xommep.livejournal.com 30.05.2016 23:41
Давненько не писал заумных статей – вот, пора навёрстывать. В ходе подготовки и проведения прошедших накануне "Дней Сибири" в Томске сделал доклад на тему "Народная культура и современные гражданские медиа – от традиции к технологиям и обратно"; это название не я придумал, по сути его можно переформулировать как название статьи: "Про традиционную культуру и блогеров". Тема, на самом деле, вполне интересная и не противоречивая, как это может показаться на первый взгляд.

Выступаю с докладом в рамках акции "Музей на траве"
Фото Андрея Голубева
О народной и традиционной культуре
Про народную традиционную культуру я писал очень много, поэтому в этой части статьи будет много само-цитат – читаем ссылочки, ибо зачастую мысли не очевидны, но вполне понятны, если хоть немного покопаться в теме.
Начну с того, что народная культура воспринимается современными людьми как некий смесь китча и архаики. безвкусный и бесполезный в современных реалиях. Каждый первый тинейджер, забредший в мои "околокультурные" статьи, спрашивает – а зачем мне, такому продвинутому жителю мегаполисов, какие-то традиции каких-то там старперов, живших когда-то давно, до Первого Айфона? Поэтому и разговор надо начинать не с позиции современного обывателя, а с самых основ – что вообще такое народная традиционная культура?
В первой из своих прошлогодних видеолекций[1] говорил, что культура – это немного не то, что подразумевается обывателем; это не скрипки и не театры, это – наша с вами система ценностей, способ общения, мышления и т.д. В этом плане традиционная культура – принципиально другая система этих самых ценностей, основа которой лежит в передаче положительного опыта от старших поколений младшим (и иногда наоборот тоже). Концепция традиционной культуры строится на передаче знаний от родителей детям и т.д., и подразумевает заинтересованность отдающей стороны в том, чтобы принимающей стороне было хорошо. Вы же не будете наживаться на своих детях, не будете учить их дурному? Вот и народная традиционная культура на этом строится.
В современной же "культуре" что ломать, что строить[2] - один чёрт. Современного человека окружает в лучшем случае бессмысленная[3] информация, а зачастую и попросту вредная. Основа культуры современного мира – реклама – построена на том, чтобы впарить человечку то, что ему не нужно; то есть прямо противоположна принципам традиционной культуры. А когда у вас культурный базис[4] работает в обратную сторону, нечего удивляться дальнейшим результатам – если вы решили, что 2*2=5, у вас вся конструкция рассыпется.
Взять, например, науку о движении звёзд и планет. Большинству людей советской закалки сразу же придёт в голову астрономия, но несознательная часть общества решит, что речь про астрологию[5] . И то и другое, вроде бы, про одно и то же – но смысл несколько разный. :)) То же самое и в культуре – от базиса зависит буквально всё, что мы видим и как воспринимаем этот мир.
Периодически провожу аналогии культуры и истории с человеческой памятью[6] - мы с вами есть сумма наших воспоминаний. Представим себе, что нам стёрли память о прошлом дне, годе, десятилетии – как мы будем себя чувствовать. А как насчёт стирания памяти о первых годах жизни – если мы не будем знать, кто мы такие, кто наши родители? Если же стереть память человеку совсем, он не просто всё забудет, а превратится в овощ, поскольку все двигательные и речевые навыки формируются в детстве и остаются в той же самой памяти, на уровне условных рефлексов. Просто мы настолько привыкли к современному положению дел, что возникает ощущение, что человек живёт в какой-то математической задаче – "У Васи было 5 яблок, он отдал два Пете2" – зачем, почему, никого не интересует. Вопросами философии на уровне общества[7] никто не занимается, а очень даже зря; потому и не можем "изобрести" национальную идею, что философские вопросы задавать самим себе не умеем.
К чему всё это я... Традиционная культура – это передача опыта между поколениями, и целая ценностная система; тогда как для современного человека "русская народная культура" – это песенки в кокошниках имени Пелагеи и задирание ног в духе ансамбля "Золотое кольцо". Но это же вообще не про то! Народная культура – это культура народа, а вся эта развесистая клюква – культура для народа, что совсем не одно и то же. Народ никогда так песни не пел, как Кадышева с Бабкиной, и на таких инструментах не играл, на которых играют ансамбли "русских народных инструментов". Гармонь-то появилась в деревнях уже ближе к 20-му веку, а в этих оркестрах в ходу баяны, аккордеоны и бас-балалайки – где тут народ вообще? Это эрзац и подмена понятий; люди, которые не любят русскую традиционную культуру, с большой долей вероятности понятия не имеют, что это такое.
