Время революционной романтики, присущее периоду радикальных изменений в обществе, давно закончилось. Время действовать пришло. Сегодня необходимо переходить от бесконечных и в большинстве своём бесплодных дискуссий по поводу видения развития ДНР к конкретным практическим шагам. Как показывает практика, для ДНР не существует иного варианта развития, способного обеспечить социальную справедливость и социальное благополучие для каждого, кроме как изложенного в предложенной нами концепции стимулирования социального развития общества.
08.04.15 Владимир Подгорный: Социальное развитие Новороссии – пилотный проект развития новой России 09.06.15 Владимир Подгорный: Социальное развитие Новороссии: от феодальной Украины к новой России 18.07.15 Владимир Подгорный: Что делать? Насущные вопросы текущего момента
В этой концепции обозначены не только сущность самого развития, но и показаны соответствующие модель и механизмы реализации (управление социальным развитием ДНР и государственное стимулирующее регулирование экономики). При этом вся конструкция социального развития Республики и управления этим процессом предопределяется и организуется идеологией социального детерминизма в совокупности её экономической (экономический динамизм) и политической (морально-этический консерватизм) идеологий. Это не только даёт возможность понимания всеми участниками общественных отношений целей развития и места каждого в этом процессе, но и позволяет выразить интересы различных обществ, социальных классов и групп, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также санкционируются существующие в обществе формы власти.
Поэтому считаем целесообразным взять за основу предложенную нами научную концепцию для разработки Концепции стимулирования стабильного и динамичного социального развития Донецкой Народной Республики на период до 2020 года.
Это имеет особую значимость в ситуации, когда со всех сторон провозглашаются идеи (зачастую сырые и напрочь оторванные от реальности) о том, как нужно строить новое государство. Следует отметить, что главная задача текущего момента состоит не в построении государства, а в социальном (экономическом и политическом) развитии общества, в процессе которого и формируется государство под этот процесс развития, но никак не наоборот. Такое проявление управленческой безграмотности чревато провалом всех устремлений к улучшению жизни на нашей территории, если не сказать больше, - ухудшением социального положения общества даже по сравнению с гипертрофированным во всех смыслах украинским периодом развития.
Поэтому, предложив модель стимулирования социального развития общества, реализация которой способна обеспечить социальную справедливость и социальное благополучие всем членам общества, а не отдельным его представителям, мы предлагаем перейти к её реализации.
И здесь, прежде всего, необходимо сформулировать стратегические приоритеты социального развития Донецкой Республики. В этой связи встаёт проблема разработки стратегии социального развития ДНР (экономической стратегии), которая наряду с экономической политикой и государственным управлением является неотъемлемой составной частью системы государственного стимулирующего регулирования экономики.
Любая стратегия предполагает обоснование планируемых действий в количественном измерении. Поэтому перед разработкой стратегии необходимо сформировать систему показателей развития ДНР, которые должны быть разбиты на три группы: социальные, экономические и общественной безопасности. В таком виде показатели социального развития ДНР будут наиболее объективно отражать динамику соответствующих процессов, что и позволит в конечном итоге государству принимать обоснованные и выгодные решения в процессе формирования стратегии.
Разработка стратегии включает в себя четыре этапа – прогнозирование, планирование, программирование и бюджетирование, которые по своей сути являются функциями государственного управления в предлагаемой нами системе государственного стимулирующего регулирования экономики. Эти этапы реализуются Министерством экономического развития, деятельность которого направлена на создание благоприятных условий для социального (экономического и политического) развития ДНР.
Если реализация первых трёх этапов не представляет особой проблемы при наличии квалифицированного кадрового обеспечения, то на этапе бюджетирования (обеспечение планов и программ социального развития ДНР финансовыми ресурсами) возникает определённая сложность. Она связана не только с отсутствием бюджета ДНР, но и с ситуацией неопределённости в части формирования доходной и расходной части бюджета. Это обусловлено, прежде всего, отсутствием ясности относительно соотношения частного и государственного секторов экономики, функционирование которых определяет объёмы налоговых поступлений в бюджет и долю расходов на содержание государственного сектора и обеспечение социальных обязательств государства.
Эту задачу целесообразно решать, отталкиваясь от существующих в данный момент общественных и экономических потребностей. Составление перечня потребностей позволит очертить круг хозяйствующих субъектов, специализирующихся на выпуске общественных и экономических благ. Знание о количестве производителей тех и других благ даёт исчерпывающее представление о соотношении государственного и частного секторов экономики, что в конечном итоге и открывает возможность обоснования доходной и расходной части государственного бюджета и разработки эффективной стратегии.
