СВО включено не просто государство, но призван сам русский народ, это делает все еще более комплексное и сложное. Запад – хаос. Украина – хаос. Русский народ – хаос. У Запада порядок в прошлом, у нас – в будущем. И к битве хаоса примешаны эти элементы порядка – фрагменты порядка прошлого, элементы будущего, очертания альтернатив, конфликтующие грани проектов.
Не удивительно, что СВО выглядит столь хаотично. Это и есть война хаоса, с хаосом, за хаос и против хаоса.
Русский хаос. Победить должен именно он, создав Русский Порядок.
Александр Дугин , «Катехон» – katehon.com 06.12.2022, 10:00
Краткая история хаоса: от Древней Греции к Постмодерну
(Часть 1.)
Фактор хаоса в СВО
Наиболее мыслящие участники украинского фронта отмечают особенный характер этой войны: в ней невероятно возрос фактор хаоса. Это касается всех сторон СВО – как действий и стратегий противника, так и нашего командования, как резко повысившейся роли техники (всякого рода дронов и беспилотников), так и интенсивного сетевого информационного сопровождения, где почти не возможно отличить вымышленное от реального. Это – война хаоса. Самое время обратиться к этому фундаментальному концепту вновь.
Хаос у греков
Если слово – χάος – греческое, то и смысл его должен быть изначально греческим, связанным с семантикой и мифом, а отсюда и с философией.
Самым корневым значением слова «хаос» является «зияние», «зев», то есть пустое место, которое локализуется между двумя полюсами – чаще всего между Небом и Землей. Иногда (у Гесиода) между Землей и Тартаром, то есть областью, расположенной под адом (Гадесом, Аидом).
Между Небом и Землей находится воздух, поэтому в некоторых более поздних системах натурфилософии хаос отождествляется с воздухом.
В этом значении хаос представляет собой еще неструктурированную территорию отношений между онтологическими и далее космогоническими полярностями. Именно на месте хаоса появляется порядок (изначальное значение слова κόσμος – красота, гармония, упорядоченность). Порядок – это структурированное отношение между полярностями.
Эротико-психический космос
В мифе на территории, ранее занятой хаосом, появляется (становится, возникает) Эрос и/или Психея. Эрос – сын полноты (Поруса, Неба) и нищеты (Пении, Земли) в «Пире» Платона. Эрос соединяет противоположности и разделяет их. Точно также и Психея, душа, находится между умом, духом, с одной стороны, и телом, материей, с другой. Они приходят на то место, где до этого царствовал хаос, и он исчезает, отступает, меркнет, пронизанный лучами новой структуры. Это структура эротического – психического! – порядка.
Таким образом, хаос – это антитеза любви и души. Хаос царит там, где нет любви. Но вместе с тем, именно на месте хаоса – в том же самой зоне бытия – и рождается космос. Поэтому между хаосом и его антиподами – порядком, Эросом, душей есть как смысловое противоречие, так и топологическое родство. Они занимают одно и то же место – место между. Дарья называла эту область «метафизическим фронтиром» и тематизировала ее в разных горизонтах в своих последних работах и выступлениях. Между одним и другим есть «серая зона», в которой следует искать корни любой структуры. Именно это имел в виду Ницше, что «только носящий в душе хаос способен родить танцующую звезду». Звезда у Платона, а далее у многих других, наиболее контрастный символ человеческой души.
Хаос у Овидия
Второе значение, которое можно угадать уже у греков, но которое у них не слишком строго описано, встречаем у Овидия. В «Метафморфозах» он определяет хаос через следующие термины – грубая и неразделенная масса (rudis indigestaque moles), состоящая из плохо сочетающихся, враждующих друг с другом семенами вещей (non bene iunctarum discordia semina rerum), не обладающая никаким иным свойством, кроме инертной тяжести (nec quicquam nisi pondus iners). Такое определение намного ближе к χόρα Платона, «вместилищу становящегося», чем к изначальному хаосу, и резонирует с представлением о материи. В такой хаотической материи подчеркивается именно смешение стихий. Это тоже – антитеза порядка и гармонии, отсюда discordia – вражда Овидия, что отсылает к Эмпедоклу и его циклам любви (φιλότης) /войны, вражды (νεῖκος). Хаос как вражда снова противостоит любви, φιλία. Но тут акцент ставится не на пустоту, а напротив, на предельную, но бессмысленную, неорганизованную заполненность – отсюда «инертная тяжесть» у Овидия.
Греческий и греко-римский смыслы в равной мере противопоставляют хаос порядку, но делают это различно. Изначально (у ранних греков) это скорее легкая как воздух пустота, зловещий характер которой обнаруживается в зияющей пасти нападающего льва или в созерцании бездонной пропасти. В римском эллинизме на первый план выход свойство тяжести и смешения. Это, скорее, не воздух, а вода, или даже черно-красная кипящая вулканическая лава.
Хаос у истоков космогонии
С этой инстанции – с хаоса – начинается космогония, а иногда и теогония греко-римской религии. Бог творит порядок из хаоса. Хаос же изначален. Но бог все же изначальнее. И он выстраивает Вселенную между самим собой и совсем не собой. Ведь если бог есть вечное утверждение, то можно получить и вечное отрицание. Между ними могут быть два типа отношений – либо хаос, либо порядок. Последовательность может быть любой – если сейчас хаос, то в будущем будет порядок. Если сейчас порядок – вероятно, в дальнейшем он испортится, и мир низвергнется в хаос. А потом снова бог установит порядок. И так в периоде. Отсюда теория космических циклов, ясно изложенная в «Политике» Платона, но полнее всего развитая в индуизме и буддизме. Отсюда же непрерывно сменяющие друг друга эры войны/любви Эмпедокла.
У Гесиода космогония начинается с хаоса. У Ферекида с порядка (Зас, Зевс). Отсчет времени можно вести с утра как иранцы, или с вечера как семиты. Хаос не противостоит богу. Он противостоит божьему миру.
Пока нет порядка, Земля не знает, что она Земля. Ведь никакой дистанции не установлено. И поэтому она сливается с хаосом. Земля становится Землей, когда Небо делает ей предложение и дарит свадебное покрывало. Оно и есть космос, украшение, за которым хаос скрывается. Так у Ферекида – в его очаровательно патриархальном философском мифе.
Исчезновение хаоса в христианстве – но tohu va bohu
В христианстве хаос исчезает. Христианство знает только единого Бога и его творение, то есть порядок, мир. Когда-то «земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною»[1] (תֹ֙הוּ֙ וָבֹ֔הוּ וְחֹ֖שֶׁךְ עַל־פְּנֵ֣י תְהֹ֑ום ). Еврейский термин tohu означает как раз пустоту, отсутствие, и вполне подходит к греческому понятию хаос. Уже в этой фразе, с которой начинается первый раздел Ветхого Завет tohu упомянуто дважды, что совершенно теряется в переводе – в первый раз это передается «безвидна», а второй раз во множественном числе (עַל־פְּנֵ֣י תְהֹ֑ום) в сочетании «над бездною», дословно «над лицом tohu»). Слово bohu (בֹ֔הוּ) в сочетании tohu va bohu (תֹ֙הוּ֙ וָבֹ֔הוּ) в Библии больше не употребляется (кроме Исайи 34:11), который просто цитирует выражение из начала «Бытия». Таким образом дословно «земля была хаосом и ?, и тьмой (hsd) над лицом хаоса (или перед лицом хаоса)». В греческом смысле можно было бы сказать, что «земля была скрыта хаосом», который не позволял увидеть (Небу, созданному в первой строчке «Бытия»), что Земля – это Земля.
