Сейчас так много разговоров серьёзных и несерьёзных о современном школьном базисном образовании. Обсуждается всерьёз, что из предметов советской школы оставить детям, современным школьникам, а что считать необязательным. Это обсуждает Дума, министр образования, да в каждом доме озабочены взрослые, чему научат их детей. И главное уже не как будут учить педагоги (что из года в год обсуждали советские учителя на своих семинарах, августовских совещаниях и пр. встречах), а ЧЕМУ учить современных детей и СКОЛЬКО заставить их ПЛАТИТЬ за это, с позволения сказать, образование.
Самое интересное, что некоторые умники от образования кроме ОБЖ и физкультуры все прочие предметы считают не обязательными. Они называют учителя обслуживающим персоналом, который их детей обслужит соответственно с их пожеланиями и денежными возможностями. Мне же, проработавшей в школе 43 года, из которых 25 лет я работала в советской школе и 18 лет после распада СССР хочется рассказать здесь о школьных дополнительных занятиях.
В советские времена любого школьника спроси: ты посещаешь дополнительные занятия? Он не удивится, а ответит : «да» или «нет». А до 90-х годов эти дополнительные занятия учитель проводил всегда бесплатно. Оплачивалось лишь репетиторство – это когда ребёнок по какому-то предмету совсем увяз в «двойках» или наоборот, он собирается после 10, а позже 11 классов поступать в вуз, где ему требуются знания по одному из предметов, а он не уверен в себе. В этом случае нанимался репетитор, которому его работу оплачивали отдельно. Это и понятно – учитель был занят всего с одним человеком и час, и два, как того требовали родители ученика. Если же педагог работал с классом дополнительно, то никто отдельно эти занятия не оплачивал. Даже , если учитель знал, что Иванов или Сидоров пропустил по болезни много уроков и требует индивидуальной помощи, то тоже никогда советский учитель в этом случае денег с родителей больного ребёнка не брал. Случалось, что успевающий ученик по всем предметам или не понял какой-то раздел или ещё по какой-то причине не справляется с заданиями, он шёл на дополнительные занятия по расписанию, после обычных уроков. И конечно, бесплатно. Наиболее ответственные учителя, зная возможности каждого ребёнка, не ждали, когда учащийся надумает заглянуть на дополнительные, а обязывали, особенно ребят с ленцой, являться на эти занятия в отведённые специальные для этого часы и дни.
В школе, где я работала, были учителя удивительные. Например, у нас была учительница по русскому языку Лидия Николаевна Маклецова. Дети говорили, что если у неё имеешь твёрдую «тройку», значит, сдашь экзамен по русскому языку в любой вуз не меньше, чем на «4», а то и на «5». Никто из детей и не думал пропустить дополнительные занятия, себе дороже. Дело в том, что у Лидии Николаевны в тетради были выписаны все фамилии ребят из журналов тех классов, в которых она работала. И не просто выписаны, на каждого школьника она заводила целый раздел в этой тетради. Прошёл, например , диктант, она возвращает тетради детям, отметив их ошибки. И себе Лидия Николаевна записывает в тетрадь все промахи каждого ученика. Она скрупулёзно выписывала, на какие правила ошибка, что надо повторить, чтобы запомнить, как надо писать. Это же она писала и ребятам, предлагая сделать работу над ошибками дома, а ещё задавала выполнить полезное в этом случае упражнение сверх общего домашнего задания. На дополнительных учительница проверяла ребят на то, как они выполнили эти упражнения, объясняла, что не так и давала следующие. Ни один репетитор так не учил своих подопечных, как абсолютно бесплатно работала ежедневно Лидия Николаевна и в 5-х и в 10-х классах со своими школьниками.
Когда в 90-х начался культ денег, многие молодые учителя стали требовать за свои дополнительные занятия с детей оплату. Наша директор школы Маргарита Алексеевна Изволина ругала таких алчных молодых, говоря им: «Вы не научили ребят на уроке, а теперь за свой брак в работе, хотите получить ещё оплату с их родителей? Где у вас совесть и честь педагога?»
В наше с вами время о моральной стороне дела уже никто не говорит. Оплата дополнительных занятий стала как бы обязательной, хоть её никто из Минобразования не устанавливал.
Педагоги советской закваски до сих пор выглядят белыми воронами, давая дополнительные занятия бесплатно. Даже больше того, школьники уже привыкли, что с их родителей тянут теперь деньги за каждый «чих» и если этого кто-то не делает, спрашивают:
«Алла Юрьевна, а зачем Вам это надо? Зачем Вы нас оставляете после уроков? Мы же Вам это время не оплачиваем?»
Школа становится всё больше кормушкой для плохих работников.
