Константин Ковригин, 29.10.2014
Рассказ киносценариста Константина Ковригина, которому пришлось провести 5 суток на неработающей переправе, возвращаясь в Крым из поездки на Донбасс.
…Об этом надо говорить, иначе трагедии не миновать. Керченская паромная переправа стояла 5 суток. Ветер достигал 30 м/с. Температура опускалась до – 9 С. Холод и влажный морской ветер пробирали до костей. Машины остывали за пару минут. Не знаю, как со стороны Керчи, но со стороны Тамани помощи от МЧС или медиков не было.
За те четверо суток, что мне довелось провести в машине, я не увидел ни одной машины спасателей, ни одного волонтера, ни одного чиновника, чтобы они хотя бы дали о себе знать и показали, что они хотя бы есть на этом свете. Люди спасали себя сами.
В голове застрявшей колоны стояли несколько автобусов с детьми. К счастью, машины были заправлены топливом. Каждый час водители включали двигатели и обогревали салон, но как кормить детей? Родительские тормозки закончились в первый же день. Где найти хлеб и воду, когда кругом берег, холодное море и более тысячи застрявших машин? И все! Ни одного магазина. Прямо у дороги воспитатели разжигали костры и готовили еду.
Ближе к хвосту колонны дела были еще хуже. Не предусмотрев, что стоять придется несколько суток, люди подъезжали к переправе без заполненного бака, а в округе — ни одной заправки. Чтобы хоть как-то согреться, водители стреляли друг у друга по литру бензина. Слава Богу, никто не замерз! На третий день люди просто теряли терпение и готовы были разворотить административное здание, в котором, кстати, было тепло и комфортно. Однако администраторы просто прятались внутри и закрывали двери. Не обошлось без драк.
Несколько ларьков на территории переправы, наверное, сделали за эти дни выручку за год. Голодные люди сметали все и даже мороженое. Многие просили просто кипятка, но обнаглевшие продавцы отказывали в горячей воде или продавали неполный стакан по стоимости чашки чая минимум за 30 рублей. Как говорится, кому война, а кому неплохой подъем.
Еще хуже поступили на железнодорожной станции «Порт Кавказ». На протяжении нескольких километров вокзал оказался единственным крытым помещением, но его просто закрыли. Наверно для того, чтобы не отвлекать персонал, который заметно подустал от замерзших людей. Кстати, в здании расположено отделение милиции, однако за 4 суток я не увидел ни одного наряда милиции или казаков, которые прошли бы по забитой трассе и поинтересовались у людей, чем помочь, все ли у них в порядке?
Цинично звучали по краснодарскому радио сообщения о том, что ситуация на переправе под контролем и где-то даже развернуты палатки, где можно согреться и найти горячую воду. Ни я, ни сотни людей, оказавшиеся в это время на переправе, палаток МЧС и кипятка не видели. Если бы привыкшие сидеть у микрофона журналисты сами увидели бы, как особо крутые водители нагло едут без очереди и создают пробку у самого терминала, как женщины просят у соседей одеяла и теплые вещи, чтобы согреть детей, как брошенные на произвол судьбы люди мерзнут в машинах, чтобы они сказали в эфире? Что на переправе хаос и дикая очередь? Что сотрудники, которые по идее должны предотвратить трагедию, попрятались от холодного ветра и всех проблем? Или что кипяток и продукты стоят втридорога? К сожалению, это факт.
Как человек, простоявший в очереди четверо суток, со всей ответственностью заявляю: за эти дни я не увидел ни одного сотрудника МЧС, полиции или медика, которые показались бы на горизонте и спросили бы у людей: что им нужно и чем помочь. Где вы прятались все это время, спасатели? Если так будет и дальше, зимой на переправе трагедии не миновать.
|