Реализация стратегии социального развития ДНР обеспечит стратегическое развитие Республики (т.е. такое, которое связано с действиями государства в гуманитарной, рыночной, финансовой, правовой и производственной сферах жизнедеятельности, значимыми для осуществления общих целей социального развития общества) и создаст необходимые условия для формирования информационного общества, которое характеризуется не только увеличением роли информации и знаний в жизни общества и возрастанием доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте, но и доминированием социальной справедливости и ростом социального благополучия всего общества.
В процессе формирования стратегии с большой вероятностью могут возникнуть противоречия в сфере государственных и общественных интересов, которые необходимо устранить для повышения эффективности принимаемых на уровне государства общественно значимых решений. При этом объективно возникает потребность в разработке и реализации управленческих технологий инновационного характера, без которых невозможно сформировать и реализовать экономическую стратегию.
В этой связи, во-первых, целесообразным видится создание Общественного Совета. Он представляет собой образование с участием представителей общественности, которое имеет внутреннюю формализованную структуру, за которым государственные органы закрепляют определенные полномочия и с которым консультируются по вопросам принятия и исполнения государственных решений. Общественный совет, формируемый на принципах гласности и учёта интересов, является одной из возможностей для представителей общественности принять участие в процессах управления социальным развитием ДНР, в результате чего появляется реальная возможность согласования государственных и общественных интересов. А это один из основных способов повышения эффективности принимаемых общественно значимых решений. Перед Общественным советом стоит широкий спектр задач: от осуществления общественного контроля над органами государственной власти до привлечения граждан к выработке государственной политики в различных сферах жизнедеятельности.
Во-вторых, представляется целесообразным создание Республиканской академии управления социальным развитием общества, деятельность которой будет направлена, с одной стороны, на проведение научно-исследовательских работ для получения новых знаний и формирования на их основе технологий в сфере управления и регулирования социальных (экономических и политических) процессов, а с другой – на внедрение этих знаний в учебные программы, на основе которых будет осуществляться обучение и повышение квалификации государственных служащих в рамках реализации проекта социального развития ДНР.
Вместе с тем необходимо отметить, что достижение желаемого результата социального развития ДНР возможно при условии всесторонней интеграции Республики (сначала экономической, а затем и политической) в Евразийский Союз. Нам жизненно необходимо восстановить экономические связи с Евразийским Союзом и, прежде всего, с Россией, которые сложились на протяжении столетий. Экономики Украины как таковой никогда не существовало. Территория сегодняшней Украины всегда была неотъемлемой частью евразийского экономического пространства. Это данность, которая существовала всегда на экономическом, политическом, и, если хотите, на ментальном уровне. И разорвать эту связь никогда и никому не удастся.
Однако интеграционный процесс сопряжён с определёнными трудностями, которые связаны с особенностями экономической системы рыночного типа. Рыночное ведение хозяйства предполагает полную хозяйственную самостоятельность хозяйствующих субъектов, в том числе и в кадровой сфере. Либерализация экономических отношений, осуществлённая Украиной, в составе которой до недавнего времени находилась ДНР, привела к образованию разрыва между гуманитарной и производственной сферами, что выражается в отсутствии взаимосвязи потребности хозяйствующих субъектов в высококвалифицированных кадрах, с одной стороны, и возможности удовлетворить эти потребности учебными заведениями Республики – с другой.
Кроме того, сегодня существует острая потребность в формировании эффективных технологических цепочек из нескольких самостоятельных хозяйствующих субъектов. Это является стратегическим мероприятием, требующим определенных долгосрочных вложений в их реализацию в рамках формирования экономики ДНР кластерного типа. В условиях сложившегося дисбаланса подобного рода актуализируется проблема кластеризации экономического пространства стран-участников интеграционного процесса.
В этой связи встаёт необходимость формирования интеграционной модели кластера, реализация которой обеспечит взаимопроникновение (диффузию) экономических пространств ДНР и Евразийского Союза. Это даст возможность восстановить разорванные экономические связи, восстановить историческую справедливость и вернуть территорию ДНР в русло своего естественного развития. В связи с этим мы предлагаем в качестве технологического решения интеграционную модель образовательно-производственного кластера.
Образовательно-производственный кластер (ОПК) – это совокупность образовательных учреждений всех уровней (ясли, детские сады, школы, ПТУ, колледжи, вузы), с одной стороны, и промышленных предприятий, финансовых учреждений, организаций – с другой, объединённых постоянно действующими связями в рамках договоров о сотрудничестве, представляющая собой функционирующий и активно развивающийся комплекс по решению задачи формирования единого для ДНР и Евразийского Союза экономического и политического пространства на основе подготовки высококвалифицированных специалистов для экономики ДНР и Евразийского Союза и установления гуманитарных, рыночных, финансовых, правовых и производственных связей между ними.