Хотелось бы ещё немного заострить внимание на том, что народная культура не равно традиционная культура. Когда-то давно так и было, но с развитием СМИ традиционная культура стала уходить в тень, и заменяться манипуляциями властей – не только в "кровавом совке", но в первую очередь на Западе; там эти процессы начались гораздо раньше, и зашли намного дальше; например, в Англии не сохранился... традиционный костюм. Вообще. В Шотландии есть, в Ирландии есть, а в Англии – нема. Да, городской и элитарный костюм англосаксов переродился в современный деловой стиль – пинжаки с карманами – но именно народный, деревенский и местечковый, составлявший бОльшую часть населения – утерян напрочь. А у нас пока что есть, по окраинам страны почитай у каждой бабки в сундуках лежит.
Народная культура – это то, что передаёт друг другу сам народ. В этом плане современная народная культура – это Цой и Летов, это "Ласковый май" и "Ленинград", это стереотипы из сериалов и фильмов – и, к сожалению, ничего своего собственного, семейного и личного. Современная культура, возможно, несколько продвинута по сравнению с бабкиными песнями (хотя если попробовать в этом покопаться, то вас ждёт немало удивительных открытий), но она отрицает... человеческую личность и уникальность. Мы делегируем "занятие культурой" специалистам, а сами всего лишь хаваем слушаем и аплодируем. И эти люди упрекают предков в невежестве? И речь ведь не только про музыкальную культуру, но и про всё другое, что окружает нас в повседневной жизни – архитектура, кулинария, и многое другое.
В конце этого блока хотелось бы привести тему героев. Люди старшего поколения ещё воспитаны на русской традиции мифов и легенд, в которой героями являются воины и первопроходцы – то есть люди, совершившие определённый подвиг, а то и пожертвовавшие собой – Ермак, Суворов, Александр Матросов, Юрий Гагарин. Большинство из них – простые люди, которые, тем не менее, сделали нечто героическое – и тем самым показывают нам пример, как надо поступать в случае чего.
Но если взять современную культуру (и тут я не беру в расчёт государственную пропаганду, ввиду её очевидной немощности), как всё странным образом меняется. Героями для современных подростков и юношества являются... герои сериалов и фильмов класса "Мстители". Например, в этом году изрядного шуму наделал фильм "Дэдпул"[8] ; когда я про это рассказал в своей тусовке, никто даже названия такого не слышал. А подростки обсуждают такие вещи – кто героев комиксов, кто "Звёздные войны", кто ещё кого – в итоге термин "герой" и примеры для подражания у них изрядно отличаются от тех, к чему привыкло поколение "за 30". И это начинает напоминать историю со стиранием памяти – если стереть воспоминания, то на их место можно нафантазировать что-то совсем другое – и вроде человек тот же самый, да вот содержание черепушки совсем другое.
Понятно, что такие процессы идут уже давно, и молодёжь обвиняют во всех грехах со времён Эллады, однако у нас в стране давненько не было такого разрыва между поколениями, как сейчас. Не уверен, что запаса прочности хватит, и в случае чего современная молодёжь пойдёт следовать заветам Жукова, Суворова и Гастелло, а не скажет "мы теперь цивилизованные европейцы, и лучше будем пить баварское".
В среде фольклористов, этнографов и прочих граждан исторической направленности сложился стереотип, что традиционная культура – это то, что было раньше.Но ведь это попросту неверно – традиционная культура подразумевает передачу информации из прошлого в будущее, и нельзя её закукливать на уровне "записей 1815-го года" – запись это прошлое, его нельзя отрицать, но на неё свет клином и не сошёлся. Надо её развивать и дальше нести, чтобы она стала частью нашей общей культуры, а не застывшим музеем. Сводить народную культуру к одной этнографии – всё равно, что сводить изучение животного к изучению его трупа. Такое моё мнение. В первую очередь передавать информацию надо, а тут на помощь приходит известно кто.
Блогеры – кто это?
Перейдём от рассмотрения культуры в целом ближе к сути статьи – кто же такие блогеры и зачем их вообще пристёгивать к теме традиционных ценностей? В массах сложился стереотип, что блогер – это некий богатенький бездельник, который слоняется по всяким биеннале и хэппенингам с большим фотоаппаратом, пишет ахинею в интернете и больше ничего не делает. Однако тут, как и в случае с народной культурой, мы имеем дело с ложными стереотипами.
