(Полушуточная версия).
Всем знакома фраза «Продал за чечевичную похлёбку», но не все знают её суть.
У мамы Ревекки было два сына Исав и Иаков. Ещё в материнской утробе, сыновья «бились», выясняя отношения. Беременная пожаловалась Богу и заявила, что она хочет избавиться от столь беспокойного плода, но Бог ей не разрешил. Он сказал, что она родит двойню и положит начало двум великим народам, но один народ будет сильнее другого и больший будет служить меньшему.
Первым появился на свет Исав, а за ним, уцепившись за его ногу, вышел Иаков. По обычаям тех времён, первенец имел статус первородства. Этот статус давал преимущественное право на наследство, в том числе наследство по крови. Поэтому именно Исав по праву первородства должен был унаследовать не только имущество, но и положить начало доминирующему роду.
Иаков был маменькиным сыночком, маменькиным любимчиком. Он был изнежен, любил проводить своё время в шатрах. Напротив, Исав был страстным охотником, любителем соколиной охоты, природоведом. Всё свободное время он бродил по горам и пустыням. От жары и стужи его защищал естественный волосяной покров, ибо, был он чрезвычайно волосат.
Отец братьев, Исаак, был гурманом и любил хорошо покушать. Исав приносил в дом охотничьи трофеи из редких животных, из которых готовили изысканную пищу. По этой ли причине, или по каким либо ещё, но был Исав папиным любимцем. Слепая же материнская любовь была на стороне Иакова и толкнула её на подлог и мошеннический сговор. Зная своих сыновей, зная, что голодный Исав, готов на всё лишь бы утолить свой голод, предложила Иакову шантажировать Исава голодом.
Отец братьев был стар, слеп и немощен, когда задумал умирать. Исав в тот день, как обычно, гонял по пустыне антилоп, а Иаков нежился в шатре. Вернувшись с богатой добычей, голодный и усталый Исав, попросил поужинать, но Иаков заявил, что не накормит его, пока Исав не уступит ему своё первородство. На что Исав ответил: «Какой мне мёртвому прок от моего первородства, если я умру от голода? Что у вас на ужин? Чечевичная похлёбка? Давай чечевичную похлёбку».
Почуяв свой смертный час, папа Исаак призвал старшего сына, чтобы благословить и передать наследство. Но мама Ревекка одела Иакова в одежды Исава, обмотала руки козлиными шкурами и отправила к умирающему отцу. Подслеповатый отец обнюхал Иакова, ощупал его руки, съел блюдо, приготовленное Исавом, благословил Иакова и умер.
В дальнейшем, когда пришло время разделятся братьям и их родам, Исав ушёл на юг в Эдом, что на территории нынешней Саудовской Аравии, и положил начало новому роду.
Вот такая, приблизительно вкратце, библейская притча о первородстве и чечевичной похлёбке. (Ветхий Завет. Бытие. Гл.25-28)
На протяжении многих веков, Библия являлась документом для служебного пользования, читать её самостоятельно без духовных посредников запрещалось, и вплоть до 19 века она не была переведена на другие языки.
Когда сравниваешь Иудаизм с Исламом, находишь очень много общего, вплоть до идентичности. Единобожие, борьба с идолопоклонством, обряды обрезания и забивания камнями, запрет употребления в пищу одних и тех же продуктов, кошерная и халяльная еда и т.д. и т.п.
Создаётся впечатление, что Ислам имел целью подменить собой Иудаизм в глазах Бога.
Что пророк Магомет прочёл Ветхий Завет, и обнаружив подлог в истории Иакова – Исава, пришёл к выводу, что не от Иакова, а от их родоначальника – Исава, должен был произойти «больший народ». С тех пор и идёт бесконечная битва арабов и евреев, которая началась ещё в утробе их общей праматери.
Эпизод ссоры арабов с евреями
Благодаря исследованиям историков стали известны новые подробности взаимоотношений евреев и арабов в Палестине эпохи Османской империи. Зарнукский инцидент 1913 года считается одним из первых жестких столкновений между еврейскими поселенцами и арабским населением.
В столкновении, стоившем жизни двум евреям и одному арабу, сошлись жители Реховота и соседнего арабского поселения Зарнука. Все началось с того, что члены организации еврейской самообороны «Ха-Шомер» помешали двум арабским подросткам воровать плоды с виноградника на территории Ришон-ле-Циона. Завязалась массовая драка, за которой последовали акты мести.
