное ещё до того, как 27 сентября 2020 года в Нагорном Карабахе загрохотали первые взрывы, не в последнюю очередь обусловлена отсутствием общей границы, а также коммуникационной блокадой Армении – частичной со стороны Турции и полной со стороны Азербайджана. Предварительные договорённости в рамках уже давно не собиравшейся трёхсторонней межправительственной комиссии о восстановлении[1] трансграничного железнодорожного сообщения если и реализуются, то пока фрагментарно и только на территории Азербайджана (внешнеторговые связи Армении и России поддерживаются в преимущественно через территорию Грузии или других государств, что увеличивает конечную цену на товары, поступающие в Армению и из неё).

Памятник участникам операции "Немезис"
Под предлогом открытия в Ереване 24 апреля памятника участникам операции «Немезис», ликвидировавшими в начале 1920-х годов многих бывших руководителей младотурецкого режима в Османской империи и мусаватистского Азербайджана, в Анкаре закрыли воздушное пространство Турции для самолётов армянских авиакомпаний. И хотя Пашинян полагает решение об установке памятника героям «Немезиса» ошибочным, власти Еревана не намерены[2] его сносить, как того потребовал министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу. На сентябрь в столице Армении намечены муниципальные выборы, и на фоне падающего рейтинга правящего «Гражданского договора» и его кандидата в мэры Тиграна Авиняна (по некоторым данным – не более 20 %), едва ли непопулярные власти решатся на шаги, способные спровоцировать очередной взрыв возмущения в обществе.
Таким образом, несмотря на эпизодические армяно-турецкие контакты и опосредованную торговлю через территорию Грузии, железнодорожная блокада Армении западным соседом сохраняется, перешагнув в апреле 30-летний «юбилей», и перспектив её снятия не просматривается. «Соревновательное партнёрство» Москвы и Анкары в регионах, где их интересы так или иначе соприкасаются (Кавказ, Центральная Азия, Ближний Восток), не слишком влияет на позицию Анкары, где по-прежнему настаивают на заключении мирного договора между Баку и Ереваном в качестве предварительного условия нормализации армяно-турецких отношений. Такое положение не может не влиять на внутриполитическую ситуацию в Армении, включая внешнеполитические метания официального Еревана и его периодические реверансы в сторону Запада.

Руководство Южно-Кавказской железной дороги (концессионер Армянских железных дорог Армении с 2008 года) неоднократно заявляло о готовности начать работы по восстановлению приграничного 30-километрового участка Гюмри – Ахурян – Догукапы, выходящего на сопредельный Карс на востоке Турции. Интересно, что, несмотря на тогдашние недружественные отношения Советского Союза с Турцией, по рассказу[3] бывшего начальника станции Ахурян Мартина Геворгяна, «линия Гюмри – Ахурян – Догукапы – Карс работала даже во время Великой Отечественной войны. Объемы грузов с каждым годом увеличивались – в 1983-84 годах они составляли 10-15 тыс. тонн, а в 1992 году – около 150 тыс. тонн. Были здесь и пассажироперевозки (имеется в виду пассажирский маршрут Москва – Сухуми – Тбилиси – Ленинакан – Карс – Анкара в обоих направлениях. – Прим. ред.). С начала ноября 1992 года мы начали ввозить из Турции пшеницу – до апреля 1993 г. мы получили её в 52 тыс. тонн: это был последний крупный объем грузов… Станция до сих пор в сохранности. Конечно, есть необходимость в ремонте, но его можно быстро организовать». Стоимость ремонта данного участка на территории Армении оценивается примерно в 17 млн. долл.
«…Южно-Кавказская железная дорога может ежегодно перевозить в Турцию и обратно от одного до двух миллионов тонн грузов и большое количество пассажиров в случае открытия границы между Арменией и Турцией. После принятия соответствующего политического решения обеих стран. Сегодня Армения связана железными дорогами с внешним миром только через Грузию… ЮКЖД готова начать эксплуатацию приграничного с Турцией участка в течение двух дней после открытия границы. Но мы не ведем бизнес в сослагательном наклонении», – отмечалось[4] в октябрьском пресс-релизе 2009 года, на пике «футбольной дипломатии» и позитивных ожиданий. Тогда уже велось строительство логистического центра на пограничной станции Ахурян, готового к эксплуатации с середины 2010-х годов и, понятное дело, не используемого. Конкретные шаги на «армянском» направлении со стороны Турции, где Эрдоган имеет предпочтительные шансы одержать победу во второго туре президентских выборов 28 мая, как и ранее, будут обусловлены подписанием мирного договора между Ереваном и Баку на преимущественных условиях последнего.