Блогер – это тот, кто ведёт свой блог[9] , то есть онлайн-дневник. Собственно говоря, всё. Отсюда следует, например, факт, что блогером по сути является любой, кто имеет страничку в соц. сетях. Постишь фотки о котиках, демотиваторы и прочая – считай, ты одной ногой уже блогер.
По сути блогер отличается от обычного пользователя "Одноклассников" или фконтакте/фейсбука/моего_мира только тем, что он публикует свои собственные мысли, картинки и фоточки. Если вы выкладываете в инстраграмм или ютуб свои фото и видео – считайте, что вы полноценный блогер.
И здесь с ходу надо упомянуть про тему героев – когда человек начинает чем-то заниматься более-менее всерьёз, а не просто выкладывает фоточки обеда в кабаке, он начинает сознательно или бессознательно подражать определённым героям. И сплошь и рядом люди попадаются на стереотип, упомянутый выше – люди, которые ведут блоги, начинают подражать "профессиональным" блогерам, так называемым "топам", топ-блогерам, самым известным... и это не просто ошибка, это фактически искажение основ. Ибо "профессиональный блогер" – это оксюморон. Блогер – это человек, который публикует свои мысли в интернете; но как только мы начинаем свои записи монетизировать[10] , чтобы стать тем самым профи, мы начинаем искажать самую суть своего дела – вместо собственных мыслей на первый план выходит охват аудитории, и люди начинают писать о том, что интересно массам, а не то, что интересно им самим. И блогер перерождается в журналиста, что, согласитесь, немного не о том.
Если же откинуть поражённых скверной топ-блогеров, то масса простого блогерского народа формирует... народный интернет. Буквально. Простые люди думают о том, что интересно им самим – и, таким образом, по простым, нормальным блогам, можно узнать настроения этого самого народа. По "топам" мы этого не узнаем, они не могут писать то, о чём думают – иначе они потеряют ту или иную часть читателей, и вынуждены скакать под дудку общественного мнения, какими бы "независимыми" не казались со стороны. А вот простой человек может сказать всё, что в рамках закона, и это хорошо. (с)
Блогер – это единственное СМИ, которое может себе позволить быть честным. Все остальные так или иначе врут, и это не напраслина, а, как показывал выше – часть современной культуры. Если ты встроен в систему, ты так или иначе будешь следовать её нормам и канонам, а они у неё самую малость бесчеловечны, ведь превыше всего – деньги[11] , а не человек.
Не идеализирую блогосферу, и прекрасно понимаю, что она – отражение нашего с вами мира, в котором тот же Дэдпул много важнее Гагарина или Маресьева – прямо сегодня и сейчас; а завтра ещё какая Чебурашка-нинзя выйдет и займёт место Главного Героя. И, тем не менее, через народный интернет есть возможность влиять на массовое сознание. До распространения доступного всем интернета это было невозможно, и это надо использовать.
Блогеры на стыке народной культуры и современности
Потихоньку добрались до сути статьи. :) Хотя сочетание "блогер" и "народная культура", на первый взгляд, являются практически антонимами, они нисколько друг другу не противоречат, и, более того, в современном мире могут и должны совпадать. Это я не к тому, что все должны писать про традиционную культуру – последнее дело указывать блогеру, что ему делать, на то он и блогер, чтобы писать про то, что нужно ему. Это журналиста можно построить в колонну по три и послать куда глаза глядят, а блогер независим, от слова "совсем".
Проблема современной культуры в том, что для неё на первом месте находятся деньги и прибыль[12] ; она одномерна[13] и всегда учитывает только заработок бабла, а всё остальное ей не интересно, и это люди видят. То, что не приносит прибыли, не будет интересно СМИ, и через это масса всего действительно интересного пролетает мимо ушей простых граждан. А ведь блогеры как раз этим и могут заниматься – нести в массы не то, на чём можно заработать (блогеры зарабатывают нормальным производящим трудом), а то, что интересно простому трудовому народу.