Здесь Бог творит явно не из хаоса, но из ничто. И творит он сразу светлый дух (Небо) и темную плоть (Землю). Хаос – то, что между ними, то что скрывает их подлинное отношение.
Человек на месте космоса. Не подскользнуться бездной
Остальной процесс творения уже преобразует хаос в космос. Дух Божий, парящий над водами, выстраивает порядок на месте беспорядка. Так появляются светила, растения, животные, люди, рыбы. Но этот космогонический акт иудеев (в отличии от греков) не слишком интересовал. Их религия имела дела с уже сотворенным миром (космосом), которому требовалось через человека выстроить правильные отношения с Богом-Творцом. На месте хаоса стоял человек. Он мог соскользнуть в бездну Аввадона[2], а мог взойти к небесам – как Илия. В Книге Иова (28:22) Аваддон – как Земля, Хтония, у Ферекида – помянут в контексте покрывала. Покрывало – это космос. Человек – это мир, но основан он на хаосе. Это так, но иудейская и позднее христианская теология к хаосу практически никогда не обращается. Здесь все персонифицировано – и даже враг человеческий, дьявол – это не слепленные стихии, но вполне отчетливая личность падшего ангела. В христианскую эпоху хаос отступает на периферию, следуя во многом за иудаизмом – особенно поздним.
Газ: нидерландский хаос алхимиков
Определенный интерес к хаосу мы видим в эпоху Возрожденья, и особенно среди алхимиков. Так слово «газ» берет свое начало от голландского алхимика Ване Гельмонта, который понимал под этим «газообразное состояние вещества», и gas на голландском и есть «хаос». В этом более прозаическом качестве хаос-газ попадает в современную химию и физику. Но тут мало общего с грандиозным космогоническим и даже онтологическим концептом древней метафизики.
Хаос: непознанная суть материализма
Новая волна увлечения хаосом приходится уже на ХХ век. По мере нарастающего внимания к дохристианской – прежде всего греко-римской – культуре многие древние теории и концепты были переоткрыты заново. Среди них и сложное понятие хаос, которое предлагало совершенно иное движение космогонической мысли, нежели креационистское повествование христианства, на низвержении которого основана современная материалистическая наука. Мы видели, насколько раннее толкование хаоса было близко к материи. И даже странно, что материалисты так долго не хотели этого замечать, несмотря на то, что параллели между представлениями о материи и о хаосе на удивление созвучны и аналогичны. Но даже несмотря на увлечение хаосом полноценных выводов о такой интерпретации материализма сделано не было, и исследование хаоса развертывались на периферии философии.
Непредсказуемость
В области физики теория хаоса стала складываться во второй половине ХХ века среди тех ученых, которые приоритетно занимались неравновесными состояниями, нелинейными процессами, неинтегрируемыми уравнениями и расходящимися рядами. В этот период физико-математическая наука выделяла целую обширную область, которая представляла собой нечто не поддающееся классическим моделями исчислений. Обобщенно можно назвать это «непредсказуемостью». Одним из примеров такой непредсказуемости является бифуркация – состояние какого-то процесса (например движения частицы), который с абсолютно равно степенью вероятности в какой-то конкретный момент может потечь как в оном, так и в совершенно другом направлении. Если классическая наука объясняла такое положение дел недостаточностью понимания процесса или знания о совокупных параметрах функционирования системы, то понятие бифуркации предлагала рассматривать такое положение как научную данность и переходить к новым формализациям и методам вычисления, которые изначально допускали бы подобные ситуацию и в целом строились бы именно на их основе. Это решалось как через обращение к вероятностным исчислениям, модальной логике, построение 10-мерной модели Мирового Листа (в теории суперструн), включение вектора необратимого времени внутрь физического процесса (а не как абсолютное время Ньютона или даже понимание времени в четырехмерной системе Эйнштейна). Вся эта область и может быть названа «хаосом» в современной физике. При этом под «хаосом» понимаются не те системы, которые вообще невозможно просчитать и в которых нет никакой закономерности. Хаос поддается исчислениям, влияниям, может быть объяснен и смоделирован – как и все остальные физические процессы, но только с помощью более сложных математических построений, особых операций и методов.
Подчинить хаос, не выстраивая порядка
Можно определить всю эту область исследования хаотических процессов (в понимании современных физиков) как стремление овладеть хаосом. Важно, что речь идет не о построении космоса из хаоса. Тут скорее обратное – построение хаоса из останков, руин космоса. Хаос предлагалось не искоренять, а постигать и отчасти углублять. Контролировать и модерировать, а не преодолевать. А так как далеко не везде уровень хаотичности был продвинутым, хаос нао было и искусственно провоцировать, подталкивая к нему, распадающийся рационалистический порядок. Так изучение хаоса приобрели своего рода моральное измерение: переход к хаотическим системам, искусство управления ими воспринималось как признак прогресса – научного, технического, а далее социального, культурного и политического.
Новая демократия как социальный хаос
Теперь теории хаоса из фундаментальной физики и философии мифа постепенно переходили на социально-политический уровень. Если классическая демократия предполагала строительство иерархической системы, лишь отталкиваясь от решений большинства, то новая демократия стремилась делегировать отдельным индивидуумам как можно больше полномочий. Это неминуемо ведет к хаотизации общества и меняет критерии политического прогресса. Вместо того, чтобы упорядочивать это, прогрессисты стремятся к новым формам контроля – и эти новые формы все дальше отходят от классических иерархий и таксономий и постепенно сближаются с парадигмами новой физике с ее приоритетом, отданных изучению сфера хаоса.
Постмодерн: хаос атакует
В культуре это взяли на вооружение представители Постмодерна и критического реализма (ООО), которые с энтузиазмом принялись применять физические теории к обществу. При этом от квантовой модели, так толком и не спроецированной на общество, произошел переход именно к синергетике и теории хаоса. Общество отныне не должно было создавать вообще никаких нормативных иерархизированных систем, переходя к сетевому принципу – к понятию о ризоме (Делез/Гваттари). Образцом становились ситуации, когда психические больные захватывали в клинике власть над врачами и строили свои собственные раскрепощенные системы. В этом прогрессисты видят идеал «открытого общества» – вообще свободного от строгих правил и законов, и меняющих свои установки по чисто случайным произвольным импульсам. Бифуркация становилась типичной ситуацией, а общая непредсказуемость шизомасс помещалась в сложные нелинейные теории. Такими массами можно было бы управлять, но не прямо, а косвенно – модерируя их на первый взгляд спонтанные, а на самом деле строго предопределенные помыслы, желания, импульсы и поползновения. Теперь синонимом хаоса становилась демократия. Массы не просто выбирают порядок, они его ниспровергают, ведя дело к полному беспорядку.
