«Свободная пресса» – svpressa.ru 15.01.2020, 15:58
В послании Федеральному собранию президент заложил основу для трансформации политической системы страны
На фото: президент РФ Владимир Путин во время выступления с ежегодным посланием к Федеральному Собранию РФ (Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС)
Материал комментируют:
Александр Шатилов, Алексей Макаркин
15 января президент Российской Федерации Владимир Путин в 16-й раз выступил с ежегодным обращением к Федеральному Собранию, в котором обрисовал ситуацию в стране и назвал главные направления ее дальнейшего развития. На мероприятии, которое проходило в «Манеже», присутствовали депутаты, сенаторы, члены правительства, председатели Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, Генпрокурор, председатель ЦИК, руководитель Счетной палаты, члены Госсовета, главы основных конфессий и другие государственные и общественные деятели.
Заранее было известно, что Владимир Путин собирается поднять темы повышения доходов населения и борьбы с бедностью, и президент действительно начал с социальной повестки, объявив о ряде мер поддержки для семей с детьми (речь, в частности, шла о материнском капитале), шагов в сфере образования и здравоохранения.
Однако самое интересное президент оставил под конец речи, когда заговорил о внесении поправок в Конституцию. Дискуссия об изменении основного закона страны идет уже довольно давно, но Владимир Путин подчеркнул, что необходимости принимать новую Конституцию нет, зато внести поправки в действующий документ можно. По словам президента, эти изменения должны быть направлены на укрепление суверенитета государства и совершенствование политической системы.
Так, Владимир Путин предложил закрепить в Основном законе его приоритет над международными правовыми нормами. Кроме того, в Конституции могут прописать запрет на двойное гражданство и даже вид на жительство для широкого круга должностных лиц, в том числе для кандидата в президенты страны. Последний также должен постоянно проживать на территории РФ не менее 25 лет на момент выдвижения.
Кроме того, Путин подчеркнул, что «одно лицо не должно занимать пост президента более двух сроков подряд», которое сейчас содержится в соответствующей статье Конституции.
Глава государства также предложил расширить полномочия других ветвей власти. Пожалуй, самым серьезным стала инициатива передать назначение правительства и премьер-министра в руки Федерального Собрания. Сейчас парламент может только дать согласие на назначение председателя правительства президентом. Если же поправки будут учтены, кандидатуры будут выдвигать сами депутаты, а президент не сможет их отклонить. Правда, по-прежнему сохранит право отправить их в отставку.
Еще одна инновация — закрепление в Конституции РФ роли и статуса Госсовета, упоминание которого в Основном законе страны сейчас отсутствует. Предлагается также расширить полномочия губернаторов, Конституционного суда, дать большую независимость прокуратуре от местных властей.
Путин подчеркнул, что все предложенные изменения не затрагивают фундаментальных основ Конституции, а, значит, могут быть утверждены парламентом в рамках действующей процедуры и действующего закона. Однако учитывая важность предложенных поправок, он считает необходимым провести «народное голосование» по всему пакету возможных изменений.
Первый вице-президент Центра политических технологий, профессор ВШЭ Алексей Макаркин считает, что выдвинутые президентом инициативы четко говорят о том, что подготовка к будущему транзиту власти уже началась, и эти меры должны в перспективе сделать этот процесс менее болезненным.
— Начинается процесс транзита власти и, соответственно, снижается цена вопроса по поводу того, кто же станет преемником. Теперь следующий президент страны сможет оставаться на своем посту не более двух сроков, слово «подряд» из этой статьи изымается. Кроме того, весьма существенно снижается его влияние на формирование правительства. Теперь депутаты будут утверждать кандидатуры премьеров, вице-премьеров, министров.
Таким образом, транзит может привести к тому, что полномочия следующего президента, кто бы им ни стал, будут ограничены. А, значит, вопрос о том, кто именно им станет, не будет столь драматичным. Возможно, мы увидим смещение модели в сторону коллективного руководства государством.
Есть вопрос по поводу того, как все эти поправки будут приниматься. С одной стороны, президент достаточно четко сказал, что это возможно по федеральным конституционным законам без созыва Конституционного собрания, так как не затрагивает фундаментальных статей.
С другой стороны, 15-я статья, в которой нужно закрепить верховенство Конституции над любыми другими документами, включая международные, находится как раз в той части, которая изменяется Конституционным собранием. Пока ответа на этот вопрос нет.
— Слова президента о всенародном голосовании означают, что поправки будут приниматься на референдуме?
— Референдум возможен. Хотя общенациональных референдумов у нас не было с 1993 года, возможно, его объявят для принятия поправок в Конституцию. Как я уже сказал, ныне действующая Конституция предусматривает, что изменения статьи о верховенстве того или иного права должно рассматриваться Конституционным собранием, а не референдумом. Но, возможно, эту формулировку просто перенесут в другую часть Конституции, может быть, даже, в преамбулу или в часть полномочий Конституционного суда. А изменение этих частей созыва Конституционного собрания не требует.
Декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов также полагает, что президент закладывает изменения в политической системе страны на будущее.
— Кардинальных изменений в политической системе в ближайшее время не произойдет даже в случае принятия предложенных поправок на референдуме, потому что неформальная иерархия останется прежней. Было подчеркнуто, что республика должна оставаться президентской.