Были мы буквально неделю назад на Алтае, в мастерской "Десятиручка"[14] , где хозяйка нам рассказывала про традиционную русскую кухню – и не только рассказывала, а прямо в процессе готовила в русской печке:

Булочки и ватрушки в "Десятиручке"
Вот вам пример живой традиционной культуры – не песенок и баянов, а кухни, которая близка буквально всем. Почему не писать про это дело? Я не удержался и записал весь процесс на видео, но моя камера[15] пишет звук хреново, а разбирать звук под микроскопом и клеить субтитры мне, если честно, лень, да и некогда. Но если кому интересно – дарю идею для блога. :) Если кто думает, что русская печь – непреодолимая преграда для горожанина, приведу слова одной мастерицы из ещё более далёкого алтайского села Мульта[16] - почти все блюда русской печи можно готовить в мультиварке[17] ; немного не то, но как заменитель – вполне подойдёт.
Тут главное, чтобы самому было интересно – тогда и дело пойдёт, и читателям интересно будет.
Разумеется, блогерство – это в определённом плане склад ума, и подойдёт, в общем-то, не всем. Многим людям тяжело выкладывать свои мысли в открытый доступ – а ну как кто подумает чего плохого про них; да и вообще термин "блогер" в некоторых кругах является ругательным. :) Поэтому и говорю – главное, чтобы самому было интересно поделиться мыслями.
Ещё одна проблема блогеров – в том, что надо уметь замечать детали. Сплошь и рядом бывают ситуации, когда куча народу проходит по одним и тем же местам, но один человек на основе виденного пишет статьи-очерки-фотоотчёты, а другие уже назавтра не помнят, что с ними было. Поэтому блогерство имхо должно хорошо пойти любителям истории, фольклора и этнографии – они замечают интересное там, где другие видят лишь рухлядь. Но, разумеется, не стоит ограничиваться стариной – та же география ничем не менее интересна; да что угодно, от детских игр до квантовой физики.
Для блогеров имхо ключевым свойством должна быть привычка замечать и фиксировать происходящее вокруг; причём зачастую – параллельно с основными занятиями. Ходить и целенаправленно искать что-то интересное – это ближе к журналистике; хотя если интересно самому, то почему нет. А "чистое" блогерство – это видеть интересное в повседневности; между других занятий. Скажем, я постоянно выкладываю отчёты о мероприятиях, на которых сам же и выступаю; например, см. отчёт о "Днях Сибири"; я не могу фотографировать, когда я на сцене, но мозги и глаза и на сцене никто отключить не может же?.. Понятно, что идеальных кадров и мега-отчётов при таком подходе не получится, но тут надо вспомнить ещё один интересный аспект отличия блогеров от журналистов.
Блогер – это зачастую участник событий, а не зритель (и тут речь не только про фестивали и прочая), поэтому его рассказы, возможно, не так зрелищны и понятны зрителям, но они куда более адекватны и профессиональны, нежели репортажи профи-журналистов[18] . И, рассчитывая на освещение того или иного мероприятия, события и т.д., сплошь и рядом натыкаешься на неприкрытое ламерство[19] со стороны журналистов. Так что чем больше репортажей со стороны блогеров, тем больше адекватности, такое моё мнение. Хотя блогеры тоже разные бывают, конечно.
Про технику
Изначально термин "Блог" подразумевал текстовые статьи, и "блогер" было практически равно "писатель". Однако прогресс не стоит на месте – я ещё в 1995-м учился в мультимедиа-центре НГУ :), и распространение интернета сделало возможным фото-блогерство имени инстаграмма, а также популярное в последнее время видео-блогерство имени Ютуба. Если руки не заточены под клавиатуру, то всегда есть возможность выразить мысли фотографиями, картинками или просто записать собственные мысли на видео.
В плане популяризации собственных мыслей фото – и видео-материалы крайне интересны – по собственному опыту вижу, что современный человек текст воспринимает тяжело, ему бы чего попроще, трах-тарарах и "вау", и поэтому лучше разбавлять тексты картинками и видео. Я обычно пишу на такие темы, куда ничего такого не вставить (да мне и не надо), но на большинство повседневных тем можно придумать иллюстрации.
Фото – и видео-отчёты крайне полезны не только для вставки в статью, но и просто для собственного понимания, что где и почему. Например, я постоянно в поездках и мероприятиях делаю фото-отсечки – фоточки "на память", чтобы была возможность уточнить, когда и где было то-то и то-то. Причём в момент сьёмки можно и не очень понимать, когда и в каком месте это может понадобиться, но так, например, можно потом сообразить, сколько ехали от А до Б; кого где встретили, что где стояло и т.д. Естественно, нужно выставлять правильное время на всех фиксирующих устройствах, для ориентации по времени съёмки.