Пацифизм и интериоризация хаоса
Так мы подошли к связи хаоса и войны. Прогрессисты традиционно отвергают войну, настаивая на довольно сомнительном исторически тезисе о том, что «демократии и друг с другом не воюют». Если в демократии изначально заложена идея подрыва норматива и порядка, иерархии и космической организации общества, то рано или поздно история приводит демократию к тому, чтобы демократия превратилась бы в чистый хаос (именно так и считали Платон и Аристотель, убедительно показывая, что это логически неизбежно). При этом упразднение государств, следуя за пацифистским представлением, что война есть неотъемлемая часть государства, должно привести к всеобщему миру (la paix universelle) – так как де факто и де юре легитимные инстанции войны исчезнут. Но государства выполняют функцию гармонизации хаоса, и подчас именно для этого выплескивают разрушительные энергии вовне – в сторону врага. Так война вовне помогает сохранить мир внутри. Но все это в классической демократии – и особенно в теориях реалистов. Новая демократия отвергает практику экстериоризации темной стороны человека в контексте национальной мобилизации. Вместо этого наиболее ответственные философы (такие, например, как Ульрих Бекк) предлагают интериоризировать врага, поместить Другого внутрь себя. Это фактически призыв к социальной шизофрении (вполне в духе Делеза и Гваттари), к расколу сознания. Если демократия становится хаосом, то и нормативный гражданин такой демократии превращается в хаотического индивида. Он не собирается в новый космос, он, напротив, изгоняет остатки космичности, таксономий и порядка – в том числе пола, семьи, рациональности, вида и т.д. – из себя окончательно. Он становится носителем хаоса, но… в отличие от формулы Ницше – прогрессисты табуируют акт рождения «танцующей звезды» – если только речь не идет о стрип-баре, Голливуде или Бродвее. Шизогражданин не должен строить новый космос ни под каким предлогом – ведь не для этого с таким трудом был разрушен старый. Демократия хаоса – это пост-порядок, пост-космос. Разрушая старое предлагается не строить что-то новое, но погрузиться в наслаждение тление, поддаться на обаяние руин, развалин, осколков и фрагментов. Здесь на нижних уровнях вырождения и деградации открываются новые горизонты метаморфоз и превращений. Так как никакой иерархии между низостью и героизмом, наслаждением и болью, умом и идиотизмом больше нет, то важен сам поток, пребывание в нем, состояние подключенности к сети, к ризоме. Здесь все находится рядом другом с другом и одновременно бесконечно далеко.
Шизовойны
При этом война не исчезает, но помещается внутрь индивидуума. Хаотический индивидуум ведет войну с самим собой, он усугубляет раскол. Этимологически шизофрения означает «рассечение», «разрез», «расчленение» сознания. Шизофреник – даже внешне мирный – живет в состоянии яростного разрыва. Он впускает войну внутрь. Так оправдывается на новом витке гипотеза Томаса Гоббса о «естественном состоянии» человечества, описанном этим автором как хаос и война всех против всех. Только это не раннее «естественное» состояние, а позднее, не предшествующее построению иерархических типов обществ и государств, а последующее за их обрушением. Мы видели, что хаос противоположен космосу, равно как вражда противоположна любви у Эмпедокла. Мы также видели, что Эрос и хаос альтернативные состояния топоса великой промежуточности. Так вот: хаос – это война. Но не всякая война – ведь созидание порядка тоже есть война, насилие, укрощение стихий, их упорядочивание. Хаос – это особая война, война тотальная, проникающая глубоко внутрь. Это шизовойна, захватывающая в свои ризоматические сети всего человека.
Тотальная война как война хаоса
У такой тотальной шизовойны нет строго отведенной территории. Рыцарский турнир был возможен только после разметки пространства. Классические войны имели театры военных действий и поле боя. За этими границами был космос. Хаосу давали строго отведенные зоны мира. Современная война хаотической демократии не знает никаких границ. Она ведется повсюду через информационные сети, дроны, беспилотники, через психические состояния блогеров, пропускающих глубинный раскол через себя.
Современная война – это война хаоса по определению. Именно теперь открывается концепт discordia, «вражды», который мы встречаем у Овидия и который присущ некоторым – довольно древним – трактовкам хаоса. Хаос основан именно на вражде – причем не на вражде одних с другими, а всех со всеми. И целью войны хаоса является не мир и не новый порядок, а углубление вражды до самых последних слоев человеческой личности. Такая война хочет изъять из человека его связь с космосом, и при этом лишить творческого могущества для создания нового космоса, рождения новой звезды.
Именно в этом состоит демократический характер войны. Она ведется не столько государствами, сколько истерично расколотыми индивидуумами. Тут искажается все – стратегия, тактика, соотношение технического и человеческого, скорость, жест, действие, приказ, дисциплина и т.д. Все это уже систематизировано в теории сетецентричных войн. С начала 90-х годов Военное руководство США ставило своей целью имплементировать теорию хаоса в военное искусство. За 30 лет этот процесс прошел уже много стадий.
Война на Украине принесла с собой именно этот опыт – прямой опыт столкновения с хаосом.
Новый мировой хаос
Александр Дугин , «Катехон» – katehon.com 09.12.2022, 10:00
(Часть 2.)
Конфликт двух миропорядков
Представляется, что в СВО речь идет о конфликте двух миропорядков – однополярного, который представлен коллективным Западом и Украиной, и многополярного, который отстаивает Россия и те, кто так или иначе на ее стороне (прежде всего Китай, Иран, Северная, Корея, ряд исламских государств, отчасти Индия, Турция, а также страны Латинской Америки Африки). Это именно так и есть. Но давайте рассмотрим проблему с интересующей нас точки зрения и выясним какую роль тут играет хаос.
Сразу же выделим тот момент, что термин миропорядок, world order, явно апеллирует к эксплицитной структуре, то есть является антитезой хаосу. Значит, мы имеем дело с двумя моделями космоса – однополярной и многополярной. Если это так, то это столкновение между мирами, между порядками, структурами, и хаос здесь не причем.
Запад предлагает свою версию – центр – периферия, где центром является он сам и его система ценностей. Россия и (пассивно чаще всего) поддерживающие ее страны, отстаивает альтернативный космос: сколько цивилизаций столько и миров. Одна иерархия против нескольких, организованных по автономным принципам. Чаще всего на историки-религиозной основе. Именно так представлял себе будущее Хантингтон.
Столкновение цивилизаций есть конкуренция миров, порядков. Есть западоцентричный, есть плюралистичный.
СВО в этом контексте представляется чем-то совершенно логичным и рациональным. Однополярный мир, почти состоявшийся после распада двухполюсной модели с 1991 года, не хочет сдавать лидирующие позиции. Новые центры силы бьются за то, чтобы освободиться от власти ветшающего гегемона. Даже, моет быть Россия поспешила бросить ему прямой вызов. Но не попробуешь не узнаешь – как он, на самом деле слаб (или силен). В любом случае здесь все довольно ясно: между собой бьются две модели космоса – с одним ярко выраженным центром и с несколькими.
