|
Одна страница
|
 «Ходжа Насреддин с волнением узнавал знакомые улицы, чайханы и минареты». Леонид Соловьёв «Повесть о Ходже Насреддине» «Зажигались яркие костры в чайханах, и скоро вся площадь опоясалась огнями. Завтра предстоял большой базар – и один за другим шли мягкой поступью верблюжьи караваны, исчезали в темноте, а воздух был все еще полон мерным, медным и печальным звоном бубенцов; и когда затихали в отдалении бубенцы одного каравана, им на смену
|
|
|
|
|
|
 «Вдыхайте небо, живите небом, — И небесами засветит взор!» Игорь Северянин Усадьба, лето, идиллия. Прохладный полумрак дома контрастирует со светлой зеленью парка. Мы словно бы находимся в той комнате, откуда открывается вид – статуя, деревья, скамейка, девочка с книгой. Ощущение ароматов – синие цветы на туалетном столике и тёплый дух июньского дня. Перед нами – картина Николая Богданова-Бельского «Лето», написанная в самом начале 1910-х.
|
|
|
|
|
|
 Комедия Аллы Суриковой «Искренне Ваш…» (1985) с Виталием Соломиным в главной роли известна меньше, чем «Прохиндиада» (1984) с Александром Калягиным. Хотя бы потому, что, несмотря на целую россыпь звёзд (а помимо Виталия Соломина там играют – Армен Джигарханян, Ролан Быков, Вера Глаголева, Лариса Удовиченко, etc) фильм вышел слабоватым и каким-то вторичным. Такое чувство, что сценарист Валентин Азерников вдохновлялся не только «Прохиндиадой»
|
|
|
|
|
 В этом фильме прекрасно всё – и сюжет, и музыка, и актёрская игра, и дружба народов! В феврале этого года отмечается 80-летие Полада Бюль-Бюль оглы, сыгравшего в киноленте Юлия Гусмана «Не бойся, я с тобой!» (1981). Поэтому нелишне вспомнить этот многослойный фильм, который не то мюзикл с элементами боевого истерна, не то истерн с элементами роскошного мюзикла. Но только ли в этом его многослойность? О, да, тут есть история любви
|
|
|
|
|
|
 Мы идём по улицам, спускаемся в метро, заходим в административные здания и торговые центры, посещаем выставочные залы, и везде нас сопровождают мозаичные панно, фрески, сграффито. Город немыслим без монументальной живописи, он казался бы заурядным, пустым и безликим. «Город в целом должен быть таким синтетическим произведением, в котором все искусства, объединяясь, должны создать величайшее произведение искусств и в смысле образности
|
|
|
|
|
|
 Архитектура – самый выразительный вид искусства. По ней определяют эру. Древний Египет – равно пирамиды. Античная Греция – сие Акрополь. Вечный Рим – и перед нами встают развалины Колизея и Форума Романум. Мы пишем о Людовике-Солнце, подразумевая Версаль. Мы вспоминаем о товарище Сталине – видим стремительные высотки. Безусловно, поэзия, живопись, ваяние, мода важны для постижения вех, но разве они сравнятся с зодчеством?
|
|
|
|
|
 Где «Каин XVIII» (1963), там и «Тень» (1971) - философская сказка Евгения Шварца, экранизированная великой сказочницей Надеждой Кошеверовой. У неё получилась своеобразная линия о Добре и Зле, и финальный аккорд вышел жёстким, ибо «Тень» — это о нашем подсознании. О том, что в каждом человеке есть теневая сторона, а уж когда она выходит из-под контроля... На первый взгляд, учёный Христиан-Теодор – сугубо положительный герой, тогда как Теодор
|
|
|
|
|
|
 «Слава. Слава, Слава героям!!! Впрочем, им довольно воздали дани. Теперь поговорим о дряни». Владимир Маяковский. На днях дала себе нелёгкий труд и посмотрела ряд интервью с героями Верхнего Ларса, и прочей «совестью нации». СМИ-трынделки, IT-бородачи, ЛГБТ-милота без особых занятий, бывшие владелицы веган-кафе и сайтов образца «Котики – за мир!», экономисты с американскими дипломами, якобы-психологи, криво-дизайнеры, киноведы
|
|
|
|
|
|
 Сейчас принято говорить, что советскую цивилизацию развалила Перестройка. Однако есть небезосновательная версия, что всё изначально пошло не в ту сторону, и вовсе не потому, что идеи были корявы. Социум оказался слаб для той колоссальной нагрузки, что принесла с собой Революция. Для понимания процессов можно вспомнить классическую фабулу Алексея Толстого и её киновоплощение. Что за вещь? Фильм «Гадюка» (1965) неслучайно появился именно
|
|
|
|
|