Конечно, и сейчас есть хорошие, честные педагоги, но их всё меньше, а от многих «белых ворон» администрация сама избавляется, для удобства жить по новым несоветским правилам морали. К слову сказать, Аллу Юрьевну можно сказать, что вынудили уйти на пенсию, хоть она могла бы ещё работать и работать. Но существующие ныне порядки старому педагогу не по нутру, о чём она высказывалась и не раз, поэтому её торжественно проводили на пенсию.
Что такое дополнительные занятия? Стоит ли их вспоминать, если базисные предметы вымываются из школьных программ? Это мелочь. Да – это мелочь. А может быть, стоит о ней вспомнить?
Другая «мелочь», о которой хочется поговорить, связана с нашим здоровьем.
Так сложилось, что мой муж ВОВ из-за своего подорванного на фронте здоровья часто попадал в разные больницы. Было это
в 70-80-ые годы. Случалось ему лежать на Красной Пресне, в нескольких Градских больницах на Ленинском проспекте, в других районах в больницах №40, 60, в 20-ой. Каждый раз он попадал туда с каким-нибудь острым приступом: сердца, давления, печени и т.д.
Естественно я сопровождала его в «Скорой», а потом лишь только врачи разрешали навещать, посещала мужа. Иногда это бывало почти ежедневно в течение 20-30 дней. Потом его направляли в санаторий, но, увы, через месяц другой нас с ним снова ждала какая-нибудь его «болячка». Я это так подробно описываю, чтобы было ясно, что порядки больничные я к своему несчастью изучила из-за этого прекрасно. Да, кое в каких больницах коек не хватало, и больные лежали в коридорах, но лишь освобождалось место, человека тут же перемещали. Клали иногда и мужа в коридор, но, как правило, он быстро оказывался в палате. Врачи же в советское время были высоко профессиональны, чаще встречались очень внимательные, которые одними своими уговорами уже лечили пациента. Они нравились не только мне, когда я расспрашивала о своём больном. Главное их хвалили сами больные. Общепринято было, что если врач в чём-то сомневается, то созывался консилиум. Кроме того, по желанию родственников больного можно было пригласить в больницу любого специалиста со стороны для консультации. Кстати, многие специалисты консультировали бесплатно, узнав, что перед ними ВОВ, хотя иной раз мы и платили приглашённым «светилам». Естественно, что в каждой больнице радели о санитарии. За это отвечали старшие сёстры. Особенно строго всё проверялось перед утренним обходом врачей. Хотя и днём и вечером тоже было чисто и огрызки еды, которые я видела в больницах сейчас, при посещении знакомых, я никогда не видела в 70-е или 80-ые годы. Для нормальной жизни выздоравливающих на каждой лестничной площадке были телефоны-автоматы, так как тогда ещё «мобильников» не существовало. В холлах были телевизоры, внизу киоски с газетами и санитарными принадлежностями. Это было нормой в любой советской больнице. И я никогда не слышала, чтобы в реанимационное отделение клали мужчин и женщин вместе, как это было в этом году с одним нашим товарищем. Представляете, как себя чувствовали эти бедные люди, находящиеся и без того в реанимации из-за опасности жизни, когда приходилось ещё испытывать стыд перед другим человеком? Ведь процедуры делают совсем раздетому? А дела связанные с туалетом?.
В 90-ом году я впервые столкнулась с тем, что в 20 больнице Москвы пьяная сестра перепутала все лекарства. Когда же мы пожаловались на это безобразие главврачу тот ответил, что хорошо что хоть эта сестра есть, а то не будет никакой. Работа, мол, тяжёлая, а зарплата маленькая. Но почему-то трудности эти были и раньше , но ничего похожего с лекарствами не было. А в 1991 году я наблюдала картину уже в другой больнице, когда по палатам ходил больной и просил, дать ему что-нибудь поесть, так как его соседи по палате развлекались тем, что съедали его порции. Врачи же лишь улыбались и ничего не предпринимали против такого издевательства над человеком. Так начинались 90-ые бессовестные, безнравственные годы. Всё ехало стремительно вниз: мораль , совесть, добро, порядочность. И докатилось благодаря капитализму до того, что сегодня в больнице № 4 собирают побольше платных больных , а держат их за их же деньги так, чтобы они быстрее умирали, чтобы можно было брать деньги со следующих жертв. Оказывается, что в некогда первоклассной больнице, можно делать УЗИ, РЕНТГЕН желудка и прочие исследования, без предварительной очистки организма от шлаков, опять-таки и по халатности и по алчности медработников. Вот куда скатилась, некогда передовая советская медицина… Мелочи, всё одни мелочи, господа. Мелочи?
Ханутина
|