Владимир ПРОХВАТИЛОВ , «Фонд Стратегической Культуры» – fondsk.ru 21.03.2024
Затея с «универсальным самолётом» на все случаи жизни изначально выглядела сомнительно
Консервативное американское издание The Epoch Times опубликовало[1] статью 70 Percent or More of F-35s May Not Be Combat Capable («70 и более процентов F-35 могут быть небоеспособными»), в которой, со ссылкой на отчёт[2] Счетной палаты США (GAO) за 2023 год, обвиняет Пентагон в сокрытии реальных данных о боеспособности боевой авиации страны.
«В отчёте Счетной палаты правительства (GAO) о F-35 были раскрыты некоторые шокирующие статистические данные о том, насколько не готовы F-35 стоимостью в сотни миллиардов долларов обеспечить реальную боевую мощь. Фактически в отчете указывается, что только от 15 до 30 процентов F-35 могут быть боеспособными.
Но если бы вы прочитали типичную статью[3] в средствах массовой информации, вы могли бы поверить, что в среднем около 55 процентов F-35 боеспособны. Однако вы ошибаетесь… Вас обманывают», – пишет обозреватель издания Марк Фреденбург, указывая на ставшую очевидной после публикации отчета GAO подтасовку Пентагона, долгие годы вводившего в заблуждение американскую общественность относительно реальной боеспособности ВВС США.
В «типичной статье» американских СМИ, а также во многих документах Пентагона приводятся цифры о готовности F-35 к «выполнению миссий» (mission capable), что у обычного человека ассоциируется с боеготовностью (combat capable), отмечает Фреденбург.
Обман заключается в том, как программный офис F-35 и министерство обороны определяют понятие «mission capable». Оказывается, что определение министерства обороны[4]«mission capable» не означает способности к бою «combat capable».
Это означает, что самолёт может летать и выполнять по крайней мере одну миссию. Миссия может быть испытательной, тренировочной или любой другой, причем никак не связанной с боевыми действиями. Такие самолеты могут оказаться даже неспособными выполнять весь спектр испытаний или учений.
Есть и другой, более серьёзный, показатель: полностью готов к выполнению миссии (full mission capable). Такие истребители, в частности F-35, должны быть способны выполнять испытательные, разведывательные и боевые задачи. Данные отчета GAO о проблемах с F-35 с точки зрения «full mission capable» «шокируют», пишет Марк Фреденбург: «Мало того что показатель полной боеспособности флота F-35 находится в районе 30 %[2] (см. таблицу на странице 96 отчета), показатель полной боеспособности F-35B Корпуса морской пехоты составлял жалкие 15,5% в марте 2023 года. Более точные показатели «full mission capable» не опубликованы, но, учитывая текущие проблемы программы, в том числе ненадёжные двигатели… маловероятно, что ситуация улучшилась за последний год».
Автор статьи в The Epoch Times прав и неправ одновременно. Дело в том, что Пентагон никогда не отрицал наличия сотен конструктивных недоработок в F-35, но с помощью лукавой фразы «готов к выполнению миссий» вводил в заблуждение как широкую публику, так и потенциальных покупателей этого «летающего недоразумения» из числа стран-членов НАТО.
С самого начала выпуска F-35 «страдали от бесконечного количества ошибок»,пишет[5]Business Insider. В 2021 году в конструкции F-35 насчитали[6] 857 технических дефектов, ряд которых оказывали «критическое влияние на готовность к миссии» и ставили под угрозу жизнь пилота. Корпорация Lockheed Martin эти дефекты не устранила, а продолжала, как мы писали, «изготавливать бракованные истребители».
В середине декабря прошлого года в Техасе потерпел[7] аварию принадлежащий Корпусу морской пехоты США истребитель F-35B. Во время посадки самолет накренился на нос, у него подломилось шасси, он выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, крутанувшись вокруг собственной оси, и зацепил крылом землю. Пилот едва успел катапультироваться.
Как заявили военные, причиной аварии стало[8] «редкое системное явление», связанное с вибрацией двигателя. В связи с обнаруженными «системными проблемами» рассматривался вариант установки на F-35 более совершенного двигателя F120 компании General Electric, но Пентагон от него отказался. Известный военный обозреватель Тайлер Рогоуэй назвал[9] это «невероятно глупым шагом».
Поскольку системные дефекты силовой установки истребителя полностью устранить не удалось, проблему решили следующим образом: рекомендовали ВВС иметь под рукой исправный запасной двигатель. Авария в Техасе, однако, показала, что неплохо бы иметь под рукой и запасной F-35.
Ведущие авиаконструкторы США отмечают порочность самой идеи сделать универсальный самолёт на все случаи жизни. Один из главных разработчиков истребителя F-16 Пьер Спрей в интервью американскому интернет-ресурсу Digg.com назвал[10] F-35 «индюком» (turkey). В Америке индюк – один из символов гибрида глупости и сытости. «Возьмите, например, F-35 вертикального взлета... Массивная двигательная установка “съедает” значительную часть грузоподъемности самолета, а относительно небольшие крылья не обеспечивают его необходимой маневренностью ни для воздушного боя, ни для непосредственной поддержки наземных сил. Тем же недостатком маневренности отличаются варианты, разработанные для ВВС и ВМС. Максимальная скорость F-35 в 1,6 Маха тоже вряд ли может поразить воображение, так как этот показатель у современных истребителей России, Европы и США либо достигает, либо превышает два Маха».