Другое дело, что власть считала запрос на перемены в обществе и попыталась сманеврировать, огласив некие структурные изменения и возможность корректировки Конституции. Мне кажется, что это подготовка к транзитным политическим реформам более существенного, фундаментального плана. Я бы отметил закрепление в конституции статуса Госсовета, который там никогда не был прописан.
Кроме того, при помощи этих инициатив власть решила разделить ответственность за проводимый социально-экономический курс с парламентской оппозицией, которая в последнее время резко критиковала политику Кремля. Теперь Госдума, в которой часть составляют депутаты из системной оппозиции, будет утверждать и премьер-министра, и федеральных министров. Увеличиваются как полномочия, так и ответственность депутатского корпуса. Это довольно хитрый маневр.
Что касается судебной ветви власти, президент продемонстрировал, что, с одной стороны, дает им определенные бонусы в плане расширения возможностей и полномочий, особенно Конституционному суду. А с другой, имеет возможность отстранять судей от должностей в случае выдвижения против них обоснованных обвинений. То есть всем сестрам раздали по серьгам, как в плане увеличения функционала, так и в плане роста ответственности за курируемый участок работы.
Еще один важный момент — положение о приоритетности российского законодательства и Конституции и вторичности международных правовых норм. Тем самым фиксируется суверенность России и отход от политики Бориса Ельцина, который стремился вписать ее в международную юридическую реальность.
Теперь это положение пересматривается, и, с учетом войны санкций и беспардонной активности США и их союзников, такая подстраховка не помешает.
— Могут ли полномочия Госсовета быть расширены, и для чего?
— Это не было детализировано, как мне кажется, именно потому, что вопрос о характере транзита власти окончательно еще не решен. Поэтому пока фиксируется некая статусная властная структура, чтобы потом можно было с ней «поиграть» и наделить полномочиями, а если в ней отпадет потребность, оставить за ней совещательные функции.
То есть у нас появляется еще одно структурное подразделение, статус которого при необходимости может быть повышен, и при определенных условиях туда может перейти Владимир Путин, если он решит серьезно перекроить политическую систему. Пока непонятно, произойдет ли это, но этот орган зафиксирован, и я бы к этому институту присмотрелся. Это один из вариантов транзита власти.
Нужно понимать, что транзит не будет четко обозначен, будут выбрасываться разного рода фальш-идеи и инициативы, процесс будет максимально маскироваться. Неслучайно сейчас плодятся институты и перераспределяется функционал, чтобы, с одной стороны, взбодрить систему, а с другой, замаскировать реальные направления транзита на перспективу.
Алексей Громский, политтехнолог, представитель Агентства политических и экономических коммуникаций в Новгородской области
Как правило, Владимир Путин начинает каждое своё послание с самой важной с его точки зрения темы. Так что нынешний документ можно назвать — обращением к «поколению Путина». К тем людям, кто вырос, создал семью и теперь воспитывает детей при осуществлении существующего политического курса.
Он четко обозначил «выгодопреобретателей послания» — это люди, родившиеся в 90-х, прошли социализацию в 2000-х «при Путине». Теперь они хотят развития, но и сами готовы брать на себя ответственность за конкретные дела, стремятся «двигаться вперёд в профессии, знаниях, в достижении благополучия, готовы брать на себя ответственность за конкретные дела».
Прежде всего, указывает президент, этим людям необходимо обеспечить надежный тыл. Исходя из этой логики, Владимир Путин говорит о семье, о выплатах на детей, обеспечении мест в яслях (чтобы сразу после рождения ребенка, члены семьи могли вернуться к продуктивной экономической деятельности). Ориентация на семью с детьми, кстати, ещё в новогоднем обращении главы государства была обозначена.
Тем же, кто не смог пока найти своё место в жизни, государство в лице президента предлагает социальный контракт, помощь в приобретении профессии. Также предлагается достаточно гармоничное сочетание ежемесячных выплат на детей, причем достаточно весомых, индексации материнского капитала и так далее, со своеобразным социальным контрактом.
С другой стороны, Путин говорит об этом прямо, в ответ государство ждет от граждан активного участия в развитии страны. Как минимум, это эффективная работа в приоритетных с точки зрения государства сферах. Подразумевается как участие в материальном производстве, освоение новых высокотехнологичных профессий, так и участие в развитии определенных регионов. Пример со льготной ипотечной программой на Дальнем Востоке и призыв к решению проблемы обеспечения жильём врачей и фельдшеров в сельской местности, думается мне, можно считать и как призыв к людям переезжать для жизни и работы на соответствующие территории.
В этом же пакете действий, которых Владимир Путин ожидает от граждан в обмен, входит и значительная позитивная общественная активность. В том числе, надо полагать, участие в выборах, работе органов местного самоуправления.
К возвращению популярности голосования на выборах, надо полагать, по мысли президента должна привести и одна из главных политических новелл — изменения в Конституции. Прежде всего, это закрепление статуса Госсовета, как органа власти состоящего из губернаторов регионов и новый принцип формирования правительства через утверждение его председателя, вице-премьеров и всех федеральных министров решением Государственной Думы.
Оригинал svpressa.ru/politic/article/254418/ 15.01.2020, 15:58
|