По большому счёту, применение техники для блогера не обязательно, но вообще-то желательно. Голова и память не резиновая, и такие фоточки и видео-зарисовки могут помочь в дальшейшем, и почему их не использовать.
Тем более, что современная техника дошла до того, что вполне нормальным устройством фото-видео-звуко-фиксации может служить обычный телефон-смартфон. По сути это карманные компьютеры[20] , которые при верном использовании могут быть рабочим инструментом блогера – то, что телефон это игрушка – точно такой же стереотип, как псевдо-народная культура и бездельник-блогер. Да, когда вы поймёте, что вам нужно, скорее всего, почти любой фотоаппарат будет лучше телефонной камеры, и любой диктофон – лучше его микрофона, но если ничего другого нет – то и телефон вполне сгодится; как минимум – для временнЫх отсечек. А если брать аппараты класса Айфон (с которыми стремительно сравниваются китайские ведроиды[21] ), то их уже не каждой мыльницей заменишь. У меня есть пара очень продвинутых друзей, которые занимаются мультимедиа-продукцией профессионально (один киношник, другой музыкант) - оба отзываются о качестве Афони весьма положительно, хотя могут себе позволить любую альтернативу. Так что не надо комплексовать, если нет денег на продвинутую зеркалку или 4К-камеру.
Для блогера – если он не косит под журналиста, конечно – главное собственные мысли донести. Если они будут немного шероховаты и зернисты – ничего страшного, мы же не обязаны всем нравиться.
Про популярность
Самая больная проблема для честолюбивых блогеров – популярность. Пока ты пишешь для себя, вопросы популярности тебя волнуют мало. Но стоит почувствовать, что ты популярен, что тебя читают и цитируют, как блогер начинает перерождаться в журналиста – начинает думать, что главное – это набрать побольше ретвитов и лайков; а ведь блогер это не про то, см. начало статьи.
К сожалению, современная "культура" буквально подталкивает людей мыслить в категориях "человек человеку волк"; и возникают всякого рода " рейтинги блогеров[22] ", что по сути является провокацией конфликтов на ровном месте. С большинство "топ-блогеров" в одном поле по нужде присесть стыдно, они ведь даже и не блогеры по сути, а так, дурналисты – однако начинающий блогер косится одним глазом на топ и стремится как можно выше взлететь, что в корне меняет мотивацию к творчеству.
Недаром всегда говорю – живите своим умом, не пытайтесь обезьянничать за условным "телевизором" (интернет в этом плане мало чем от ТВ отличается); пишите про то, что интересно вам, а не что принесёт вам больше читателей или репостов. Думайте про суть своего дела – это, по сути, единственный совет, который можно дать любому блогеру, независимо от его направленности и специализации. Понимаю, следовать за трендами проще, но соревноваться в популярности с людьми, которые занимаются "блогерством" профессионально – изначально путь в тупик. Хочешь получать деньги за творчество – не кривляйся, иди в журналисты, там хотя бы будет всё честно – ты выполняешь заказ и получаешь деньги, а все эти "профессиональные блогеры" – это извращение над сутью вещей.
Да, есть исключения - Гоблин[23] , Шарий[24] - но у них был изрядный стартовый капитал и немалая известность до ухода в блогеры; на каждого "профи-блогера" приходятся тысячи и чуть ли не миллионы тех, кто лишь бесцельно обезьянничает, потому что "это модно".
Блогерство – это занятие в первую очередь для себя, потом уже для других. Несколько эгоистично звучит, и тем не менее это так. Кроме того, что вы самовыражаетесь, блогерство способствует развитию следующих качеств:
1) Независимость. Блогер действительно независим (если он не пытается играть в журналиста), и на все вещи смотрит вровень; практически ничего не может заставить его смотреть снизу вверх, с подобострастием – если даже на работе вы мелкая сошка, то в блоге можете развернуться. С соблюдением норм законодательства и, желательно, моральных норм тоже, про что частенько забывают.
2) Творчестский подход. Что бы вы не публиковали, даже необычные селфи и фоточки еды – это поощряет мозговую активность, доступно каждому и развивает ум; что необходимо не только молодёжи, но и старшим поколениям тоже. Блогерство зачастую позволяет посмотреть на мир по-другому, это полезно для профилактики закисания в бытовом болоте. Не говоря уж за то, что умственная активность предотвращает или замедляет слабоумие, что касается не только стариков, но и многих людей "за 40-50" – мы привыкли жить в привычным рамках, в которых мозги перестают работать и движутся по инерции, отчего появляется заскорузлость в мышлении, поведении и так далее.