В любом случае хаоса здесь нет. И если нечто подобное ему мы встречаем, то только в качестве ситуации фазового перехода. Отчасти это объясняло бы ситуацию на Украине, где хаос дает о себе знать в полной мере. Но есть и иные измерения этой проблемы.
Хаос Гоббса: естественное состояние и Левиафан
Давайте рассмотрим более внимательно, что представляет собой однополярный западоцентричный мировой порядок. Это не просто военно-политическая доминация США и вассальных государств – прежде всего, стран НАТО. Это еще и реализация идеологического проекта. Этот идеологический проект соответствует прогрессистской демократии. Смысл прогрессисткой демократии состоит в том, что демократии должно становиться все больше и больше, а вертикальная модель общества должна сменяться горизонтальной – в предельном случае сетевой, ризоматической.
Основатель западной политической науки Томас Гоббс представлял себе историю общества так. А первой фазе люди живут в естественном состоянии. Здесь «человек человеку волк» (homo homini lupus est). Это агрессивный изначальный общественный хаос, основанный на эгоизме, жестокости и силе. Отсюда принцип война всех против всех. Такова, по Гоббсу, природа человека, поскольку человек изначально зол. Зол, но при этом еще и умен.
Ум в человеке подсказал ему, что если продолжать находиться в естественном состоянии, люди рано или поздно перебьют друг друга. И вот тогда было принято решение создать страшного рукотворного идола – Левиафана, который будет насаждать правила и законы и следить за тем, чтобы все им следовали. Так человечество решило проблему сосуществования волков. Левиафан – это суперволк, заведомо более сильный и жестокий, чем любой их людей. Левиафан – это государство.
Традиция политического реализма – прежде всего в международных отношениях – на это и останавливается. Есть только естественное состояние и Левиафан. Не хочешь одного, получишь другое.
Хаос в международных отношениях в традиции реализма
Эта модель вполне материалистична. Естественное состояние соответствует агрессивному хаосу, вражде (νεῖκος) – тому, который представляет собой альтернативу любви/дружбы у Эмпедокла. Введение Левиафана уравновешивает вражду, навязывая всем «волкам» правила и нормы, которые те не смеют нарушать по страхом наказания и в пределе гибели. Отсюда та формула, которую намного позднее выдвинул Макс Вебер – «государство есть единственный субъект осуществления легитимного насилия». Левиафан заведомо сильнее и ужаснее любого хищника, и поэтому способен остановить серию необратимых агрессий. Но Левиафан не любовь, не Эрос, не психея. Это лишь новое выражение вражды, тотальной вражды, возведенной в степень.
Отсюда и право любого суверенного государства (а Левиафан суверенен и в этом его главное свойство) начать войну с другим государством. Утихомиривая вражду внутри, Левиафан волен развязать войну вовне.
Именно это право на войну и становится основой хаоса в международных отношений, в соответствии со школой реализма. Хаосом международные отношения являются именно потому, что между несколькими Левиафанами не может существовать высшей инстанции. Они на макроуровне повторяют естественное состояние: государство эгоистично и зло потому, что эгоистичным и злым является учредивший его человек. Хаос внутри замораживается, чтобы раскрыться в войне между государствами.
Политический реализм до конца не изжит по сей день и в демократических станах, считаясь вполне легитимной точкой зрения в международных отношениях.
Порядок Локка
Но это не все. За Гоббсом последовал другой важный мыслитель Джон Локк, который сформулировал иную школу политической мысли – либерализм. Локк считал, что человек сам по себе не плох, а скорее, этически нейтрален. Он tabula rasa – чистая доска. Если Левиафан зол, то и его граждане будут злыми. Но если Левиафан изменит свой нрав и свои ориентации, он способен преобразовать природу людей. Люди сами по себе никакие – можно сделать из них волков, а можно баранов. Все дело в правящей элите.
Если Гоббс мыслит то состояние, которое было до государства и предопределило его монстрический характер (отсюда хаос Гоббса), и сравнивает его с государством, то Локк рассматривает уже существующее государство и то, что могло бы за ним последует, если само государство перестанет быть злым монстром и станет источником морали и воспитания, а затем исчезнет вовсе передав инициативу перевоспитанным – просвещенным – гражданам. Гоббс мыслит в категориях прошлое/ настоящее. Локк – в категориях настоящее/будущее. В настоящем государство злое – эгоистичное и жестокое (отсюда войны и хаос в международных отношениях). В будущем же оно призвано стать добрым, а значит, и его граждане перестанут быть волками и войны прекратятся, так как в международных отношениях возобладает взаимопонимание. Иными словами, Гоббс предлагает диалектику хаоса и его относительного снятия в Левиафане (с новым вторжением в области межгосударственных отношений), а Локк предлагает исправить жестокую природу государства, переделав (перевоспитав, просветив) его граждан и отменив войну между народами. Но вражду, присущую Гоббсу, Локк предлагает заменить не любовью и не порядком, а коммерцией, торговлей, спекуляцией. Торговец (а не пророк, жрец или поэт)заменяет собой воина. При этом торговля называется douce commerce, «нежная коммерция». Она нежна в сравнении с брутальным захватом добычи воином после взятия города. Но насколько она жестока свидетельствует «Венецианский купец» Шекспира.
Важно, что Локк мыслит постгосударственный чисто торговый порядок как то, что следует за эпохой государств. Это значит, коллективный разум, ипостазированный в Левиафане, отнюдь не отменяется, но лишь спускается на более низкий уровень. Перевоспитанный, просвещенный гражданин (бывший волк) теперь сам себе Левиафан. Но только новый. Перевоспитывая подданных просвещенный монарх (синоним просвещенного государства) перевоспитывает и самого себя.
Мировое Правительство как проект Просвещения
Отсюда начинается теория политической демократии. Государство просвещает граждан, выкорчевывает из них агрессию и эгоизм, и само становится альтруистическим, пацифистским. Отсюда главный закон международных отношений: демократии друг с другом не воюют.
И далее. – Если государства перестали быть эгоистическими (суверенными), то они способны демократически учредить надгосударственную инстанцию Мировое Правительство. Оно будет следить за тем, чтобы все общества были добрыми и только торговали бы между собой, и никогда не воевали бы. Постепенно государства будут отменены и наступит «единый мир» (One World), глобальное гражданское общество.
Экономика: хаос Локка
Казалось бы, что у Локка и в позднейшей, продолжающей его идеи традиции либерализма, хаос снят. Но не тут то было. Здесь нет военного хаоса, но есть экономический. Поэтому агрессии нет, а хаос остается. Да и агрессия и вражда остаются, только приобретают иной характер – а именно тот, которое навязало общество торговое (капиталистическое) государство. И конкретно, западно-европейское государство Нового времени.
