chipstone.livejournal.com 25.01.2016 13:15
Когда вышел предпоследний фильм из всемирно известной Бондиады, я после его просмотра написал пост, в котором обозначил "Скайфолл" как реквием по Британской империи[1] . "Империя погибает, но не сдается". Прошло всего два года, и новый фильм о Бонде "Спектр" со всей очевидностью показал. Бобик сдох. Окончательно и безвозвратно.
Свершившаяся безвозвратно гибель империи проявляется буквально в всем. Разрушенное взрывом здание МИ-6, остов которого представляет из себя настоящие катакомбы. Прячущиеся по древним подвалам оставшиеся сотружники службы. Новое здание объединенной службы, показательно прозрачно-стеклянное, как бы выставляющее на показ все в нем происходящее. Ликвидация подразделения "два ноля". И многое, многое другое.
Тотальная деградация ощущается во всем, даже в самом Бонде. Куда подевался мужественный плейбой, с легкостью уничтожающий врагов Империи, от одного взгляда которого самые роскошные красавицы немедленно выпрыгивают из влажных трусов? Его место занял усталый стареющий пи***ас, снулый взгляд которого может вызвать разве что тошноту. Если уж 50-летняя Моника Белуччи при всем своем актерском таланте с великим трудом на экране сдерживала отвращение в момент "соблазнения", совершаемого с не меньшей брезгливостью.
А техническая сторона шпионского оснащения? Различные технологические "примочки" за историю Богдиады стали неотъемлемой частью каждого фильма и были их визитной карточкой ничуть не меньше "фирменных подружек". И что мы видим в "Спектре"? А видим мы древний "Астин Мартин", из всех плюшек которого пуленепробиваемый корпус, не менее древний огнемет и что-то предназначенное стрелять, но с отсутствующим боекомплектом.
А еще мы имеем издевку над другой фирменной плюшкой – часами Бонда. Новая модель оснащена лишь взрывным устройством, мощность которого недостаточна даже для убийства вего одного человека, под чьей "табуреткой" бабахнуло.
Исчезли в далеком прошлом единство и неукротимая мощь спецслужб, когда по одному сигналу Бонда срывались с места авианосцы, подводные лодки и стеллс-самолеты. Теперь за Бондом гоняется собственная МИ-6, или точнее то, что от нее осталось. Благо на пост руководителя объединенной из МИ-5 и МИ-6 службы назначен начальник разведки международной террористической группы. Да и эта служба уже не работает на Империю, она становится частью организованного глобального заговора, охватившего весь мир. И работающего на самого себя, а не на какое-либо из государств.
Бонд, как всегда победил. Но победа пиррова и вряд ли должна внушать оптимизм. Скорее наоборот. Преступник не убит и хотя арестован, арестован отправленным в отставку "М", с совершенно неясными перспективами. А Бонд, понимая, что его время вышло, отправляется на пенсию. Он больше не нужен своей стране. Ей вообще больше никто не нужен. Ибо "доброй старой Англии" тоже больше нет. Бобик таки окончательно сдох.
Подобная трактовка Бонда не случайна. И дело здесь совсем не в усталости продюссеров или зрителей от бесконечной серии про суперагента. Она могла бы продолжаться вечно и традиционно пользовалась бы неизменным успехом. Дело в необходимой психологической подготовке западного зрителя к неизбежному коллапсу привычного им мира. Бондиада здесь лишь маленький кусочек мозаики, разрушающей идеалы и веру в светлое будущее. Но кусочек крайне показательный.
Ну что же. Умерла, так умерла. Покойся с миром. Хотя ей богу жаль. Не империи, разумаеется. А того веселого лихого парня, каким его с удовольствием смотрели даже в СССР, несмотря на всю враждебность идеологии.
Вчера сходили на последний фильм «бессмертной» Бондианы «Координаты Скайфолл». Фильм вышел, как всегда добротный и профессионально сделанный. И тем не менее этот фильм резко отличается от всех предыдущих.
Я всегда любил фильмы о Бонде и никогда не воспринимал их в качестве ординарных боевиков. Скорее их можно было сравнить с романтической балладой о супергерое всех времен и народов. Мужественный мужчина средних лет, окруженный шикарными женщинами, богатством, автомобилями и другими техническими прибамбасами за гранью реальности, надежно стоящий на защите спокойствия и безопасности свободного Западного мира, который отвечает ему полной взаимностью и признательностью. Бонду всегда и во всем сопутствует успех, все его приключения это только внешне жесткое противостояние с умными, сильными и коварными противниками. На самом деле, это легкая прогулка по жизни, бесконечная уверенность в своих силах, а также тонкий английский юмор. С первых кадров и до последних ни в одном эпизоде у зрителя даже не возникает сомнений в том, что все ловушки врагов будут обезврежены, все их планы разрушены, а очередная спасенная принцесса ответит герою самой горячей благодарностью за ратные подвиги.
