Алексей Беляев на "Однако" – www.odnako.org 17 января 2014
Власти Армении намерены проводить все работы, связанные с членством республики в Таможенном союзе, без отклонений от графика. Соответствующее заявление было сделано премьер-министром Армении. Мотивация у властей республики есть — согласно исследованию Евразийского банка развития, в процессе интеграции с ТС дополнительный рост ВВП Армении составит около 4% в год.
Итак, 14 января премьер-министр Армении Тигран Саркисян провёл [1] рабочее совещание по мероприятиям в рамках присоединения республики к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. Напомним, что 24 декабря на Высшем евразийском экономическом совете в Москве президентами участников Таможенного Союза была принята «дорожная карта» по присоединению Армении к ТС. Согласно предварительным расчётам, подготовительные мероприятия по гармонизации законодательства республики и Союза должны продлиться до мая 2014 года. На совещании 14 января руководители рабочих групп, составленных по отдельным отраслям, представили главе правительства подробности о ходе выполнения мероприятий в рамках присоединения Армении к ТС. Тигран Саркисян поручил представителями соответствующих ведомств исключить в своей работе какое-либо отклонение от установленного графика. В случае возникновения проблем, заявил премьер, о них необходимо сигнализировать на рабочих совещаниях, которые будут проводиться периодически.
А уже сегодня, 16 января, правительство Армении одобрило [2] подписание договора о продаже своей 20-процентной доли акций в ЗАО «АрмРосгазпром» «Газпрому».
Согласно договору, подписанному 2 декабря 2013 года президентами Армении и России Сержем Саргсяном и Владимиром Путиным, армянская сторона передает в собственность ОАО «Газпром» пакет обыкновенных именных акций ЗАО «АрмРосгазпром» в совокупности составляющий 20%, в результате доля российской компании в ЗАО «АрмРосгазпром» увеличится с 80% до 100%. Напомним, что взамен цена на российский газ для Армении снизится с 270 до 189 долларов за тысячу кубометров, также списывается долг армянской стороны перед Россией в 300 млн. долларов за ранее поставленное «голубое топливо». Ранее, 23 декабря 2013 года, Национальное собрание Армении большинством голосов (77 из 131) ратифицировало подписанные ранее соглашения с Россией о сотрудничестве в сфере поставок природного газа, нефтепродуктов и необработанных природных алмазов в Армению, а также о порядке формирования цен на газ для Армении. Тогда не обошлось без скандала — голосовать депутатам пришлось поднятием рук, что дало повод парламентским силам, не входящим в правящую коалицию, заявить о нелегимности решения. Кроме того, голосование сопровождалось акциями протеста под зданием парламента «майданного типа». Оппоненты соглашения даже заявляли о готовности аннулировать их посредством Конституционного суда республики. Согласно договоренностям Москвы и Еревана, газовые договорённости надо полностью оформить до 17 января.
Также Армения начала серию дипломатических консультаций в контексте своего вступления в Союз. Например, 13 января министр экономики Армении Ваграм Аванесян обсудил [3] с послом Грузии в Армении Тенгизом Шарманашвили вопросы вступления в Таможенный союз и дальнейшего сотрудничества между республиками именно с учётом этого обстоятельства.
Между тем, Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития опубликовал [4] исследование «Армения и Таможенный союз: оценка экономического эффекта интеграции». Подчёркивается, что численный анализ эффектов последствий присоединения Армении к ТС показал — в процессе интеграции с ТС дополнительный рост ВВП Армении составит около 4% в год, при этом торговый эффект только от снижения цен на российский газ за один год в объеме 140 млн. долларов сопоставим с приростом ВВП на 146 млн. долларов, который обеспечивало бы в долгосрочном периоде ассоциативное соглашение с ЕС, еще недавно рассматривавшееся Ереваном как серьёзный вариант.
Авторы исследования подчеркивают, что интеграция Армении в ТС-ЕЭП является предпочтительной при выборе любой стратегии экономического развития республики: как при ориентации на расширение внутреннего спроса, так и при выборе экспортно-ориентированного сценария развития. Став полноправным участником ТС и ЕЭП, Армения сможет эффективно решать насущные социально-экономические проблемы и выйти на траекторию устойчивого и сбалансированного роста.
Пример. Как подсчитали в ЕАБР, 85% трансфертов в настоящее время поступает от трудовых мигрантов из России, и эта сумма составляет 15% ВВП Армении. Присоединение к соглашениям ЕЭП по единому рынку труда обеспечит прирост объема трансфертов на 40 млн. долларов в год, что поможет стабильному финансированию торгового счета платежного баланса Армении.
В исследовании перечисляются крупные перспективные инфраструктурные проекты в Армении с участием инвесторов из стран ЕЭП. Это возведение новой атомной электростанции и реализацию других проекты в энергетике, строительство железной дороги в Иран, транспортного коридора «Север-Юг», возобновление железнодорожного сообщения с Россией через территорию Грузии. В ЕАБР подчёркивают — особенно важно, что в данных проектах заинтересована не только Армения, но и остальные участники ТС-ЕЭП, поскольку реализация проектов по созданию и развитию железнодорожных и автомобильных транспортных коридоров через Армению в направлении Южной Азии и Ближнего Востока свяжет эти рынки со странами ТС.
Ссылки
|