xommep.livejournal.com 28.03.2016 14:03
В прошлой статье обвинил СМИ в пособничестве терроризму - в этой попробую показать, почему так получается. Не от того, что там засели кровавые жидомасоны или велосипедисты, а просто система ценностей современного общества такова, что не обманешь – не продашь. Так что без коренной смены общественно-экономической формации и тотальной чисткой "профи" от сурковской пропаганды нас так и будут кормить дерьмом за наши же деньги. Об этом сегодня и поговорим.
Тема, на самом деле, широка и благодатна, и удивляет, почему её не обсуждают на каждом углу. Видимо, "общечеловеческая" культура настолько въелась в мозг людям, что мы уже перестали обращать внимание на очевидное. Значит, тем для статеек меньше не будет. :) Продолжаем вскрывать либеральные обманки[1] .
Начну немного издали, как обычно. Мы уже 25+ лет живём при "рыночной" экономике, которая всё это время оправдывает своё самоназвание на 146% - в этой экономикеэкономиксе[2] не имеют значение производство и потребление, Общество и прочие термины из тех пор, когда человек ещё звучал гордо. Для "экономикса" (товарищ Аристотель ещё до первого айфона обзывал эту "экономику" хрематистикой[3]) важнейшей составляющей процесса товарообмена является продажа, а не производство или потребление. Это, на самом деле, фундаментальное отличие современного экономикса от нормальной экономики, и про это надо писать отдельные статьи; но тут, пожалуй, ограничусь констатацией – приоритет у "экономикса" установлен именно на продажу, а не на производство или потребление.
Ровно та же ерунда творится и с распространением информации. Многие догадываются, что информация – уникальная ценность, которая не уменьшается от собственного распространения. Тем не менее, мы наблюдаем ситуацию, когда информация – как и всё остальное на свете – является товаром, и, соответственно, важнейшим параметром любой информации её продажа. Не качество, правдивость[4] или достоверность[5] (ха-ха три раза) - извлечение прибыли[6].
Для товара, который имеет около-нулевую стоимость тиражирования, фокусировка на прибыльности ведёт к следующим основным проблемам:
1) Важнее становится не производить контент, а "пиарить" его
2) Теряется связь между трудозатратами и итоговым результатом
В общем и целом эти проблемы характерны для любых товаров в "рыночной" экономике, но в случае информации они просто моментально встают в полный рост. Более того, именно в информационной сфере зацикленность на прибыльности в корне искажает самую суть продаваемого "товара". Оно в принципе так для всех товаров происходит, но всё же телефон обычно умеет звонить, а штаны можно носить; тогда как в информационной сфере наиболее продаваемым товаром зачастую являются скандалы[7], а то и просто заведомые фейки[8], то есть ложная информация, направленная на дез-информацию покупателя.
Если брать второй аспект проблемы информационных товаров, то "бесплатность" тиражирования информации приводит к инфляции этой самой информации, и особенно специалистов в этой области. Как говорил товарищ Иосиф Виссарионович Сталин, "кадры решают всё"[9], и в сфере распространения информации (чуть не сказал "информационных технологий", это немного не про то) все позиции, должности и щели в полу переполнены разнообразными специалистами, которые хотят работать поменьше, а получать побольше.
В сфере СМИ и около того весьма велики возможности получить халяву[10] - то есть поработать на рубль, получить на 10 рублей. При этом уточню, что я не считаю всех работников СМИ халявщиками; недаром говорил про инфляцию – окно "халявных" возможностей сжимается с каждым годом, и тем не менее оно всё есть, и достаточно большое – особенно с появлением доступного широкополосного интернета – сейчас прямо бум расцвета видео-блогов и прочих заменителей телевизора, и я бы не сказал, что это плохо.
Пока что я написал довольно очевидные вещи. Если переходить уже к конкретике, то в этой статье хотелось бы поговорить про гримасы разделения труда[11] в сфере СМИ – не столь важно качество контента[12] (то есть собственно распространяемой информации), как его пиар.
В некоторой степени, конечно, это связанные вещи, но не будем забывать про тотальную инфляцию информации; её сейчас слишком много, и, вы будете смеяться – в основном как раз по причине постоянного распространения не-нужной людям информации[13], то есть рекламы. А в условиях информационного зашумления, что твоя РЭБ[14], слышно не самых умных или правильных, а кого? Правильно, самых громких.
Именно этим объясняется тотальная деградация образовательных, информационных и даже развлекательных программ по сравнению с советским временем – да, смотреть их пусть даже интересно, но выключил и забыл, о чём там речь-то была; потому что собственно информацию подменяют пустышки в красивой оправе.
Но наиболее больно (почти каламбур) эта проблема бьёт по молодой отрасли и поросли интернет-СМИ, то есть по блогерам[15] . В условиях отсутствия разделения труда им приходится одновременно и создавать контент, и пиарить его – и ввиду особенностей распространения информации нетрудно угадать, в какую сторону смещаются приоритеты. Для лучшей продаваемости приходится искажать самые основы собственного творчества – кривляться, паясничать, шокировать публику различными способами – лишь бы были просмотры, перепосты и лайки. Какой бы не был гениальный ролик или статья, их гениальность в теньге не сконвертируешь, а вот просмотры – таки да, это монетизируется[16] . А не будем забывать, ЧТО является целью любой деятельности в современном "экономиксе".
Я регулярно ругаюсь на окружающую биомассу[17] - люди-то не виноваты, что их держат за скот. Вся проблема в ценностном базисе[18] "экономикса", формулирующемся в трёх словах - "бабло это всё"[19]. Это, возможно, до сих пор кому-то сложно осознать, но если немного подумать, то быстро понимаешь, что вся болтовня о любых других ценностях пасует перед главным фетишем – деньгами или прибылью. И ровно так же это не сами блогеры виноваты, что они такие кривляющиеся клоуны – вся система тиражирования информации построена на принципе "не обманешь, не продашь".
От блогеров эту ситуацию легко спроецировать на более крупные СМИ, но это тема уже другой статьи.
Ссылки
|