 Я часто захожу в книжные магазины, так как у меня есть старинная (и, видимо, уже, странная) привычка – я читаю исключительно бумажные варианты. И каждый раз я обнаруживаю броские лейблы на обложках с фамилиями некоторых сомнительных авторов. Что там – сомнительных? Откровенных ворогов России – не только современной, но исторической – имперской и советской, завзятых русофобов, критиков спецоперации, чьи высказывания можно легко отыскать
|
|
|
|
|
|
 «Есть в наших днях такая точность…» Павел Коган. Нынче любое событие выглядит знаково-эпохальным. Когда прикрыли лавочку с вывеской "Макдональдс", многие заметили, что он явился, когда мы теряли Родину и – смылся, когда мы стали её обретать. Движение Ксении Собчак в сторону её желтозвёздного фатерлянда – из той же серии. Женщина-полип, выросшая на почве «рашен-гламура» 2000-х и ублюдочной оппозиционности 2010-х, отвалилась сама
|
|
|
|
|
|
 Космическая эра, начавшаяся в 1957 году, открыла неизведанные пути – в науке, технике, социальной жизни. Всё было впервые и вновь. До этого мечтатели смотрели вперед, но теперь они устремили взор чётко по направлению к небу. Вот – фарфоровая статуэтка «Мечтатель», созданная художницей Ниной Малышевой на Дулёвской фабрике. Дата выпуска – 1960 год. Уже летали Спутник и Белка-Стрелка, но фамилия «Гагарин» ещё никому не известна, и всё же каждый мальчик видел себя космонавтом.
|
|
|
|
|
 У Эльдара Рязанова в кинофильме «Гараж» есть замечательный диалог. Профессорская дочь, явно стесняясь, говорит своему новому приятелю – сыну Милосердова: «Закончила филфак. Занимаюсь сатирой». Тот вальяжно интересуется: «Русской или иностранной?» – Нашей. – По XIX веку? – Нет, современной. И тут Милосердов-младший выдаёт с превеликим сарказмом: «У вас замечательная профессия: вы занимаетесь тем, чего нет». Имелось в виду,..
|
|
|
|
|
|
 Когда предлагают жалеть школьника – дело плохо. Это всегда означает, что хотят выкинуть нечто ценное и важное. И – сложное. Вместе с водой выплеснуть младенца. Толстые книги – тяжелы и нечитабельны? Толстой и Шолохов – архаичны? Ибо! Нашему народу это не нужно, потому что нашему народу нужно совсем не это! Нет, уважаемые. Любое упрощение – гибель разума. Человек так устроен, что он или развивается, или начинает катиться в тартарары,..
|
|
|
|
|
|
 Иной раз люди бесятся на тему: «Почему певички и блогеры получают миллионы и живут в пентхаузах да коттеджах, ездят на авто премиум-класса и знают на вкус «ямайский ром с коктейлями пряными» – как в той песне, а доктора с учителями вынуждены выживать?» Далее всегда начинается требование (кому? мирозданию?) вернуть социализм и выгнать певичек, блогеров и особенно дизайнеров из их апартаментов с видом на Пречистенку, заставить трудиться, и...
|
|
|
|
|
 Существуют два опасных мифа о русской цивилизации, оба из которых – лишь «контрастные» модификации единого русофобского штампа. Миф первый, именуемый для краткости «либеральным», гласит, что русские ничего не создали и жадно заимствовали у других – более просвещённых народов, посему и парики носили криво, и стихи слагали с оглядкой на Байрона или Парни, и конфеты делал человек с неславянской фамилией Эйнем. А уж какие немецкие...
|
|
|
|
|
|
 История с Михаилом Ефремовым высветила иные грани бытия — вообще никак не связанные с ночной трагедией на Смоленской площади. Тут уже дело не в самом устроителе дорожно-транспортного ада — здесь оказалась важна реакция общества и так называемой «творческой интеллигенции». На мой, возможно, убогий взгляд, в современной РФ практически отсутствует, как творчество, так и, собственно, интеллигенция, а потому устойчивый оборот...
|
|
|
|
|
|
 После прочувствованного обращения Михаила Ефремова, где он энергично и — достоверно кается, блогерско-творческая среда ответила нестройным и тоненьким взрыдом. Общество же, как таковое, оценило лишь хорошее качество игры. Если хипстеру-на-коворкинге неясно, то разжую: актёр советской драматической школы, да ещё и не самый плохой сыграет вам что угодно — от фонарного столба до Фауста Гёте. Михаил Ефремов — умелый и крепкий лицедей.
|
|
|
|
|
 Паниковать — глупо, изображать бодрячество — гнусно. Безусловно, раздражают люди-истерички с рефреном: «Ой, мы всё умрём!», однако, не меньшее отвращение вызывают люди-мотиваторы, точнее — рекламные слоганы и статейки, написанные купленными блогерами. Всё под копирку: «В тенетах самоизоляции — самое время выучить новый иностранный язык, стать чемпионом и Аполлоном, вышить крестиком «Джоконду» и переписать «Войну и мир»,..