Халуцим рассказывали об этих событиях так: „Однажды во время сбора винограда двое арабских головорезов из богатых семей Зарнуки, проезжая через виноградники Ришон-ле-Циона на верблюдах, обобрали плоды с виноградных лоз, — пишет Моше Смилянский, — один из членов «Ха-Шомер», новичок, попытался им помешать. — Поскольку силы были не равны, арабы посмеялись над ним, а затем избили и отобрали оружие“.
Как и во многих инцидентах, произошедших на заре сионизма, исследователи могут увидеть ситуацию лишь глазами евреев. Однако недавно историку Ювалю Бен-Бассату удалось найти в стамбульских архивах еще один документ, рассказывающий нам о Зарнукском инциденте. Это прошение, отправленное султану Мехмеду V старейшинами окрестных арабских деревень.
Просители представляются как „жители деревень, расположенных по соседству с еврейскими колониями в Даране [Реховот] и Лун-Каре [Ришон-ле-Цион]“. Они обвиняют евреев в том, что те „хотели отнять у проезжавшего каравана их одежду, деньги и верблюдов, но эти люди отказались и сбежали в Лун-Кару“. Затем, пишут старейшины, „вышеуказанные евреи атаковали наши деревни, где они грабили, убивали и унижали нас так, что мы не можем найти слов, чтобы это описать“. Просители обвиняют евреев в том, что они владеют запрещенным оружием, а также в коррупции: „Заплатив деньги, они делают все, что хотят, как будто на территории Османской империи у них есть собственное государство в государстве“.
Это письмо — одно из тысяч прошений, отправленных из Палестины в Стамбул в конце XIX и начале XX веков. Эти документы могут пролить свет и на то, как жившие в деревнях арабы на рубеже веков оценивали поселенческую деятельность ранних сионистов, и на то, как между арабами и евреями возникла непримиримая вражда.
Очевидно, что арабы и евреи совершенно по-разному представляли, кому принадлежит земля. Евреи, купившие земельные участки у их владельцев (большинство из которых проживали в других местах), не имели причин сомневаться в том, что имеют на них все права. В то же время местные феллахи и бедуины были в не меньшей степени уверены, что земли эти, которые они возделывали на протяжении многих лет, принадлежат им.
Поэтому, к примеру, в 1890 году бедуины, жившие на землях, где впоследствии возник город Реховот, писали: „Не так давно высшее руководство продало земли другим людям. Мы не возражали, потому что новые владельцы наверняка знали, что мы веками заботились об этих землях… но неожиданно земля была продана группе приехавших из-за рубежа евреев… Они начали изгонять нас с земель, на которых мы жили всегда. Участки, принадлежавшие нашим отцам и дедам, силой забирали незнакомцы, которые не хотели проявлять к нам ни уважения, ни простого человеческого сострадания. Иными словами, они бы не приняли нас даже как рабов“. Феллахи просили султана, чтобы тот выпустил указ, позволяющий им остаться, или хотя бы нашел для них новые земли.
В исследовании, которое готовит к публикации Институт по изучению Эрец-Исраэль и ее заселения, Бен-Бассат также представляет точку зрения евреев на события из истории еврейского ишува в районе Реховота. Эти земли были куплены евреями при помощи Йехошуа Хенкина, сионистского деятеля из России. В качестве жеста доброй воли евреи позволили феллахам еще некоторое время возделывать эти земли.
„Мы были уверены, что, купив эти земли и получив соответствующие документы, станем единственными их владельцами, и никто не будет вправе против этого возражать, — писал в своем дневнике Левин Эпштейн, глава Реховотского поселенческого комитета. — Мы попросили бедуинов покинуть эти земли, на что они возразили, что ранее взяли их в аренду на два года. Они сказали, что осуществили только летние посевы, а значит, им нужно сделать зимние посевы и собрать урожай. Этот процесс должен был продлиться все лето, и лишь затем они готовы были уйти. Хенкин объяснил, что бедуины были правы, и поселенцы пришли к компромиссу с ними: бедуины должны были перенести свои шатры, но могли приходить и возделывать арендованные земли, пока они не соберут урожай, который посеют зимой. Таким образом, наш первый конфликт с соседями удалось уладить!“
Бен-Бассат обнаружил прошения, обращенные к султану, когда изучал стамбульские архивы. Темой его исследования стали взаимоотношения Османской империи и арабов Палестины. Прошения были основным способом рассказать властям о своих проблемах. Далеко не все они касались конфликтов с евреями — основными темами были высокие налоги, злоупотребления чиновников и жалобы на соседей-арабов.
www.jewish.ru/history/israel/2012/11/news994312935.php
(11.2012)
|