То, что рынок должен быть свободным, а экономика дерегулированной является главным тезисом либерализма, то есть современной демократии. Таким образом хаос снова вводится, но только взятый в ином срезе – с отсеченной агрессией и прямолинейным эгоизмом. Левиафан отождествляется с рассудком (он и был учрежден на его основании), а рассудок мыслится чем-то всеобщим. Отсюда Кант, его трансцендентальный рассудок и призывы ко всеобщему миру. Этот рассудок не отменяется (вместе с преодолением Левиафана), а трансформируется, смягчается, коллективизируется (Левиафан коллективен), а далее распыляется на множество единиц, пишется на чистых досках атомарных индивидуумов. Постгосударственный человек отличается от догосударственного тем, что отныне разум является его индивидуальным достоянием. Именно так понимал гражданское общество Гегель. В нем общая рациональность старой монархии транслируется множеству граждан – буржуа, горожан.
Поэтому в либеральной теории раз Левиафан есть рассудочность, то дистрибуция рациональности всем индивидуумам снимает потребность в нем. Общество и так будет мирным (что обеспечивал ранее Левиафан), а свои волчьи наклонности будет реализовывать в снятом виде – через торговую конкуренцию. В жестко форме тоже самое говорит и теоретик либерального расизма социал-дарвинист Спенсер.
Нежная торговля, douce commerce, есть нежный хаос, хаос в контексте либеральной демократии.
Новая демократия и Управленьице: нежный хаос распыления
На Западе существует баланс Гоббса и Локка – пессимистического и ретроспективного понимания государства (и самой природы человека) и оптимистического прогрессистского. Первое называется реализмом, второе либерализмом. Обе современные, западоцентричные, модернистские теории совпадают в целом, но различаются в частностях. Прежде всего в интерпретации хаоса. Для реалистов хаос заведомо злой и агрессивный. И именно для борьбы с ним было создано государство – Левиафан. Но хаос не исчез , он из внутреннего стал внешним. Отсюда трактовка природы войны в реализме.
Либерализм разделяет интерпретацию генезиса государства, но верит в то, что зло в человеке можно преодолеть. С помощью государства, которое трансформируется (просвящается), а затем просвещает и своих граждан – вплоть до проникновения в их код, в их природу. Государство, и прежде в всего просвещенное государство, здесь выступает как программист, инсталлирующий в общество новую операционную систему.
По мере успехов либерализма стала складываться теория новой демократии или глобализма. Ее суть в том, что национальные государства упраздняются, а вместе с ними исчезают и войны, а сама агрессивная и эгоистическая природа человека меняется с помощью социальной инженерии, которая трансформирует человека – превращает волка в барана. Левиафана больше нет, и старый – военно-агрессивный, волчий – хаос упраздняется. Начинается хаос всемирной торговли, смешения культур и народов, потоки бесконтрольной миграции, мультикультурализм, смешения всех и всего в One World.
Но это порождает новый хаос. Не агрессивный, а мягкий, «нежный». При этом контроль не отменяется, а спускается на нижний уровень. Если правительство (governement) даже в старой демократии представляло собой выборную, но иерархическую, вертикальную структуру, то теперь речь дет об управлении (governance) или «управленьице», когда власть входит внутрь управляемого субъекта, сплавляясь с ним до неразличимости. Не цензура, а самоцензура. Не контроль сверху, а самоконтроль. Так вертикальный Левиафан плазмируется в горизонте рассеянных атомарных индивидуумов, входит в каждого их них. Это гибрид хаоса (естественного состояния) и Левиафана (всеобщей рациональности). По сути именно так мыслил гражданское общество Кант. Всеобщее разливается по атомам, и теперь не внешняя инстанция, а собственный индивидуальный рассудок просвещенного гражданина купирует свою же агрессивность и модерирует свой же эгоизм. Так насилия помещается внутрь человека. Хаос раскалывает не власть и массы, не государства между собой, а самого человека. Это и есть общество риска (Risikogeselshcaft) Ульриха Бека – опасность отныне исходит из самого себя, и собственной шизофренической раздвоенности, становящейся нормой. Так мы приходим к шизоиндивидууму, носителю особого хаоса новой прогрессистской либеральной демократии. Вместо того, чтобы вредить другим, либеральный «хаотик» вредит себе, бьется с самим собой, раскалывается и рассекается. Операции по смене пола и в целом промотирование сексуальных меньшинств как нельзя тут оказывается кстати. Опциональность пола, свобода его выбора противопоставляет в одном и том же индивидууме две автономные идентичности. Гендерная политика позволяет «хаотику» в полной мере состояться.
Но это особый хаос, лишенный формализации в виде агрессии и войны.
«Хаотик» как человеческий норматив новой демократии
Именно такой порядок новой демократии и стремится навязать человечеству Запад. Глобализм настаивает на торговом хаосе (свободный рынок) в сочетании с ЛГБТ+ идеологией, которая нормативизирует раскол внутри индивидуума, постулирует «хаотика» как антропологический образец. При этом предполагается, что рациональность и запрет на агрессию уже включены в «хаотика» – через массовую демонизацию национализма и коммунизма (прежде всего в советской, сталинистской версии).
Получается, что однополярный мир и соответствующий ему глобальный порядок есть порядок прогрессистского хаоса. Это не чистый хаос, но и не порядок в полном смысле этого слова. Это «управленьице» (governance), которое тяготеет к тому, чтобы быть раскатанным по горизонтали. Поэтому тезис о Мировом Правительстве оказывается слишком иерархическим – левиафаническим. Правильнее говорить о Мировом Управлении, Мировом Управленьице, которое невидимо, имплицитно. Жиль Делез справедливо указывал на то, что в эпоху классического капитализма образ крота оптимален: капитал невидимо ведет свою работу по подрыву традиционных – домодернистских – структур и выстраивает свою иерархию. Новой демократии больше подходит образ змеи. Ее гибкость и ее извивы указывают на сокрытость власти, вошедшей в атомизированную массу мировых либералов. Каждый из них по отдельности – носитель спонтанности и хаотической непредсказуемости (бифуркации). Но при этом в них же встроена ригидная программа, предопределяющая всю структуру желания, поведения, целеполагания – как фабрика с работающими машинами желаний. Чем свободнее атом по отношение к констелляции, тем более предсказуемой становится траектория его движения. Именно это имел в виду Путин, цитирующий «Бесов» Достоевского в пассаже о Шигалеве: «Начинаю с абсолютной свободы и заканчиваю абсолютным рабством». Левиафан как глобальной идол, рукотворный всемогущий бес больше не нуден, так как малыми «левиафанами» становятся либеральные индивидуумы – образцовые «хаотики», освободившиеся от религии, сословий, нации, пола. И гегемония такого прогрессивно-демократического Запада представляет собой не просто порядок в старом смысле и даже не демократический порядок, а именно гегемонию «мирного» хаоса.
Пацифисты идут на фронт
До какой степени этот хаос Локка является мирным? До той черты, пока он не сталкивается с альтернативой – то есть с порядком. Причем речь может идти о порядке самого Запада и даже о старой демократии в духе Гоббса (это можно совокупно назвать трампизмом или старым либерализмом) и в еще большей степени об иных типах порядка, вообще недемократических, которые Запад совокупно называет «авторитаризмом», понимая под этим режимы России, Китая, многих арабских стран и т.д. Везде мы видим иные артикуляции порядка, которые открыто и эксплицитно противостоят хаосу.