|
|
|
|
|
|
 Стоит выйти какому-нибудь более-менее сносному фильму, вроде «Легенды №17» или «Союза Спасения», все тут принимаются буйно скакать от радости и «...в воздух чепчики бросать». Или что вы там бросаете — кепки, бейсболки, шапочки с криво, хотя на машинке вывязанным словом «Spartak»? Просто сверкаете лысиной? В любом случае, пафос начинает заклинивать, а патриотические философы-киноведы, вроде уважаемого мною Егора Холмогорова...
|
|
|
|
|
|
 Одна из самых обсуждаемых фигур последних дней — новый министр культуры Ольга Любимова. Одни её слёту поддержали: «Красивая тётка! Молодая! Бодрая! Она потянет! Наконец-то нормальный, живой человек во власти!» Прочие возопили: «Она — типичный экс-хипстер и даже лет 10 назад писала в блоге, что ненавидит классическую музыку!» Я полагаю, что живость, бодрость и статус «нормальной тётки» – это не те качества, которые важны в данном случае.
|
|
|
|
|
 Зрители и кинокритики задаются вопросом: «Где, в каком месте авторы не дотянули до оценки пять?» - после просмотра остаётся звенящая пустота, хотя фильм шёл на едином дыхании — без провалов, простоев и ненужных длиннот. В своём клипо-жанре «Союз спасения» – вещь пристойная. Финальный аккорд выглядел бы значительно сильнее, если бы справка о царствовании Николая и — последующей гибели Александра II была бы не так сухо подана. Текст на экране, а зритель морально...
|
|
|
|
|
|
 Это чудовищный и — талантливый фильм-перевёртыш, где вообще нет никакой морали. Это — анти-Достоевский. Тут бесы — торжествуют, а условный Родион Раскольников до конца уверен в том, что «право имеет», ибо перестал быть «тварью дрожащей». Итак, перед нами 1981 год. В отличие от большинства ретро-стилизаций, появившихся как ностальгическая реакция на «скуку» и застой последних десятилетий, «Джокер» выглядит аутентично — ряд критиков...
|
|
|
|
|
|
 Современный мир не нуждается в лучших — он способен выкормить всех. Что есть формирование воли, силы, характера? Завуалированная борьба за лидерство в стае. Победитель в гонке получал хороший кусок бытия — вкусную еду и мягкие шкуры. Сейчас любой полудурок может создать видеоблог, нести там ересь и загребать миллионы. Более того, чем тупее будет контент, тем выше вероятность миллионов — расцветшие «все цветы» хотят видеть...
|
|
|
|
|
 Меня тут на Фейсбуке забанили на 30 дней за неуважительное и резкое отношение к транс... ну, к этим, которых Путин перепутал с трансформаторами. Или с кем-то ещё. У Фейсбучной клики такое правило: если на тебя поступает жалоба и «система» полагает, что ты нарушил краеугольные правила коммуникации, то всё — в бан. Обижать трансмутантов нельзя. И полагать, что они — выдуманы современным пост-человечеством, дабы прикрыть пустоту бытия и...
|
|
|
|
|
|
 В наши дни нет никаких «стыдливых» норм, при которых академик может считать себя выше скомороха-похабника, пуляющего со сцены байками да анекдотцами. Подмена элит! Шуты и футболисты полезли наверх в XX столетии, когда во всём мире церковь и монархия стали сдавать позиции. Свято место не бывает пустым. В Советском Союзе, как уже отмечалось, триумф певиц и манекенщиц был невозможен. По причине того, что СССР копировал многие имперские догмы,..
|
|
|
|
|
|
 «На поле танки грохотали, Солдаты шли в последний бой, А молодого командира Несли с пробитой головой». Из популярной песни. У каждой страны есть цивилизационные коды — это не просто достижения, но — образы, по которым она распознаётся. Для России это — балет, космос, роман-эпопея и — оружие. Любая развесистая клюква про Mother-Russia будет содержать не только па-де-де с лебедями и космонавтами, но и автомат Калашникова, и танк Т-34,..
|
|
|
|
|
 Разумеется, многие ответят следующим образом: «Потому что на нас свалилось лучшее (ну, почти лучшее) в мире образование, да и вообще детьми занимались все, кому не лень и даже те, кому лень — от педагогов школы до пионервожатых и тренеров, руководителей кружков, не говоря уже о родителях, которые и сами были не дураками и менеджерами, а инженерами и «кандидатами в доктора». Но даже и дураки понимали, что в моде — начитанность и...
|
|
|
|
| |
| |
Одна страница
|
| |
|
|