Источник: сайт «Президент России»
Владимир Путин провёл заседание президиума Государственного совета «О задачах субъектов Российской Федерации по повышению доступности и качества медицинской помощи».
Мультимедиа
Обсуждались вопросы организации и финансирования бесплатной медицинской помощи, развитие частной медицины, проблемы обязательного медицинского страхования, обеспечение доступности медицинских услуг в удаленных районах, кадровая подготовка.
* * *
В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема нашей сегодняшней встречи – задачи регионов по повышению доступности и качества медицинской помощи. Решению проблем в этой области власти всех уровней уделяют постоянное внимание.
В последнее время значительно обновлена законодательная база в сфере здравоохранения, обязательного медстрахования, обращения лекарственных средств, борьбы с курением. Реализованы программы модернизации здравоохранения в субъектах Российской Федерации.
В демографической политике особый акцент сделан на поощрение семей, стремящихся иметь детей, на развитие системы охраны материнства и детства. Однако состояние отечественного здравоохранения люди оценивают исходя из личного опыта. Есть и положительные, разумеется, оценки, но в целом картина непростая. Лишь 35,4 процента граждан страны удовлетворены уровнем медицинской помощи.
В конце прошлого года в целях реализации майских указов Правительство приняло госпрограмму развития здравоохранения, а также план мероприятий, направленный на повышение эффективности здравоохранения, и программу принятых госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи.
Успешное внедрение «дорожной карты» и программа госгарантий напрямую зависят от активности региональных властей. Давайте сегодня в ходе нашей встречи, в ходе дискуссии проанализируем, как на местах обеспечивается качество и доступность медицинской помощи. Остановлюсь на некоторых ключевых направлениях.
Первое – организация и финансирование бесплатной помощи. У каждой территории сейчас есть свои программы, однако финансируются они с большим дефицитом. В 2012 году в 66 регионах дефицит составлял 164 миллиарда рублей. В этом году ситуация несколько улучшилась, несмотря на напряженность бюджетов, но тоже сложная. В 54 регионах дефицит превышает 120 миллиардов рублей. Напомню, в прошлом году 66 регионов – 164 миллиарда, в этом году 54 региона – 120 миллиардов.
Подчеркну, что финансирование бесплатной помощи должно соответствовать ее объему. Если в региональных программах гарантируется определенный набор услуг, но средства для этого не выделяются, значит, никаких гарантий нет.
Нужно предметно заниматься структурными преобразованиями в здравоохранении, увеличивать объемы неотложных услуг в поликлиниках, развивать систему дневных стационаров. В самих медучреждениях есть огромный ресурс рационального использования средств. Можно смелее и нужно смелее отказываться от неэффективных методов управления, когда средства направляются на содержание койко-мест. И как говорят сами медики, вы об этом тоже хорошо знаете: если бы нам платили за результат – здоровых людей было бы значительно больше. На это и нужно ориентировать сферу здравоохранения, измерять качество работы числом качественно пролеченных и поправивших свое здоровье людей. На федеральном уровне также нужно активнее искать дополнительные источники финансирования программ госгарантий.
Вторая тема, которую нам необходимо обсудить, – это состояние и перспективы платной и бесплатной медицинской помощи. Прежде всего обращаю ваше внимание на то, что в территориальных программах госгарантий должен быть чёткий перечень бесплатных услуг, а также понятные каждому пациенту правила их предоставления. Неразбериха в этих вопросах ведет к коррупции и поборам, заставляет людей оплачивать услуги, которые по Конституции и по закону являются бесплатными. В итоге подрывается доверие граждан и к системе здравоохранения, да и к власти в целом. Нужно исключить саму возможность замещения бесплатной помощи платной. Сейчас таких случаев немало. Более 70 процентов обращений за платными услугами происходит из-за того, что люди практически ничего не знают ни о программе госгарантий, ни об условиях предоставления бесплатной медицинской помощи.
Необходимо обеспечить доступ граждан к этой информации, изложить ее ясно, без всяких двойных толкований, чтобы все было прозрачно.
Конечно же, важно развивать и поддерживать частную, платную медицину. Такой подход – в интересах граждан страны, которые должны иметь не только право на выбор медучреждения, но и реальную возможность этого выбора. Сегодня такие перспективы крайне ограничены. Частных медорганизаций у нас в три раза меньше, чем государственных. Но главное, они, как правило, небольшие, узкопрофильные, а подчас и слабо оснащены. Есть, конечно, и шикарные платные учреждения, но в массе своей они предоставляют всего 2,2 процента медуслуг.