И одновременно со всем этим Бондиана всегда была прекрасным зеркалом мировой политической ситуации и наиболее массовых страхов западного обывателя. Страхов, которые Бонд и был призван заменить уверенностью в благополучном исходе всех проблем. Британская Империя, на страже которой стоит Бонд может спать спокойно.
В разное время противниками Бонда были разные «темные» Силы. Сначала это были генералы КГБ, олицетворявшие мощь вражеского СССР. Затем, с приходом Перестройки их заменили те же генералы КГБ, но уже действующие от своего имени и в своих частных интересах. Еще чуть позже на смену советским генералам пришла мафия, тайные общества и богатые безумцы без четкой национальности, угрожающие всему миру с помощью супертехнологий, созданных неизвестными гениями. В какой-то момент среди врагов даже мелькали китайцы, но эта тема довольно быстро ушла, сменившись на тему англо-китайского партнерства. Затем непонятно откуда взявшихся безумцев, мечтающих о мировом господстве сменили олигархи из самого западного мира. Но их цель оставалась прежней – власть над миром – и столь же неустанно с легкостью и блеском наш супергерой обнаруживал угрозу, находил исполнителей и заказчиков и служил в итоге карающим мечом Британского правосудия.
И вот новый фильм. Признаться, я ждал чего-то похожего на то, что уже видел в более, чем 20-ти предыдущих серий. Ждал, но не увидел. Новый фильм о Бонде резко и по сценарию, и по тону, и даже по антуражу отличается от всех предыдущих. Если говорить кратко, то этот фильм – реквием по Британской Империи. Реквием, исполненный грусти и горечи, но также и безысходностью. Лейтмотив фильма можно выразить фразой. Империя погибает, но не сдается. Причем, погибает не под давлением какого-либо внешнего врага. Нет, враг внутри. Предательство и непонимание. Утрата традиций и безумная вера в виртуальные ценности.
Фильм стоит посмотреть, а потому очень не хочется пересказывать сюжет, чтобы лишать зрителя удовольствия. И потому довольно трудно подтвердить свои выводы сценам из фильма или их пересказом. Трудно, да и не хочется. Кто посмотрит, поймет мою мысль без труда. Назову лишь несколько моментов, не помешающих посмотреть фильм.
· Во всех фильмах о Бонде всегда обязательно присутствовали дружественные американцы из ЦРУ. Это символизировало единство западного мира в его борьбе с опасностями. Они (американцы) давали информацию, помогали техникой и даже военной силой. На этот раз о них упомянуто лишь однажды знаковой фразой «У нас еще остались друзья в ЦРУ».
· Главный противник Бонда – преданный самой МИ-6 по политическим мотивам экс-агент Службы. При этом – гомосексуалист. Намек более, чем прозрачен. Враг внутри и всем понятно, кто он. Да и МИ-6 выглядит не лучше. Бонда тоже по сути предают в самом начале фильма.
· Во всех фильмах о Бонде он, неизменно подтверждая свое реноме неотразимого плейбоя, затаскивает в кровать двух роскошных дамочек. Одну противницу и одну союзницу. Это стало своеобразной визитной карточкой все Бондианы. В этой серии формально все так же. Но Бонд из плейбоя превратился в резко постаревшего мачо, а потому в качестве союзницы ему приходится попользовать очередную «мани-пенни». Да и то, приехавшую ему на помощь по собственной инициативе.
· Финальная битва между «Добром» и «Злом» происходит в пустынных английских болотах, в родовом доме самого Бонда. Причем, именно он вместе со своей начальницей «М» и являются загоняемой дичью, сражающейся с помощью охотничьих ружей и сообразительности, шпионского авто 20-летней давности и столетнего егеря против вооруженной до зубов современным оружием и вертолетом банды предателя. И лишь «природное бессмертие» Бонда и желание сценариста, но никак не закономерность, оставляют и на этот раз Бонда в живых.
В общем, Британская империя внешне еще жива и даже по-прежнему способна отбиться от врагов. Но на самом деле она уже мертва, просто не всем еще об этом рассказали. И вся логика фильма говорит именно об этом. Об этом же говорит и в разы меньший бюджет последнего фильма.
– Не наоборот ли здесь "заряжают" зрителя что все плохо, тщательно скрывая реальное состояние дел?..
chipstone
Нет, Британия и на самом деле полностью легла под ГУЦ. Ее самостоятельность в прошлом.
Кроме того, все происходящее вполне согласуется с астрологическими циклами. С 49-го по 2007-й Англия находилась в 6-м доме "Болезни". Итог - империя, над которой никогда не заходило Солнце, распалась.
С 2008-го Британия в 7-м Доме, связанном с браком и врагами. Брак заключен с Китаем (вспомним визит Си Цзинпина). а враги... Их много.
|