ОПК является новым типом самоорганизации экономической системы, в которой существует острая необходимость как для ДНР, так и для стран Евразийского Союза. Результатом функционирования ОПК является мультипликативный эффект (в том числе идеологического характера), который достигается за счет тесного контакта участников договорных отношений внутри самого кластера (крупные и малые предприятия, поставщики оборудования, комплектующих, специализированных услуг, объекты инфраструктуры, научно-исследовательские центры, вузы, банковские учреждения и другие организации), а также в результате быстрого распространения информации по каналам поставщиков или потребителей, имеющих контакты с другими кластерными образованиями.
Желаемый результат функционирования образовательно-производственного кластера достигается, прежде всего, за счёт особенностей его организации. В организационном пространстве формируется две группы участников – образовательная, в которую входят образовательные учреждения различных уровней, и производственная, которую образуют предприятия, учреждения и организации – субъекты экономики. При этом на взаимовыгодных договорных условиях формируется цепочка, состоящая из участников взаимоотношений внутри кластера, представляющих ДНР и страны Евразийского Союза: ясли-детские сады-школы-вузы-колледжи-ПТУ-предприятия-финансовые учреждения-объекты инфраструктуры и т.д.
Образовательная группа поэтапно, переходя от одного образовательного уровня к другому и выполняя при этом задачи подготовки детей к поступлению в младшую группу детсада, 1 класс школы, на 1 курс вуза, колледжа или ПТУ, обеспечивает подготовку будущих специалистов для участников производственной группы кластера, с которыми заключены соответствующие договора.
Процесс воспитания построен таким образом, что на каждом его этапе подрастающее поколение с помощью специально разработанных соответственно возрасту методик воспитания получает идеологические установки в своё сознание. При этом каждый ребёнок приобретает навыки самодостаточной личности, стремящейся к самореализации в соответствии со своим призванием, и склонной к восприятию социальной справедливости как естественного состояния общества. Кроме того, на этапе профессионального образования (вуз, колледж, ПТУ) студенты и учащиеся получают квалификацию согласно выбранной специальности и в полном соответствии с квалификационными требованиями к будущим специалистам, которые выдвигают заказчики – участники производственной группы кластера.
Используя возможности кластера, у населения отпадает проблема с трудоустройством, ведь каждый выпускник образовательной группы кластера уже имеет рабочее место по специальности, на которую он учился в образовательных учреждениях кластера. Предприятия и организации, входящие в кластер имеют возможность следить за каждым умным ребенком с малолетства с тем, чтобы потом заполучить его к себе на работу. Тем самым обеспечивается процесс непрерывного обучения, а приток молодых высококвалифицированных специалистов в экономику, как ДНР, так и стран Евразийского Союза, создаёт необходимые условия для их стабильного и динамичного социального развития.
Учебные заведения, в частности вузы, сотрудничая с предприятиями и организациями на договорной основе, получают возможность организации практической подготовки студентов. В свою очередь, предприятия получают в лице вузов поставщика научных разработок инновационного характера, которые могут внедряться на этих предприятиях и приносить им экономический эффект в виде увеличения прибыли. Формирование комплексных технологических решений является ключевым преимуществом кластера, обеспечивающего перевод знаний о новых физических принципах и эффектах, полученных в лабораториях академических институтов интегрирующихся стран в промышленные технологии производства, а также в технологическое know – how приборов и инструментальных систем нового класса для различных отраслей промышленности.
Особое значение при обеспечении процесса обучения и воспитания имеют финансовые учреждения, входящие в кластер. К примеру, банки на льготных взаимовыгодных условиях могут обеспечивать кредитование, как самих образовательных учреждений, так и студентов-контрактников, делая тем самым образование более доступным для максимального количества населения. То же самое касается и льготного кредитования промышленных предприятий, что имеет огромное значение не только для стимулирования деловой активности на уровне хозяйствующих субъектов, но и для всей экономики в целом. Ведь, делая кредиты более доступными для предпринимательского сектора, государство тем самым мягко препятствует переливу капитала из своей банковской системы в западную, в которой уже давно действует система самых низких ставок, что всегда уводило крупных и средних предпринимателей с отечественного рынка кредитования на Запад.
Участники производственной группы кластера в результате его функционирования и развития получают ряд преимуществ, что выражается в: повышении производительности и конкурентоспособности предприятий и секторов экономики; повышении инновационного потенциала; стимулировании появления новых предприятий, что приводит к созданию новых рабочих мест; повышении конкурентоспособности и экономическом развитии регионов; обеспечении занятости в регионе, положительном изменении её структуры, повышении уровня заработной платы.
Таким образом, функционирование образовательно-производственного кластера как новой формы интеграции и хозяйствования, экономического взаимодействия и связей позволяет реализовать идеологию социального детерминизма, получить на выходе новое подрастающее поколение, максимально подготовленное к самореализации в условиях увеличивающихся динамичных изменений глобальной действительности, реально обеспечить рост конкурентоспособности промышленных предприятий и экономики в целом, а также успешно провести интеграцию ДНР в Евразийский Союз.
|