Добавлю, что наша система обязательного медстрахования пока не дотягивает до современного уровня, не стала страховой в полном смысле этого слова. Страховые медицинские организации в основном исполняют лишь функции посредников при передаче финансовых средств. Кроме того, они не мотивированы на повышение качества медпомощи и практически не несут за нее никакой ответственности. Прошу Министерство здравоохранения вплотную заняться вопросами совершенствования системы ОМС. Мы об этом уже много раз говорили.
Еще одна проблема – доступность медицинских услуг. Надо признать, что в свое время в пылу оптимизации и затрат за здравоохранение закрыли немало фельдшерских пунктов, участковых, районных больниц. В итоге сельские жители лишились даже первичной медицинской помощи.
Уже не раз говорил, обеспечение доступности медпомощи – одна из приоритетных задач, и главы регионов, профильные ведомства обязаны сосредоточить на ее решении самое пристальное внимание, создавать передвижные центры здоровья, развивать санитарную авиацию, внедрять дистанционные формы медпомощи. Кстати говоря, во многих регионах Российской Федерации это самым активным образом внедряется.
Еще одна важная тема – медицинские кадры, их количество, квалификация и, разумеется, подготовка. Мы уже привыкли к термину «медицинские услуги», однако медицина – это не сфера обслуживания, ее недаром называют искусством врачевания, а профессии врача, медсестры предполагает служение людям. И в нашей стране огромное число медработников с честью выполняют эту почетную миссию. Здесь всегда будут ценны и значимы милосердие, внимание, доброе отношение к пациентам, благородство. Воспитание этих качеств у студентов медвузов должно быть таким же приоритетным, как и получение современных знаний. Необходимо вести тщательный отбор среди абитуриентов, поступающих в высшие и средние учебные образовательные учреждения медицинского профиля. Здесь должны учиться те, кто считает медицину своим призванием. В докладе рабочей группы Госсовета подробно проанализирован весь комплекс кадровых проблем здравоохранения, есть и предложения по путям их решения. Обязательно сегодня мы затронем эту тему.
Уважаемые коллеги, мною обозначены лишь некоторые задачи, которые нам предстоит решить. Еще раз подчеркну, что главное в повышении доступности и качества медпомощи принадлежит регионам. Это касается и их собственных инициатив, и исполнения мер, принятых нами совместно на федеральном уровне. Именно в таком ключе я прошу сегодня и организовать нашу работу.
Стенографический отчет будет опубликован.
Участники заседания президиума Государственного совета «О задачах субъектов Российской Федерации по обеспечению качества и доступности медицинской помощи»
30 июля 2013 года
Члены президиума Государственного совета:
ЖИЛКИН Александр Александрович – губернатор Астраханской области
КОЖЕМЯКО Олег Николаевич – губернатор Амурской области
КОМАРОВА Наталья Владимировна – губернатор, председатель правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
МАМСУРОВ Таймураз Дзамбекович – Глава Республики Северная Осетия –Алания
НАЗАРОВ Виктор Иванович – губернатор Омской области
РАДАЕВ Валерий Васильевич – губернатор Саратовской области
СОБЯНИН Сергей Семенович – временно исполняющий обязанности мэра Москвы
ХУДИЛАЙНЕН Александр Петрович – Глава Республики Карелия
Члены Государственного совета Российской Федерации:
ТРУТНЕВ Юрий Петрович – помощник Президента, секретарь Государственного совета
БЕГЛОВ Александр Дмитриевич – полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе
МЕНЬ Михаил Александрович – губернатор Ивановской области
МОРОЗОВ Сергей Иванович – губернатор Ульяновской области
Приглашённые:
ГОЛОДЕЦ Ольга Юрьевна – Заместитель Председателя Правительства
БЕЛОУСОВ Андрей Рэмович – помощник Президента
ЧУЙЧЕНКО Константин Анатольевич – помощник Президента – начальник Контрольного управления Президента
ЛИВАНОВ Дмитрий Викторович – Министр образования и науки
СКВОРЦОВА Вероника Игоревна – Министр здравоохранения
УЛЮКАЕВ Алексей Валентинович – Министр экономического развития
ЛАВРОВ Алексей Михайлович – заместитель Министра финансов
СТАДЧЕНКО Наталья Николаевна – председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования
|