И вот здесь интересный момент: столкнувшись с оппозиции пацифистский либеральный ново-демократический Запад goes mad и становится крайне воинственным. Да, демократии друг с другом не воюют, но с недемократическими режимами, напротив, война должна быть беспощадной. Только «хаотик» без пола и иной коллективной идентичности есть человек, по крайней мере человек в прогрессистском понимании. Все остальное – отсталые непросвещенные массы, на которых держится вертикальный порядок – либо циничный Левиафан, либо еще более автономные и автаркийные версии порядка. И их необходимо уничтожить.
Постпорядок
Так однополярный мир вступает в решающий бой с многополярным именно потому, что однополярность есть кульминации вои покончить с порядком вообще, заменив его постпорядком – Новым Мировым Хаосом. Интериоризация агрессии и шизоцивилизация «хаотиков» возможны только тогда, когда в мире не будет границ – наций, государств, «левиафанов», то есть порядка как такового. И пока это не так, пацифизм остается предельно воинственным. Трансгендеры и перверты получают обмундирование и отправляются на эсхатологическую битву с противниками хаоса.
Хаос гардаринских свиней
Все это бросает на СВО, цивилизационную войну России с Западом, против однополярности и за многополярность, новый концептуальный свет. Агрессия здесь многомерна и имеет разные уровни. С одной стороны, Россия доказывает свой суверенитет, а значит, принимает правило хаоса международных отношений. Как ни крути это настоящая война, пусть и не признанная Москвой. Москва колеблется не случайно: это не классический военный конфликт двух национальных государств, это нечто иное – это битва многополярного порядка против однополярного хаоса, и территории Украины здесь именно концептуальный фронтир. Украина не порядок, не хаос, не государство, не территория, не нация, не народ. Это концептуальный туман, философский бульон, в котором идут фундаментальные процессы фазового перехода. Из этого тумана может родиться всякое, но пока это суперпозиция разных хаосов, что делает этот конфликт уникальным.
Если рассматривать Россию и Путина как реалистов, то СВО – это продолжение битвы за укрепление суверенитета. Но это подразумевает реалистский тезис хаоаса международных отношений и отсюда – легитимацию войны. Истинно суверенному государству никто не может запретить что-то делать или чего-то не делать, так как это противоречило бы самому понятию суверенитета.
Но Россия явно бьется не только за национальный порядок против глобалистского управляемого хаоса, но и за многополярность, то есть право разных цивилизаций строить свои собственные порядки, то есть преодолевать хаос своими собственными методами. Таким образом, Россия воюет с Новым Мировым Хаосом именно за сам принцип порядка – не только своего, русского, но порядка как такового. Иными словами, Россия стремится отстоять именно мировой порядок, противопоставленный западной гегемонии, которая является гегемонией интериоризированного хаоса, то есть глобализма.
И еще важный момент. Сама Украина представляет собой чисто хаотическое образование. И не только сейчас – в своей истории Украина – это территория анархии, зона где преобладало «естественное состояние». Украинец украинцу волк. И тем более волк он москалю или ляху. Украина естественная область анархической вольницы, сплошное Гуляй Поле, где атомизированные чубатые автономы ищут наживы или приключений, не будучи скованными никакими рамками. Украина – то тоже хаос, отвратительный, бесчеловечный и бессмысленный. Неуправляемый и грузный. Хаос беснующихся свиней и их подруг.
Это Гардаринские свиньи, в которых вошли изгнанные Христом бесы и которые ринулись в пропасть. Судьба Украины – как идеи и проекта – сводится именно к тому символу.
СВО – война полисемантического хаоса
Поэтому неудивительно, что разные типы хаоса столкнулись между именно на Украине. С одной стороны, глобальный управляемый хаос Запада новой демократии поддержал и сориентировал украинских «хаосов» в их противостоянии с российским порядком. Да, этот порядок пока лишь обещание, лишь надежда. Но Россия время от времени ведет себя именно как его носительница. Речь идет и об Империи, и о многополярности, и о лобовом противостоянии Западу. Но чаще всего этот вектор облекается в форму суверенитета (реализма), что и сделало СВО возможной. Не следует упускать из виду и глубинное проникновение Запада внутрь российского общества – у хаоса в самой России есть своя серьезная поддержка, которая подтачивает вектор России на самобытность и отстаивание своего порядка. Пятая и шестая колонны в России – сторонники западного хаоса. Они и подтачивают и разлагают волю государства и народа к Победе в СВО.
Поэтому Россия в СВО, будучи приоритетно на стороне порядка, действует подчас по правилам хаоса, навязанным как Западом (Новый Мировой Хаос), так и собственно природой противника.
Русский хаос
Русский хаос. Победить должен именно он, создав Русский Порядок
И последнее. Российское общество несет в самом себе хаотическое начало. Но это еще один хаос – русский хаос. И у этого хаоса есть свои особенности – свои структуры. Он противоположен Новому Мировому Хаосу либералов, потому что не является индивидуалистическим и материальным. Отличается он и от тяжелого, мясного, телесно-садистского хаоса украинцев, естественным образом плодящего насилие, терроризм, попирание всех норм человечности. Русский хаос особый, у него есть свой код. И этот код совершенно не совпадает с государством, структурируется в полной независимости от него. Этот русский хаос ближе всего к изначально-греческому – это пустота между Небом и Землей, которая пока еще ничем не заполнена. Это не столько смешение враждующих между собой семян вещей (как у Овидия), сколько предвосхищения чего-то великого – рождения Любви, явления Души. Русские – народ, предуготованный к чему-то, что еще не дало о себе знать в полной мере. И именно такой особый чреватый беременный новой мыслью и новым делом хаос несут в себе русские люди.
Для такого русского хаоса рамки современной российской государственности тесны и даже нелепы. Он несет в себе зерна какой-то немыслимой великой невозможной реальности. Русской танцующей звезды.
И то, что в СВО включено не просто государство, но призван сам русский народ, делает все еще более комплексным и сложным. Запад – хаос. Украина – хаос. Русский народ – хаос. У Запада порядок в прошлом, у нас – в будущем. И к битве хаоса примешаны эти элементы порядка – фрагменты порядка прошлого, элементы будущего, очертания альтернатив, конфликтующие грани проектов.
Не удивительно, что СВО выглядит столь хаотично. Это и есть война хаоса, с хаосом, за хаос и против хаоса.
Русский хаос. Победить должен именно он, создав Русский Порядок.
[1] Книга Бытия 1:2.
[2] Связь между бездной Аваддон, расположенной ниже ада, шеола (как аналог Тартара у греков) и скольжением прекрасно показывает в своих работах Е.А.Авдеенко. См. Авдеенко Е.А. Псалмы: библейское мировоззрение. М.: Классис, 2016.