Несмотря на периодические обещания, до сих пор не восстановлено[5] функционирование трансчерноморского парома между грузинским портом Поти и российским портом Кавказ, ранее использовавшегося для грузоперевозок между Арменией и Россией. По словам министра экономики Армении Вагана Керобяна, управляющая потийским портом голландская судоходная компания APM Terminals Poti не получила соответствующего разрешения и, видимо, ожидает его до сих пор. Гипотетическое же возобновление действовавшей в советское время, а в годы карабахского конфликта частично разобранной железной дороги по берегу северному Аракса (по линии Ереван – Нахичевань – Джульфа – Ордубад – Мегри – Горадиз – Имишли – Алят – Баку), как мы упоминали выше, сопряжено с неурегулированностью армяно-азербайджанских отношений. Стоимость его восстановления на армянской территории – 226 млн. долл., решение вроде бы принято, а дальше непонятно.


Карта железных дорог Армении (зеленый цвет – регулярные перевозки) и заброшенные вагоны на линии Иджеван – Казах
То же самое можно сказать и про участок железной дороги, связывающей Иджеван на северо-востоке Армении с Казахским районом Азербайджана, а через него – с Тбилиси и Баку. Не действующий с 1991 года 45-километровый участок отчасти соприкасается с бывшими азербайджанскими анклавами в Тавушском районе, которые могут стать очередным поводом к противостоянию. Между тем именно этот маршрут обеспечивает кратчайшее расстояние железнодорожных перевозок между РФ, с одной стороны, и Арменией и Турцией – с другой.

Оценка[6] Министерства территориального управления и инфраструктуры Армении (апрель 2022 года): «…предварительная стоимость восстановления участка Раздан – Дилижан (северный регион Армении) – Иджеван – граница с Азербайджаном оценивается в 496 млн. долл. На данный момент обсуждений по этому вопросу не проводится». Ответ на вопрос почему, долго искать не надо: для Баку в приоритете «Зангезурский коридор», на словах являющийся[7] для армянской стороны «красной линией». Однако может статься (и это косвенно следует из слов Ш. Мишеля), что западные партнёры при участии Турции предложат решение, от которого Баку и Ереван не смогут отказаться. «Прочный мир между Арменией и Азербайджаном уменьшит влияние России», – пишет[8]The Foreign Policy в статье с призывом убедить Армению признать Нагорный Карабах «суверенной территорией Азербайджана», что исключило бы какие-либо разговоры об отложенном статусе края в будущем в соответствии с российскими предложениями. По мнению автора этой статьи, бывшего офицера британской армии, нерядового сотрудника мониторинговой миссии ЕС в Грузии, региональная реинтеграция открыла бы Армению для новых торговых путей и поставок энергоносителей, включая «экологически чистые», да и «карабахские сепаратисты» извлекли бы из неё пользу.
Можно предположить, что в ходе московской встречи 19 мая Москва вновь попытается сблизить позиции Баку и Еревана, включая возобновление работы трехсторонней комиссии вице-премьеров, приостановленной[9] два года назад из-за напряжённой ситуации на границе. Как показывают итоги брюссельских переговоров, возникшей паузой, в немалой степени обусловленной украинским кризисом, спешит воспользоваться Запад, стремящийся к полному устранению российского присутствия в бывшем советском Закавказье.
Андрей АРЕШЕВ
Ссылки
[2] – | Telegram: Contact @sputniklive / Вице-мэр Еревана исключил возможность сноса памятника "Немезис", из-за которого Турция закрыла своё небо для армянских самолётов и пригрозила дальнейшими мерами.
"Памятник посвящен символам национального достоинства и не направлен против какой-то нации или страны", — цитирует @SputnikARM Тигранa Авинянa.
t.me/sputniklive/60749
|
[3] – | «В случае возобновления эксплуатации железной дороги Гюмри-Карс, основной проблемой будет нехватка специалистов». Бывший начальник станций «Ахурян-1» и «Ахурян-2» железной дороги Гюмри-Карс М. Геворгян - ГАЛА
14.03.2022, 19:05
galatv.am
|
[4] – | Южно-Кавказская железная дорога готовится к открытию Турции. Новая перевозочная
npktrans.ru
|
[5] – | Когда будет запущен паром Поти-Кавказ – мнение Минэкономики Армении - 27.02.2023, Sputnik Грузия
27.02.2023, 10:02
sputnik-georgia.ru
|
[6] – | Стоимость восстановления ж/д Раздан-Иджеван-граница Азербайджана оценивается в $500 млн - 02.04.2022, Sputnik Армения
02.04.2022, 16:14
ru.armeniasputnik.am
|
[7] – | Вопрос коридора для нас является красной линией, и об этом знают все – Армен Григорян-Новости Армения 17.01.2022 | Verelq News
17.01.2022, 15:26
verelq.am
|
[8] – | Armenia-Azerbaijan Peace Will Weaken Russian Regional Influence
12.05.2023, 18:34
foreignpolicy.com
|
[9] – | В Ереване сообщили о приостановке работы трехсторонней комиссии с Россией и Азербайджаном - ТАСС
01.06.2021, 09:45
ЕРЕВАН, 1 июня. /ТАСС/. Трехсторонняя комиссия Армении, РФ и Азербайджана по разблокировке региональных коммуникаций приостановила работу из-за напряженной ситуации на армяно-азербайджанской границе. Об этом во вторник на брифинге в парламенте заявил и.о. вице-премьера Армении Мгер Григорян.
tass.ru
|
|