[1]"Российско-японский товарооборот в 2012 году превысит $30 млрд – Шувалов" (источник [2])
Эта новость натолкнула меня на необходимость обозначить объективный обстоятельства, толкающие Японию и Россию навстречу друг другу.
1.
Будучи критически зависимой от импорта сырья, Япония заинтересована в безопасных и стабильных маршрутах поставки. В свете потенциального конфликта с Китаем — морские маршруты (речь в основном о нефти, но не только), проходящие рядом с Китаем сразу становятся уязвимыми. А сам Китай, до не давнего времени бывший крупнейшим поставщиком редкоземельных металлов в Японию, уже продемонстрировал, что готов с легкостью прекратить поставки, в случае необходимости. Напомню, что японский хай-тек критически зависит от поставок редкоземельных металлов.
Очевидно, что в такой ситуации Япония заинтересована не только в поставках сжиженного газа и нефти из России, но и в развитии СевМорПути.
2.
Японские инвестиции в Средней Азии играют на руку России — товарооборот между Средней Азией и Японией невозможен без участия России. В то время как китайские инвестиции наоборот работают на снижение влияния России в Средней Азии — и транспортная логистика, и финансовые потоки в этом случае будут идти мимо России.
Нельзя не упомянуть в этом ракурсе и китайские территориальные претензии в Средней Азии и к Киргизии, и к Казахстану, и к России (это я про недавние недопонимания в Алтае). Да и общая политика Китая в этом регионе откровенно не добрососедская — к примеру из-за единоличного забора Китаем воды в верховьях рек Иртыш скоро может стать не судоходным.
3. В отличие от Китая, который может предложить России только дешевый ширпотреб и резанную бумагу в обмен на невосполнимые ресурсы, Япония имеет высокий технологический уровень производства. Сотрудничество с Японией, очевидно, может привести к серьезному росту производства в России.
Мало того, есть потенциал для взаимовыгодного сотрудничества в области атомной энергетики и космонавтики. В то время, как Китай развивает эти области самостоятельно и имеет нехорошую привычку воровства технологий.
4.
Я не склонен считать "демографическое давление" со стороны Китая проблемой, но тем не менее — этот вопрос на слуху, и не могу не отметить, что в случае потенциального союза с Японией такого вопроса в принципе нет.
В сложившейся ситуации Япония в первую очередь заинтересована в союзнических отношениях с Россией и это даёт серьезную надежду, что давняя проблема Курил будет скоро сдвинута с мёртвой точки. Я полагаю, что откладывающаяся встреча Путина и премьер-министра Японии связана с выборами в Японии. Популярность действующего японского правительства бьет антирекорды и подписывать мирный договор с "хромой уткой" намного менее спокойно, чем с правительством имеющим вотум доверия от народа Японии.
Сотрудничество с Японией поможет модернизации России.
Дополнительно подборка свежих проектов. После ознакомления рекомендую попытаться вспомнить, сколько заводов разместил у нас Китай. Итак, в процессе строительства или недавно построены (про сжиженный газ [3], ранее построенные [4] и мелочь вроде этого [5] упоминать не буду):
- Запущено сборочное предприятие по выпуску автомобилей Mazda во Владивостоке — 3000 рабочих мест (источник [6]). Уже в 2012 планируется расширение производства и выпуск новых машин (источник [7]).
- "В Ярославле открылся японский фармацевтический завод Такеда" — 200 рабочих мест (источник [8]).
- "На территории особой экономической зоны "Липецк" состоялось официальное открытие завода по производству шин японской компании Йокохама." – 1300 рабочих мест (источник [9]).
- "Новый завод в Твери станет первым заводом «Hitachi Construction Machinery» в России и самым северным заводом этой группы компаний. <skip> Производственная мощность завода в год – 2000 гидравлических экскаваторов среднего размера." (источник [10]).
- В Челябинской области строится завод по переработке шлаков металлургического производства по японской технологии компании Aiesu Trading Co (источник [11]).
- Автоваз запустил сборку Nissan Almera (источник [12]).
На стадии обсуждения идеи (обратите внимание — какая активизация в 2012 году!):
- "Авиастроение, прежде всего малая авиация, – это тот сегмент рынка, в котором сотрудничество России, Хабаровского края как центра авиастроения на Дальнем Востоке и японских компаний могло бы быть очень продуктивным, заявил РИА Новости губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт." (источник [13]).