Александр Дугин
Комментарии Александр Дугин , Газета "Завтра" – zavtra.ru 08.12.2022, 07:46
Владимир Храмов
ИТАК: „Наиболее мыслящие участники украинского фронта отмечают особенный характер этой войны: в ней невероятно возрос фактор хаоса. Это касается всех сторон СВО…“ Что такое ХАОС? – Это, прежде всего, внешне видимый, полный беспорядок и неопределённость. В нашем случае – это хаос в системе (политики) международных отношений, устойчивость (предсказуемость) которой до разрушения СССР определялась регулирующим фактором ядерного сдерживания. После установления американского, однополярного мира фактор ядерного сдерживания ушел из видимого политического пространства и в мире стали формироваться механизмы новой устойчивости (локальные войны, акции устрашении и пр.).
При этом фактор ядерного сдерживания не исчез физически – с возвращением России к подобающей ей международной роли, он просто вышел из тени. Но наши исконные враги пока не хотят (боятся) это осознать и пытаются победить нас, великую ядерную сверхдержаву, методами позиционной войны начала ХХ века.
Враги, конечно, могут успокаивать себя различными ритуальными действиями, попытками нас запугать и убедить в невозможности применения нами ядерного оружия, но мир снова оказался под фактическим (!), регулирующим воздействием ядерного сдерживания и начинает выходить из состояния хаоса.
Ныне супостату самое время (!) внимательно изучить нашу Военную доктрину и «Основы государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания», определяющие условия применения Российской Федерацией ядерного оружия…
НАПОМИНАЮ:
Вышеупомянутые «Основы…», в частности, определяют и следующее условие, при возникновении которого Российская Федерация может применить ядерное оружие: «19.… г) агрессия против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства»…
Замечено, что Владимир Владимирович Путин всегда поступает в строгом соответствии с требованиями действующих документов и норм права. Можно не сомневаться, что при возникновении условий, ставящих под угрозу «само существование государства», наш Верховный Главнокомандующий немедленно отдаст необходимый приказ. Далее Украина в считанные часы будет приведена в качественное состояние, необходимое для обеспечение безопасности России, а НАТОвцы будут вынуждены «прижать уши и поджать хвосты»…
Александр Секерин
Неубедительное, можно с долей иронии сказать хаотичное изложение представлений о хаосе и толковании его роли в СВО. Это связано с зацикленностью автора в понимании хаоса древними греками, средневековыми мыслителями и современными европейскими философами, так и не вышедшими из заданной парадигмы. Последние мало что создали стройного, законченного, но наплодили много новых, мало что объясняющих терминов. При попытках упорядочить представления о хаосе, они ещё больше всё запутали, привели к большему хаосу.
Было бы неплохо, если бы философ такого ранга как Дугин обратился к понятиям хаоса древних и современных мудрецов Востока, сопоставил их позицию с европейской. Это позволило бы с большей объективностью анализировать настоящее.
С позиций равновесной термодинамики возрастание энтропии, как меры хаоса в системах, происходит практически самопроизвольно, с минимальными энергетическими затратами. В приложении к СВО, да и вообще к войнам показывает, что их ведение требует огромных энергетических затрат. Даже исходя из таких примитивных соображений, войны представляют собой борьбу с хаосом в человеческих сообществах, когда внутренней энергии для обуздания стремительно нарастающего хаоса становится недостаточно. Война эта всегда энергозатратная работа по установлению порядка в человеческих сообществах. Интуитивно так понимается всеми, и заявляется, что идет борьба за установление нового мирового порядка, взамен изжившего. Именно порядка, а не хаоса, даже регулируемого или структурированного, как его ни обзови.
Всё гораздо проще на самом деле. Сложность и громоздкость теоретического изложения осмысления общественных процессов связано с недостаточным их пониманием и оформлением в окончательном виде, что мы видим в представленной нашему вниманию статье.
Михаил Шталь
«Мир не прост, совсем не прост» и «Взгляни как много греческих палаток на той равнине, столько же и мнений». Наличие теорий и гипотез свидетельствует только о догадках и предположениях о видимой и ощущаемой нами реальности. Теории и догадки. Хаос в головах. Там где человек, система, власть теряет контроль над той реальностью в которой он или она-система приспособилась- тут тебе и хаос. И опять начинается процесс приспособления к реальности, над которой не властен, опять «структурируй». А реальность она, видимо, «дама непостоянная», текучая и требует приноравливания к ней, как в геологических, климатических, так и социальных процессах и аспектах. И выстраиваемые общественные «структуры» так же требуют постоянных изменений, как менялись формы отношений от первобытных племён, княжеств, царств, империй, общественных отношений – рабства, феодализма, капитализма, социализма...
Как только рушится привычный мир, а точнее представление о «мире» – тут тебе и хаос. Мы видим как рушится тот мир к которому «приспособились» последние примерно 100 лет, и попытки удержать ускользающую не понятую изменившуюся реальность и выливается в ужесточении «порядка», законов, применения силы и оружия. Но смену времени суток, времени года, перемену климата, человеческого сознания ни «ядерным сдерживанием», ни строгими законами, ни «силовиками» и телепередачами не остановить. Творят хаос те, кто пытается остановить время, пытаясь «законсервировать» привычную реальность и своё комфортное в ней существование. «Эпизоды» не могут остановить процесс, «консервация» не устранит творение и творчества. Хаос – это попытка пресечь развитие, остановить будущее.
Хаос это стремление прошлое продлить в настоящем и закрепить в будущем. Это абсурд.
Сергей Ковальчук
Очень познавательно. Большое Спасибо Александр Гельевич.
На самом деле; "Пока нет порядка, Земля не знает, что она Земля. Ведь никакой дистанции не установлено. И поэтому она сливается с хаосом. Земля становится Землёй, когда Небо делает ей предложение и дарит свадебное покрывало."
Сейчас же происходит война на Земле управляемого из США хаоса с той частью Человечества, которая алчет утверждения всеобщего Божьего Порядка. И Россия стала тем местом, где эта крайняя битва, сравнимая с битвой Архангела Михаила на Небе, началась и на Земле.
Поражение в этой битве в итоге приведёт к гибели, в хаосе, всей цивилизации. Победа же – к обретению Истинно Нового Мира, – долгожданного Рая = Коммунизма для всего Человечества. Победа же невозможна без отречения Кремля от предательского культа золотого тельца = капитала, – фундамента хаоса.
Но как бы то ни было, Веря, что Бог Изначален, а хаос вторичен, – будем Верить и в утверждение Благого Нового Мира для всего Человечества. Того Нового Мира, – Мировоззрение которого утвердится в итоге для всех Людей Земли – Русского = Советского Духа.
А коли весь Новый Мир станет Воскресшим Советским Союзом, – то в нем даже не потребуются Декрет о Мире, так как ветхий хаос вражды будет расточён окончательно и бесповоротно с лика Земли.