3) Всеохватность. Блогерство доступно всем – и молодым и старым; молодым проще с техникой, зато старикам куда больше есть, чего рассказать; и не беда, что их не будут цитировать модные "топ-блогеры" – не пофиг ли на них? Зато "своим" будет что почитать. И темы могут быть самые разные – от подростковых "супер-героев" до обзоров крематориев; пишем сегодня про одно, завтра про другое, почему нет-то? Кругозор можно расширять в любом возрасте. Проблема исключительно в собственной лени – "я это не умею", "это никому не надо", и т.д.
Резюме
По идее блогерство с традиционной культурой никак не связано – однако, если присмотреться, то все его лучшие черты вполне совпадают с лучшими чертами традиционной народной культуры. Да, при слове "блогеры" в голове всплывают матерящеся "топы" с нецензурными никами и какие-нибудь летсплейщики[25] с ютуба – но это, напоминаю, раскрученный всё теми же СМИ стереотип. Если смотреть с точки зрения народного интернета, то мы сами, простые советские граждане, можем формировать свою собственную информационную среду, без блэкджека и шлюх, которую не стыдно будет и друзьям показать, и детям передать. Это, в общем-то, и есть зачаток традиционной культуры.
Не надо бояться слов "блог" и "блогер"; и, если у вас есть зачатки этого жанра, давайте, присоединяйтесь. С точки зрения современного общества чем больше конкуренция, тем хуже – то есть человек человеку волк; но если говорить за народную культуру, то мы тут друг другу не конкуренты, а соратники, и чем нас больше, тем лучше нам и хуже им – тем, кто думает иначе, представителям современной "культурки". Современная культура плоха не тем, что она "современна"; а тем, что она не адекватна[26] - моменту, миру, Человечеству вообще; она сводит вообще всё, от информации до пенитенциарной системы, к деньгам, а ведь мир не одномерен, и у нас, у людей, масса других ценностей. Ставить вопрос "сколько стоит наше будущее и будущее наших детей" несколько некорректно, поэтому нужно уже впрягаться в информационную войну[27] на стороне Людей против орков. Она идёт всегда, независимо от нас, и мы можем либо тупо идти, как барашки на убой, либо как-то сопротивляться.
youtu.be/X2xDdjALi8Y
Лучше, конечно, помучиться.
Это я, конечно, лихо загнул. Для большинства людей информационная война идёт где-то в стороне, и никто не будет звать вас на пулемёты и в рейды по тылам противника. Просто живите как люди, поступайте как люди, и не забывайте отображать это состояние в интернете – так в мире станет немного больше добра. А если таких людей станет много – то и довольно много добра.
А не будет запроса снизу, сверху так и будут думать, что всё нормально. Так было и в 1917-м, когда революционеры (как бы не включая тов. Ленина) не верили в возможность революции в России даже в феврале-1917, так было в Перестройку; и то же происходит сейчас. Смотрю ролики с Путиным и Медведевым – они вещают, им все рукоплещут, а то, что предприятия закрываются, зарплаты падают и цены при этом растут, кто им расскажет? Журналисты? Ага, держите карман шире. Их тут же заклеймят "пятой колонной" и начнут поливать грязью разнообразные охранители[28] . Так что блогеры – это немного и политическое явление тоже.
Если же мы устранимся от этого процесса и отдадим интернет апологетам "нового порядка", монетаристам и прочим "топ-блогерам", то не надо удивляться, что "нас никто не слышит". Сейчас у нас есть все инструменты для распространения информации; всё в наших руках.

Автор этих строк[29] в свое время был нацистом, но раскаялся и за это пострадал
Как обычно у меня, вместо лёгенькой темы получился глобальный трактат. А что вы хотите – в народной культуре всё взаимосвязано. И мелочей тут не бывает.
youtu.be/DpxjvYoLEJs
Не только лишь все знают, что Питерская "Братина" – не профессиональный коллектив, состоящий из обычных горожан, в т.ч. офисных работников, которые в свободное время изучают[30] традиции казачества. Хотят приходят, хотят не приходят; где-то я такое уже говорил сегодня... :))
Ссылки
[23] – | Тупичок Гоблина (Goblin). Переводы кино. Студия полный Пэ. Божья Искра. Синий Фил.
30.05.16 16:50
oper.ru/
|
|