- "Японская Marubeni планирует построить в Хабаровском крае завод по производству метанола" (источник [14]).
- Marubeni планирует построить лесоперерабатывающий комплекс в Красноярском крае, а так же порт на Енисее для транспортировки продукции комбината – примерно 4300 рабочих мест (источник [15]).
- Ожидается внедрение японских технологий в области градостроения (энергосбережение, транспорт [16]).
- "Японский автогигант Subaru собирается открыть завод в России, который станет первым в Европе. Российские Subaru уже в 2014 году начнут собирать на мощностях калининградской автокомпании «Автотор», в этом же году может начаться строительство завода." (источник [17]).
- Обсуждаются проекты по газохимии и переработке зерна [18], переработке пластиковых бутылок [19], развитие логистической инфраструктуры ДВ [20], утилизация отходов [21].
- "Японский концерн Toyota планирует открыть завод по утилизации автомобилей в Подмосковье." (источник [22]).
- "Японская компания Toyota Tsusho планирует строительство завода автокомплектующих в Ленинградской области" (источник [23]).
Итого, имеем резкий рост интереса к взаимному сотрудничеству в 2012 — неужели так случайно совпало по времени с осознанием Китаем своих сил? Отдельно отмечу, что процесс поддерживается и Россией [24], и Японией [25], мало того, сотрудничество судя по проведению [26] совместных военно-морских учений возможно и в других сферах. Есть ли что-либо сравнимое со стороны Китая? Нет.
Ссылки
[1] – http://leto-volodya.livejournal.com/pics/catalog/437/47044
[2] – http://www.1prime.ru/news/0/%7BBE0ED478-E47B-4B5B-BF0F-D4B6F96B9C2F%7D.uif
[3] – http://www.1prime.ru/news/0/%7BB7B556B9-9ECB-456E-AFD6-EE9B41C51FBE%7D.uif
[4] – http://www.mr7.ru/articles/13641/
[5] – http://www.sdelanounas.ru/blogs/22719/
[6] – http://www.newsvl.ru/photos/2012/09/06/sollers/
[7] – http://toyota.110km.ru/autonews/98301.html
[8] – http://www.yarcom.ru/news/farmacevticheskiy-zavod-takeda-otkryli-v-yaroslavle
[9] – http://ria.ru/society/20120530/660734347.html
[10] – http://www.hcme.com/ru/O-kompanii/Zavod-HITACHI-v-Tveri
[11] – http://www.uralweb.ru/news/business/384164.html
[12] – http://ponedelnik.info/money/avtovaz-zapustil-nissan-almera-v-test
[13] – http://ria.ru/economy/20121122/911728373.html
[14] – http://www.27region.ru/news/newscat/science/49505-yaponskaya-marubeni-planiruet-postroit-v-xabarovskom-krae-zavod-po-proizvodstvu-metanola
[15] – http://fedpress.ru/news/econom/reviews/kontrakt-s-angara-peipa-pozvolit-yaponii-sekonomit-na-postavkakh-drevesiny
[16] – http://www.rb.ru/article/matidzukuri-novaya-volna-sotrudnichestva-mejdu-yaponiey-i-rossiey/7037627.html
[17] – http://www.gazeta.ru/auto/2012/09/19_a_4780461.shtml
[18] – http://delovoysaratov.ru/press-center/news/2012/03/11/1791.html
[19] – http://www.rt-online.ru/aticles/rubric-71/strana_voshodyawego_solnca_nacelena_i_na_tatarstan/
[20] – http://agroscan.nichost.ru/rus/agrologistics_news/3180.phtml
[21] – http://sputnik107.com/news/2012-10-31/13387
[22] – http://www.kommersant.ru/doc/2049757
[23] – http://www.iola.spb.ru/newscenter/?ID=1346909624
[24] – http://www.jprus.com/index.php?option=com_content&view=article&id=1357:2012-11-21-08-31-30&catid=4:2009-07-13-13-39-35&Itemid=9
[25] – http://primamedia.ru/news/asia/23.11.2012/241257/yaponskim-biznesmenam-organizuyut-znakomstvo-s-krupnimi-investproekatmi-dalnego-v.html
[26] – http://vasi.net/community/jeto_interesno/2012/09/28/sovmestnye_boevye_uchenija_mms_japonii_i_vmf_rossii_v_primore.html
|