Валерий Журавлев
Никакого хаоса в СВО нет. Все складывается из не совсем продуманных действий одной стороны, явно переоценившей свои возможности и долго не желавшей это признавать, видимо надеясь на какое-то чудо. Чуда не произошло, а время было потеряно, удерживать растянувшийся фронт, с каждым днем, становилось труднее. Сказывалась малочисленность сухопутных войск, которые, несмотря на первоначальное техническое превосходство, несли потери, что восполнить было нечем и инициатива, с каждым днем, все больше переходила к противнику. Тем более, что он, с помощью НАТО, почти беспрепятственно, достиг многократного превосходство в численности своих войск, не испытывая недостатка в современных видах вооружения и боеприпасов к ним. А натовские системы космической, воздушной разведки и разветвленная агентурная сеть позволяли контролировать все передвижения и маневры наших войск, не только создавая в наметившихся опасных для него местах, превосходство, но и наносить удары, как по линии фронта, так и по территории РФ, на большую глубину, особенно по жилым кварталам населенных пунктов Донбасса. Хотелось бы надеется, что запоздалая мобилизация изменит положение в нашу пользу…
Михаил Шталь
Хаос не в течении СВО (хотя и там он наличествует), а сама СВО, как попытка «перепланировки» существующего здания капиталистического мироустройства. СВО это кувалда, которой крушится выстроенный после 1945 года мир, система отношений и ценностей. Что и как будет «потом» и будет ли это «потом» пока не ведомо, поскольку ни конкретной цели, ни ясного образа будущего не видно.
Сергей Ковальчук
Согласен...
Сама СВО не проект России, а проект тех, кто пытается управлять хаосом. Кремль и Киев в этом проекте в равной степени только исполнители. Нити же управления хаосом ведут в единый центр, – которому подчинены все, кто поклоняется культу золотого тельца = капиталу. Поэтому столько странностей и нестыковок. Из-за чего люди имеющие разум уже сделали правильное умозаключение, что если перед 1917 годом в отношении власти в России задавались вопросом, – «что это, глупость или предательство», – то сейчас утверждающие, – «что это есть предательство замаскированное под глупость». Через эту призму все нестыковки нивелируются.
Исходя из этого можно найти ответ на утверждение; «Что и как будет «потом» и будет ли это «потом» пока не ведомо, поскольку ни конкретной цели, ни ясного образа будущего не видно.»
Хаос в настоящее время именно общемировой. В осознании этого был более всего прав писавший здесь ранее на сайте Григорий Чёрный, утверждавший, что кризис сейчас не в отдельных государствах, а общечеловеческий и цивилизационно небывалый со времён появления человека разумного на Земле. А он в свою очередь чаще всего ссылался на настоящего Ученого и Человека Сергея Петровича Капицу. Исходя из этого – «сковородка Земли» раскалилась сейчас не локально, как это произошло в 1917 году, а целиком и полностью вся. Начался даже её перегрев на некоторых участках Россия – Украина (Восток – Запад). Далее либо раскол «сковородки», – либо обретение «Нового Блина» на ней – Блина Нового Мира.
Исходя из этого. Управляемый из сатанического центра хаос скоро перейдёт в фазу неуправляемого. Бразды Правления хаосом будут окончательно переведены на Промысел Горний и в итоге получится как и сто лет назад в периоде с 1914 по 1922 года, но уже не локально, а для всего Человечества Земли.
Виктор Хохлачев
"...хаос, что в полной тьме существующей в сплошной пропасти, т.е. мысль материального и психического"
Упрощённо говоря, под «материальным» и «психическим» (душевным) понимаются два типа Адама, соответственно третий (нижний, от мира, образно говоря, – это та часть человека которая ниже пояса) и второй (верхний, до головы, Советский).
Нижний, его ещё называют плотским, земным, – это та скотоподобная тварь в которую превратили (середина этого процесса выпадает на август 1991 г.) второго (бывшего Советского) Адама, того чья душа была ближе к земле (грязи), чем к свету. Но они оба в хаосе. Третий просто грязь (глина горшечника), а второй первый человек в образе Человека – телесная оболочка внутреннего Человека (Коммунистической Общности), то есть Бога.
Иначе говоря, хаос – это, наблюдаемый теперь, тот скотский образ жизни, та «Яма Неведения («неведения» для одних, «забвения» для других, Советского образа Жизни), названная Тьмой Внешней (по отношению с Советскому Человеку), и Хаосом, и Гадесом (адом), и Абиссом (бездной)» в который упал человек, которому имя «Советский» было дано в долг. Где-то там, на самом дне этой ямы – религия.
Это я к тому, что «материализм» не нужно путать со «жлобской ментальностью»…
Кирилл Пахомов
с Гельичем почти что всегда согласен. Хаос – это полнота всепотенциальности до её воплощения в рациональной ущербности и дозированности и ущемлённости энергии. Что и рождает время и пространство – как хоть какие-то ограничения и условные координаты ради хоть какой-то определённости, выбранного нами удобного нам положения вещей.)
Бен Шмуцер
Нормальному человеку вообще сложно понять, как можно одной рукой воевать с противником, а второй – торговать с ним и сотрудничать. Ведь, например, при всех санкциях через проходящие по Украине трубы (другие нам взорвали или заблокировали) в Европу текут наши нефть и газ. После чего на отапливаемых этим газом химзаводах из этой нефти делают бензин и солярку, коими заправляют натовские танки, поставляемые европейцами Украине, чтобы убивать нас.
Более чем мутная история и с пресловутым аммиакопроводом «Тольятти – Одесса». Запущенный в 1981 году усилиями «большого друга СССР и лично Л.И. Брежнева» американского миллиардера Арманда Хаммера, этот крупнейший аммиакопровод беспрерывно работал и все 8 лет военных действий в Донбассе. Хотя и проходил в т. ч. через зону боевых действий. Ежегодно через него качали 2,6 млн тонн аммиака, с которых Украина только за транзит получала $100 млн ежегодно, а Россия (точнее, экспортёры аммиака) – $2,4 млрд.
Аммиак при этом поставляли на 13–16% ниже рыночной стоимости, что позволяло и многим другим иметь с этого свой гешефт. Этот газ, отправленный на расстояние 2471 километр, в терминале Одесского припортового завода (который, естественно, не бомбят) перегружался в танкеры и экспортировался. Половина всего объёма продавалась в США, 15% идёт во Францию, остальная часть – в 20 стран дальнего зарубежья.
Комментарии Человек Редактор , Газета "Завтра" – zavtra.ru 10.12.2022
Сверхновая Парадигма
Псевдонаучное словоблудие. Ни на йоту неметрологизированное.
За такие статьи, надо гнать из профессии.
Квинтэссенция подмены понятий, передергивания, злонамеренного жонглирования терминами, размышлений об "идеальном газе", и не учтение ЕВРЕЕВ, оперирующих на правах цивилизаторов, нарушивших ВСЕ известные Законы, и заливших цивилизуемое сообщество кровью до необратимых кондиций.
Это последнее, и является единственно подлинной причиной происходящего на наших глазах совсем не Хаоса, но "Гевалта и Кипиша" – разыгранного на глобальном уровне мошеннического приема, с помощью которого, Кагал пытается "соскочить с Трибунала" (действия евреев надо описывать не философскими терминами, но феней!),
по схеме Нюрнберга – 1945, когда посыпавшиеся на процессе проявления еврейских организаторов 100 млн мясорубки, были ими купированы "Малышом" по Хиросиме и "Толстяком" по Нагасаки.
Для чего собственно сейчас и разыгрывается "Украина"...
|