Что касается «невидимости» F-35, то она может быть обеспечена[11] только в том случае, если он несет все свои бомбы и ракеты внутри фюзеляжа. Если же ракеты находятся на внешних подвесках, истребитель становится заметен. И даже при минимальной нагрузке F-35 «на самом деле не является малозаметным для российских и китайских радаров», пишет[12] The Daily Beast.
F-35 нельзя применять в условиях сильной ПВО противника. Единственный раз, когда такое случилось, израильский F-35 ВВС был подбит древним советским ЗРК С-200, находившимся на вооружении сирийской ПВО, сообщил[13]The Drive, отмечая, что Израиль больше не будет использовать F-35 в боевых вылетах в Сирии, «рисковать машиной больше не станут».
Таким образом, ситуация с летающим «индюком» F-35, да и в целом с современными истребителями, намного хуже, чем ее представил Марк Фреденбург.
В текущей реальности у США нет боеспособных истребителей пятого поколения. Самый дорогой американский истребитель пятого поколения F-22 оказался[14] признан полностью непригодным к эксплуатации из-за неблагоприятных технических характеристик.
В июле 2009 года производство F-22, который получил нелестное прозвище[15]Technological Nightmare (Технологический Кошмар), было прекращено.
«Командование ВВС пришло[16] к выводу, что, помимо прочего, Lockheed Martin F-22 Raptor не обладает необходимой глубиной и дальностью полета, чтобы в следующем десятилетии[17] он оставался предпочтительным истребителем для завоевания превосходства в воздухе», – сообщил[16] в мае 2021 года военный портал DefenseNews. В том же году истребитель начали выводить из эксплуатации.
Разработка американского истребителя шестого поколения была, как мы писали, провалена. В августе 2022 года ВВС отказались от разрабатывавшегося в течение 15 лет компаниями General Electric Aviation и Pratt & Whitney двигателя шестого поколения. Военный портал Defense One опубликовал[18] разгромную статью Multibillion Engine Deals Show Air Force Wants to Maintain Three Future Warplane Makers, выражавшую возмущение ложью военных, которые уверяли, что истребитель шестого поколения уже летал и побил много рекордов. Выяснилось, как заявил весной прошлого года министр ВВС США Фрэнк Кендалл, что «самолёт все еще разрабатывается и не готов к массовому производству».
Как оказалось, в Пентагоне не только врут, но и воруют. Причем сами не могут сказать, где, кто, у кого и сколько украл.
В 2022 году Пентагон провалил[19] свой пятый в истории аудит, не сумев отчитаться о 61% своих активов. Проверку проводили 1,6 тыс. аудиторов. Они нашли недостатки в сфере учёта активов министерства, которые включают 19,7 тыс. самолетов, более 290 кораблей, технику и вооружения, а также здания, дороги и заборы на более 4,8 тыс. объектах по всему миру.
В соответствии с законодательством, все государственные учреждения в США должны проходить аудит с начала 1990-х годов, пишет издание. В декабре 2017 года состоялась первая проверка Пентагона, но попытка провалилась, как и последующие четыре.
В декабре прошлого года Пентагон провалил уже шестой подряд аудит. Пентагон смог отразить только половину своих активов в размере 3,8 триллиона долларов[20] (включая оборудование, помещения и т. д.). Это означает, что неучтено 1,9 триллиона долларов – больше, чем весь бюджет, согласованный конгрессом[21] на текущий финансовый год.
Если за почти два триллиона долларов неучтёнки Пентагон не понес никакого наказания, то кто же будет спрашивать с бравых американских военных за впаривание зарубежным покупателям боевой осетрины второй свежести в виде летающих «индюков» F-35?
Владимир ПРОХВАТИЛОВ
Ссылки
[3] – | F-35 fighter jets are only 'mission capable' 55% of the time, new report says
21.09.2023, 19:45
nbcnews.com
|
[6] – | The number of major F-35 flaws is shrinking, but the Pentagon is keeping details of the problems under wraps
16.07.2021, 18:37 (19.08.2022, 19:30)
defensenews.com
|
[7] – | VIDEO: F-35 jet crashes during test flight in Fort Worth
15.12.2022, 20:39
fox4news.com
|
[8] – | Pentagon orders engine vibration fix for entire F-35 fleet worldwide
02.03.2023, 23:50
defensenews.com
|
[9] – | Axing The F-35's Alternative Engine Was An Incredibly Stupid Move
08.07.2014, 18:00
jalopnik.com
|
[11] – | U.S. Navy to Lockheed Martin's F-35 Stealth Fighter: "We're Just Not That Into You" | Fox Business
22.02.2015, 17:13
foxbusiness.com
|
[12] – | New U.S. Stealth Jet Can’t Hide From Russian Radar
28.04.2014, 13:45 (12.07.2017, 21:39)
thedailybeast.com
|
[13] – | The F-35 Rumor Mill Is Spinning After Israeli Counter Strike On Syrian SAM Site
18.10.2017, 00:11
thedrive.com
|
[18] – | Выданы контракты на разработку двигателей для перспективного американского истребителя NGAD - ВПК.name
vpk.name
|
[20] – | DOD Makes Incremental Progress Toward Clean Audit > U.S. Department of Defense > Defense Department News
translate.google.com
|
[21] – | Parity, Schmarity: The Budget Deal Gives 56% of the Discretionary Budget to the Military
31.05.2023
translate.google.com
|
|